Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Посредник между "неклассическими" психологиями. К 70-летию Бориса Эльконина

  • Закладки: 
  • Просмотров: 282
  •  
    • 0
Эльконин Борис Даниилович
Борис Эльконин. Фото В.К.

12 марта исполнилось 70 лет доктору психологических наук, профессору Борису Данииловичу Эльконину, моему коллеге и другу.

В качестве ученика и последователя своего отца Д.Б. Эльконина и его продолжателя В.В. Давыдова Б.Д. Эльконин является строителем здания культурно-исторической психологии, уловившим через своих наставников целый ряд прямых и скрытых посылов Л.С. Выготского, которые нашли адресата именно в его лице. Тут следует указать на два момента.

Во-первых, культурно-историческая психология в версии Б.Д. Эльконина – это знание о том, как в развитии человека происходит встреча идеальной и реальной форм (по Выготскому), встреча - сама по себе далеко не «идиллическая», а напряженно противоречивая, требующая от человека самопреодоления в творческом действии. Развитие – не столько попытка ребенка «взять пробу культуры», сколько найти в этой «пробе» себя самого. «Узнать», построить себя в культуре как субъекта развития.

Во-вторых, Б.Д. Эльконин расширяет идею культурного опосредствования, которое для него всегда предстает в форме посредничества живых людей. Живых и оживляющих мир и язык «психологических окаменелостей», как называл систему объективаций человеческой культуры Пьер Жане, благодаря чему они сами могут быть наполнены посредническим смыслом.

Борис Эльконин – и сам посредник между классической «неклассической психологией» (так назвал психологию Выготского Даниил Борисович Эльконин) и современной «неклассической»…

В качестве заведующего лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития Психологического института РАО Борис Даниилович в рамках уникального исследовательского направления координирует поиски специалистов, стремящихся ответить на вопрос: как во встречных пробах, инициативах, проблематизациях детей и взрослых рождается развивающее образовательное пространство.

В качестве президента Международной Ассоциации развивающего обучения (МАРО), созданной В.В. Давыдовым четверть века назад, и ректора Открытого университета «Развивающее обучение» Б.Д. Эльконин, ищет пути превращения современной школы в большую «лабораторию развития», где могут быть выращены новые формы социальности, новые формы взаимоотношения людей как личностей. Ведь именно они раздвигают границы образа мира – и для детей, и для взрослых - настолько, чтобы он открылся им как мир 21 века. И не просто открылся – творился ими как их время.

В качестве главного редактора журнала «Культурно-историческая психология» Б.Д. Эльконин продолжает дело его основателя – В.П. Зинченко. Владимир Петрович говорил, что наука делается не монографиями, а статьями. Под руководством Б.Д. Эльконина журнал не просто отражает актуальное состояние культурно-исторической психологии, а полноценно участвует в ее развитии. Включая освоение новых проблемных полей, в том числе, на значимом, с точки зрения теории Выготского, пересечении знаний о человеке в культуре, «вписывая» их в сферу интересов культурно-исторической психологии.

Дорогой Боря, прими мои с прекрасным юбилеем! Пусть творчество, вдохновение, желание посвящать себя ученикам остаются добрыми и надежными спутниками твоей жизни долгие весны и лета!

Владимир Кудрявцев




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Март 2020 (64)
Февраль 2020 (39)
Январь 2020 (42)
Декабрь 2019 (73)
Ноябрь 2019 (60)
Октябрь 2019 (67)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх