Илья Раскин …Действие, которое может доставить личные неприятности, но направленное на общественное благо, именуется поступок. Заметим: животные поступков не совершают, у них сплошь поведение. Но и звери способны жертвовать собой ради ближних своих (скажем, родители ради детенышей). А люди – ради не только ближних, но и ради дальних. Ради человечества. – Илья Раскин
21 февраля на
семинаре в РГГУ поговорили об
Илье Раскине, о жизни, о том, как ее перемалывают и подают СМИ, о мышлении, о философии, вспомнили и заново пофантазировали о живой и мыслящей журналистике. И о мыслящей психологии тоже. Тот, кто разносит философию и жизнь по разным мирам, равноудален от той и другой. Философ и журналист Илья Раскин был наделен феноменальным чувством жизни. Оно документировано в его книжках «По понятиям» и «Случаи», выход которой он успел застать. И в его работе по «оживлению» архива Э.В.Ильенкова, результаты которой представила – в виде еще двух книг – дочь Эвальда Васильевича Елена Иллеш. Кое-что из вошедшего в первые две опубликовано в
авторской колонке, которую Илья Анатольевич вел на этом
сайте.
Философия впервые задумалась о жизни не в лице Гуссерля и его ученика Щюца, как принято считать. Может быть, их устами подобрала новые слова, но не более. И не взамен классической немецкой философской терминологии. Да, у кого-то был мотив – спасти таким образом жизнь от «интеллигибельных монстров» классического языка и даже понятий классической философии. И наоборот – «вдохнуть жизнь» в философию, расчистив ее от дохлых, но давящих абстракций. Но по результатам, оказалось что уже не во что «вдыхать». И нечего. Впрочем, Монтень и Вольтер, Шопенгауэр и Ницше тоже говорили о жизни, и тоже не на классическом философском… С древности и на Востоке, и на Западе существует целая традиция «философского писательства», которое отличается от строительства «философских систем». Не в жанре дело.
Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель, Маркс и Ильенков «думали о жизни». Как и все настоящие философы, включая нашего друга Илью Раскина. А для этого надо находиться «в самой гуще жизни» и даже не гнушаться сибаритством, соблюдая… предельную умственную аскезу. Т.е. отсекая в мысли все то, что ничего не прибавляет к пониманию жизни. В жизни ведь много к жизни не относящегося, безжизненного (хотя и весьма активного в своих проявлениях), если не сказать – «неживого».
И бритва анализа-абстракции здесь должна быть филигранно отточена до
остроумия. И штука в том, что заранее наточить ее нельзя. Острого ума требует острота мгновения. Зато результат может жить в веках. Остроумие, в котором Илье, среди нас не было равных – это не одно из многочисленных и необязательных свойств, а качество, по которому опознается феномен под названием
«ум». В первую очередь – философский ум.
Философ парадоксален, он - «сибарит-аскет», способный одновременно, а не попеременно пребывать в двух это состояниях. Илья Раскин (кстати, умевший и в быту жить настолько скромно, что это поразило бы многих самых непритязательных «простых людей») – ярчайший тому пример. Типичный философ.
Владимир Кудрявцев с педагогом профессором Надеждой Рачковской. Владимир Кудрявцев
На развитие сайта