Члены Комитета гражданских инициатив и известные эксперты потребовали объявить мораторий на изменение образовательных стандартов.18 сентября завершается период общественного обсуждения новых ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов для начальной и основной школы, разработанных под эгидой Министерства просвещения РФ. Считаем, что принятие этих проектов в существующем виде не решает ни одной действительно актуальной школьной проблемы, но, напротив, формирует новые риски и для школы, и для общества в целом.
Предлагаемые стандарты носят архаичный и имитационный характер.Декларируя приверженность вариативности и персонализации образования, они подменяют содержание образовательного процесса - как цепи событий, происходящих со школьником и обеспечивающих его прогресс, - жестко зафиксированным набором учебного материала, по сути – единственным учебником, обязательным для прохождения всеми детьми по единому графику.
Поскольку именно этот набор, согласно проекту стандартов, будет контролироваться чиновниками, процесс обучения в школе и ограничится его зазубриванием. Перегруженные учителя, работающие на несколько ставок, и ученики, «рабочий день» которых длится 8-12 часов без учета факультативов и репетиторов, просто не смогут заниматься формированием необходимых в ХХI веке навыков, включая базовое умение учиться. Даже если процесс такого натаскивания увенчается успешной сдачей ЕГЭ, масса поступивших в ВУЗы студентов покинет их после первой же сессии – из-за отсутствия упомянутого навыка.
Бессмысленность пребывания в школе сформирует базу для ценностного конфликта поколений, который будет развиваться по мере осознания подростками ограниченности их образовательного выбора и переключения их интереса за пределы архаичной и неинтересной школьной программы.
Проект предлагает негодные решения реальных проблем, дезориентирующие общество: вместо снижения нагрузки с помощью ее рационализации, а также модернизации подготовки педагогов - фиксацию учебного материала; вместо комфортного периода адаптации к школьной программе на новом месте для детей, переехавших из других регионов, - единственный учебник; возврат в начальную школу измерения скорости чтения – вместо развития навыков чтения смыслового.
При жесткой фиксации учебного материала невозможны персонализация образования и учет индивидуальных особенностей ученика, класса, конкретной школы. Это в полной мере относится не только к обычным, но и к селективным школам, нацеленным на работу с талантами. Единственное исключение из общего правила стандарты допускают для школ «имеющих статус федеральной и региональной инновационной площадки», но и оно касается только возможности самостоятельно перераспределять учебный материал по годам обучения, сам же набор они изменять не смогут.
Предлагаемые стандарты дезориентируют и систему государственного управления, имитируя выполнение решений, принятых на политическом уровне. В частности, это касается выполнения поручений Президента России Владимира Путина №209 (февраль 2017 г.), №294 (февраль 2019 г.) и «майского указа» (2018 г.).
В первом из них от Министерства просвещения требовалось обеспечить «систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях». Ни о каких мониторинговых исследованиях, которые были бы учтены при разработке стандартов, общественности и профессиональному цеху неизвестно. Отсутствует анализ применения действующих ФГОС, что по сути означает игнорирование школьного опыта последних десяти лет. Ни о какой ориентированности на применение «навыков в реальных жизненных условиях» речь также не идет, потому что единообразие учебного материала предполагает единообразие жизненных условий в нашей разнообразной стране.
В поручении №294 сказано: «Правительству Российской Федерации обеспечить… обновление федеральных государственных образовательных стандартов.., в том числе с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации». Семь этих приоритетов указаны в утвержденной Стратегии научно-технологического развития России и ориентированы на использование сквозных, междисциплинарных технологий. Но проект ФГОС жестко фиксирует предметное содержание образования – в ущерб развитию проектной деятельности, межпредметных и метапредметных навыков, навыков XXI века. Кроме того, с 2014 года одним из приоритетов государственной политики в России является реализация Научно-технологической инициативы, ориентированной на развитие девяти рынков будущего – от распределенной энергетики до искусственного интеллекта. НТИ никак не учитывается в проекте ФГОС.
Целью «майского указа» в образовании является «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» к 2024 году. Здесь мы также сталкиваемся с попыткой имитации достижения результата: разработанная Министерством просвещения и Рособрнадзором методика оценки качества образования уже помещает нас очень близко к ТОР-10. Но о реальном достижении конкурентоспособности при принятии новых стандартов придется забыть, поскольку весь мир движется в противоположную сторону – к вариативности, персонализации, повышению статуса и развитию педагогов.
Дети проигрывают, общество проигрывает, государство проигрывает. В выигрыше могут оказаться только контролирующие чиновники, для которых расширяется поле деятельности, и издатели «единственных учебников», которым будет гарантирован госзаказ. В целом это означает снижение конкурентоспособности учебных материалов и программ при увеличении возможностей для коррупции.
Учитывая сказанное, считаем принятие новых образовательных стандартов в предложенном виде не соответствующим общественным интересам. Предлагаем:
• ввести мораторий на изменение ФГОС (до выполнения следующих двух пунктов)
• проанализировать результаты – сильные и слабые стороны – применения действующих ФГОС «второго поколения»
• сформулировать цель и задачи развития системы образования, включая задачи модернизации как школьного, так и профессионального педагогического образования, снижения нагрузки на учеников и педагогов, повышения их социального статуса
• наладить общественный диалог (создать площадку для учета мнений и интересов всех участников и бенефициаров образовательного процесса).
Мы намерены принять активное участие в формулировании действительно актуальной повестки для сферы образования и разработке необходимых для ее реализации решений.
Члены Комитета гражданских инициатив:- Архангельский А.Н.
- Бегтин И.В.
- Галиев А.А.
- Гозман Л.Я.
- Гонтмахер Е.Ш.
- Гусман Ю.С.
- Дмитриев М.Э.
- Ермолин А.А.
- Карелина И.А.
- Колесников А.В.
- Мельниченко В.А.
- Нечаев А.А.
- Познер В.В.
- Потоцкий И.В.
- Райхельгауз И.Л.
- Рубцов А.В.
- Травин Д.Я.
- Урнов М.Ю.
- Ушканов В.В.
- Цыпляев С.А.
- Юргенс И.Ю.
Эксперты:-
Асмолов А.Г., член СПЧ при Президенте России
-
Адамский А.И., научный руководитель Института образовательной политики «Эврика», главный редактор интернет-портала «Вести образования»
-
Казарновский С.З., директор школы №686 «Класс-центр», Москва Павловец М.Г, доцент Департамента общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ
-
Скулачев А.А., председатель Гильдии словесников, преподаватель школы №1514, Москва
-
Ямбург Е.А., академик РАО, директор школы №109, Москва
Комментарий вице-президента корпорации «Российский учебник» Андрея Галиева:«Любое изменение должно быть оправдано: либо решать актуальные проблемы, либо открывать дорогу для новых возможностей. В противном случае получается процесс ради процесса, который тем не менее отвлекает на себя внимание, время и другие ресурсы, в конечном счете – теряются исторические шансы. Сейчас у нашего общества есть шанс определиться с тем, чего оно хочет от своего школьного образования, используя десятилетие опыта работы в действующем стандарте. В этом будет и научный подход, и доказательная основа. В их отсутствие торопиться с изменением стандарта нельзя».
Электронная газета "Вести образования"
На развитие сайта