Благодарю своего коллегу и товарища Александра Изотовича Адамского за любезное согласие разместить этот текст на сайте до того, как с ним ознакомятся читатели газеты «Вести образования». Короткий, но принципиально важный текст из его Fb – о перспективах образования в связи с президентским посланием. Не то что бы эти перспективы были совсем уж мрачны – просто они урезаны до «прожиточного минимума». По-своему, реалистично. Это особо контрастно выглядит на фоне «громадья планов», которые декларировались ранее. Как всегда, болевая точка – образование в регионах. А это – симптом неуправляемости системы, что ставит под вопрос всякую возможность выработки и реализации образовательной политики, ориентированной даже на самое ближайшее историческое будущее. «Система отдельных мер» в рамках «ранее утвержденного плана». Диагноз-прогноз Александра Адамского точен, предметен и… беспощаден, при привычно спокойном, выдержанном тоне автора.
Обратите внимание на завершающий тезис об уровне компетентности распорядителей финансовых средств. Главная проблема в том, что пресловутый кризис образования – по крайней мере, в России – приобрел форму кризиса управления образованием, а если точнее – кризиса профессионализма управления образованием. Как наиболее «слабого звена» системного управленческого кризиса, который испытываем мы в последнее десятилетие.
Владимир КудрявцевПишу комментарий для
Вестей образования, чтобы не рассказывать отдельно каждому изданию. Общее ощущение, что президент не стал менять повестку дня образовательной политики, большинство предлагаемых мер - повтор или продолжение уже действующих механизмов (1 млн рублей для учителей, которые поедут на село, кванториумы и аналогичные инструменты поддержки талантов, развитие интернета и пр.). Можно предположить, что необновление повестки, отсутствие новых амбициозных задач вызвано неуверенностью в управляемости системы. Т.е., к разбалансированности системы добавилась потеря управляемости, в том числе и от разъединения ведомства. Это добавляет риски реализации нацпроектов, вообще любой страновой проект или решение под угрозой: цифровизация, инвестиции, федеральный перечень учебников, федеральные стандарты, аттестация, вхождение в 10-ку развитых стран (по общему образованию). Поэтому выбрано то что реально может состоятся: создание 5 крупных центров, сотни РАНовских школ, десятки кванториумов. Демонстративные продукты, вместо системных решений. Зато риски провалов снижаются.
Развернуто отвечаю на вопрос известного психолога В.Т. Кудрявцева, что еще можно добавить к комментариям про послание президента.
Что еще добавить? Основное - анализ финансового положения региональных бюджетов и способов администрирования дополнительно выделенных средств. Результат механизмов выполнения наиболее амбициозного предложения майских (2012 г.) указов, соответствия средней зарплаты учителей средней по экономике региона - осложнение, мягко говоря, в региональных бюджетах. Плюс, внутриведомственные издержки - рост нагрузки, увеличение численности классов, как следствие - рост негативных настроений в педагогической среде. Т.е., государство направило огромные средства - регуляторы своими усилиями по администрированию расходов, создали прямо противоположный эффект. Вместо благодарности учителей получили неблагодарность. Теперь, внимание, вопрос:
при таком уровне администрирования дополнительных расходов, есть у власти мотивация выделять эти средства и ставить амбициозные задачи? Никто не выделит больше денег и не поставит более системные задачи не только потому что денег нет, а потому что нынешний уровень финансирования - выше уровня компетенций тех, кто администрирует расходование этих средств . Вот теперь, если кратко - все.
Fb Александра Адамского
На развитие сайта