Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Историк не может не оглянуться

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 445
  •  
    • 0
Наталия Ивановна Басовская
Наталия Ивановна Басовская.

В Москве на 79-м году жизни скончалась известный историк-медиевист, доктор исторических наук, специалист по истории средних веков Западной Европы Наталия Басовская. При жизни она была известна как автор множества научных работ, а также как замечательный популяризатор науки, неоднократно выступавшая с публичными лекциями, в том числе на радио и на телевидении. Долгое время она преподавала историю в Московском историко-архивном институте, а позже в РГГУ. Вспоминаем, чем Наталия Ивановна Басовская запомнилась своим ученикам, слушателям и читателям.

Главные работы Наталии Басовской, включая ее кандидатскую (1969) и докторскую (1988) диссертации, а также книгу «Столетняя война: Леопард против лилии» (2002), были посвящены Плантагенетам — династии, которая на пике своего могущества, в конце XII века, владела Англией и большей частью Франции, но к середине XV века, проиграв Столетнюю войну, лишилась почти всех своих земель на континенте, а к концу того же столетия, после Войны роз, — и английской короны. История Плантагенетов — это основной исторический материал хроник Шекспира и первоисточник вдохновения Джорджа Мартина (Старки и Ланнистеры, то бишь Йорки и Ланкастеры — это две ветви Плантагенетов).

Басовская никогда не увлекалась теоретизированием. Она сторонилась обобщений и претензий на знание универсальных законов истории. Она предпочитала поэтические метафоры. Историк, говорила она, это жена Лотова из библейской Книги Бытия: он не может не оглянуться назад, даже если это грозит превращением в соляной столп.

В одном интервью она рассказывала, что стала заниматься западноевропейским Средневековьем, чтобы «отползти подальше от идеологически понимаемой „актуальности“». Это было в 1960-е годы — тогда среди ученых-гуманитариев это была распространенная стратегия. Кафедрой истории Средних веков МГУ, на которой Басовская защищала диплом, тогда заведовал академик Сергей Сказкин, крупнейший специалист по истории западноевропейского крестьянства, много писавший о классовой борьбе и «единственно правильной» марксистской трактовке истории.

В конце 1980-х годов Басовская стала проректором и завкафедрой всеобщей истории в Московском историко-архивном институте. Ректором был Юрий Афанасьев — главный популяризатор французской исторической школы «Анналов» в СССР и первый издатель Фернана Броделя по-русски.

Афанасьеву вскоре предстояло стать одной из главных звезд советской либеральной оппозиции, наряду с Гавриилом Поповым и Анатолием Собчаком, автором термина «агрессивно-послушное большинство»; а Историко-архивному институту — превратиться в Российский государственный гуманитарный университет, крупнейший центр новой гуманитарной науки. Должность проректора по учебной работе Басовская занимала до 2006 года. История про то, как РГГУ в 2000-е годы принял спонсорскую помощь от компании ЮКОС и подвергся за это фактическому разгрому, увела бы нас слишком далеко от темы.

В постсоветское время Басовская не пыталась задним числом записать себя в «академические диссиденты». Но марксизм, по-видимому, был ей чужд даже не идеологически, а просто из-за темперамента — как и любой другой «изм». Движущими силами истории для нее были не безличные классы или производительные силы, а живые люди с их характерами и страстями.

И ее книги, и бесчисленные выступления по радио и телевидению, и даже университетские лекции обычно были построены не как научные работы, а как рассказы или моноспектакли. Тут надо сразу сказать, что их художественные достоинства — не только слог, но и драматургия и актерское исполнение — были великолепны. Какая-нибудь Алиенора Аквитанская или Эдуард Черный Принц у нее получались как будто персонажами шекспировских пьес или, чего уж там, «Игры престолов»: каждый был наделен яркой индивидуальностью и собственным голосом, у каждого была личная мотивация — за них можно было болеть или с нетерпением ждать, когда их наконец убьют.

Это, конечно, не была художественная литература: каждое слово было подкреплено источниками и исследованиями. Но Басовская была художником в том смысле, что транслировала в первую очередь не сухие данные, а впечатления. Академическая бесстрастность — это не к ней. Поэтому готовиться по ее книгам и лекциям, скажем, к экзамену было непросто.

Неразумные студенты-второкурсники (включая автора этих строк), слушая лекции Басовской по истории Средних веков, то и дело посмеивались над ее страстностью и артистичностью. Когда тебя параллельно пичкают текстологией, феноменологическим источниковедением и мир-системным анализом, у тебя складываются строгие представления о том, как должна выглядеть наука. И занимательные истории про запутанную генеалогию Капетингов и Плантагенетов, про Алиенору Аквитанскую и ее мужей или про рыцарскую удаль 16-летнего Эдуарда Черного Принца в битве при Креси в эти представления не вписываются. А зря.

Идея, что историю делают люди, обманчиво проста. Все пресловутые политические, экономические, социальные, культурные и прочие факторы исторического процесса в конечном итоге сводимы к конкретным людям с их характерами, убеждениями и устремлениями. Лев Толстой в своих знаменитых рассуждениях о законах истории в третьем томе «Войны и мира» предлагает принять отдельное мельчайшее решение отдельного человека за «бесконечно малую единицу для наблюдения — дифференциал истории» и выводить эти самые законы, «беря суммы бесконечно малых», то есть применяя интегральное исчисление.


Не очень понятно, в какой степени этот толстовский «исторический матан» — серьезная исследовательская программа и в какой — специфическая метафора, но «дифференциал истории» — индивидуальная воля конкретного человека, составляющая неотъемлемый элемент исторического процесса, — священный Грааль современной науки. И рассказывать истории про героев и принцев, — может, не самое модное, но весьма почтенное и освященное традицией направление поисков.

Артем Ефимов
Сайт Nplus1.ru

Читайте на сайте В.К.:
- История, которую мы создаем для себя и о себе. Памяти Наталии Басовской




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
История, которую мы создаем для себя и о себе. Памяти Наталии Басовской
24-05-2019
История, которую мы создаем для себя и о себе.

Умерла историк Наталия Ивановна Басовская. Она была из тех, кто – в науке (и жизни!) - создавал такую историю, в которой живут
ВеЛичности - от Клеопатры до Бенджамина Франклина. Новая книга Наталии Басовской
02-01-2016
ВеЛичности - от Клеопатры до Бенджамина

Вышел новый сборник ярких биографий Наталии Басовской 30.12.2015 Издательство «АСТ» выпустило второй сборник избранных
Детям о событиях европейской истории
10-06-2012
Детям о событиях европейской истории

  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Июль 2024 (14)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Апрель 2024 (35)
Март 2024 (61)
Февраль 2024 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх