Слушаю «Эхо Москвы». Обычно вполуха. Но вот появилась тема: Ильдар Дадин, тему обсуждают. И тут стали проскакивать слова: ум, разум, рациональность… Я поневоле навостряю ухо (поскольку по образованию философ) – это прямо по моей части.
Вот выдержки из двух бесед – с А. Невзоровым и Д. Гудковым. В обоих случаях ведущий – А. Нарышкин. Обратите внимание на трактовку «разумности» и «рациональности» (курсив мой).
А.Нарышкин ? Слушайте, я вот с вами поспорить хочу. Вы считаете, это умно было со стороны Дадина ходить на эти несогласованные акции, зная, что тебя там могут задержать и в итоге получить дело? Было ли это разумно? По-моему, он получил то, за что боролся. Вот он сидит – пожинает плоды.
А.Невзоров ? Высокие поступки всегда, как правило, отличаются крайней степенью неразумности.Но именно неразумный поступок Чаадаева, неразумный поступок декабристов, неразумные поступки Петра Лаврова, например, который отличался невероятной личной храбростью и тоже неким романтизмом, — именно эти поступки и делают историю России не такой постыдной, не такой палочной, не такой казенной…
Д.Гудков ? Да, да. Это был протест, на самом деле, против вот этого законодательства в том числе. То есть он понимал, что его ждет, он выходил на эти одиночные пикеты…
А.Нарышкин ? То есть он понимал, что его ждет?
Д.Гудков ? Фактически напрашивался. Он хотел проверить эту систему, сможет ли эта система применить этот позорный мерзкий закон против человека, который вообще ни в чем не виноват.
А.Нарышкин ? Ну, это геройство?
Д.Гудков ? Это гражданский… Я не знаю…
А.Нарышкин ? Ну, по-моему, это не очень рационально.
Д.Гудков ? Это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть. В любом случае это поведение, которое заслуживает уважения. Это гораздо лучше, чем сидеть пить пиво на диване и говорить «А мне плевать на то, что происходит в моей стране».
А.Нарышкин? Слушайте, но у Дмитрия Гудкова же хватает ума не выходить на несанкционированные акции, потому что у Дмитрия Гудкова есть супруга и есть дети.
Ведущий очень ярко и выпукло представляет позицию, которую можно назвать… как бы это помягче выразиться… ну, филистерской, обывательской, торгашеской. И неважно – то ли это действительно его личное кредо, то ли ему так по сценарию «положено» – важно то, что эти высказывания не вызывают протеста, воспринимаются как «нормальные».
«Разумно», «рационально» – то, что мне лично полезно, от чего получу прибыль, удовольствие, еще какие-то блага… А то, что чревато неприятностями (для меня лично) – неразумно, нерационально…
Собеседники Нарышкина не спорят с его пониманием «разума», они его принимают, только утверждают, что человеку иногда стоит поступать «неразумно».
У меня лично такие беседы вызывают ощущение именно безумия.
Значит, жениться по любви – неразумно. А по расчету – рационально. Да и вообще, любовь – род безумия. Боже, сколько сумасшедших вокруг! Быть приличным человеком – нерационально. Да и вообще: нравственность – иррациональна, безумна. Не зря Достоевский написал «Идиота». Господа, вам не кажется, что мы в дурдоме?
И, кстати. Если перевести эту тему с языка философии на язык психологии. Поведение «рациональное» (по Нарышкину) именуется именно поведение. А действие, которое может доставить личные неприятности, но направленное на общественное благо, именуется поступок (см.: А.Н. Леонтьев, «Начало личности – поступок»). Заметим: животные поступков не совершают, у них сплошь поведение. Но и звери способны жертвовать собой ради ближних своих (скажем, родители ради детенышей). А люди – ради не только ближних, но и ради дальних. Ради человечества.
И вот – оказывается, что поступки – неразумны. Или безумны. Начальство настоятельно рекомендует воздержаться от поступков и ограничиться благонамеренным поведением. Не знаю, что тут еще комментировать.