Борис Эльконин. Фото В.К. 12 марта исполнилось 70 лет доктору психологических наук, профессору
Борису Данииловичу Эльконину, моему коллеге и другу.
В качестве ученика и последователя своего отца Д.Б. Эльконина и его продолжателя В.В. Давыдова Б.Д. Эльконин является строителем здания культурно-исторической психологии, уловившим через своих наставников целый ряд прямых и скрытых посылов Л.С. Выготского, которые нашли адресата именно в его лице. Тут следует указать на два момента.
Во-первых, культурно-историческая психология в версии Б.Д. Эльконина – это знание о том, как в развитии человека происходит встреча идеальной и реальной форм (по Выготскому), встреча - сама по себе далеко не «идиллическая», а напряженно противоречивая, требующая от человека самопреодоления в
творческом действии. Развитие – не столько попытка ребенка «взять пробу культуры», сколько найти в этой «пробе» себя самого. «Узнать», построить себя в культуре как
субъекта развития. Во-вторых, Б.Д. Эльконин расширяет идею культурного опосредствования, которое для него всегда предстает в форме посредничества живых людей. Живых и оживляющих мир и язык «психологических окаменелостей», как называл систему объективаций человеческой культуры Пьер Жане, благодаря чему они сами могут быть наполнены
посредническим смыслом.Борис Эльконин – и сам посредник между классической «неклассической психологией» (так назвал психологию Выготского Даниил Борисович Эльконин) и современной «неклассической»…
В качестве заведующего лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития Психологического института РАО Борис Даниилович в рамках уникального исследовательского направления координирует поиски специалистов, стремящихся ответить на вопрос: как во встречных пробах, инициативах, проблематизациях детей и взрослых рождается развивающее образовательное пространство.
В качестве президента Международной Ассоциации развивающего обучения (МАРО), созданной В.В. Давыдовым четверть века назад, и ректора Открытого университета «Развивающее обучение» Б.Д. Эльконин, ищет пути превращения современной школы в большую «лабораторию развития», где могут быть выращены новые формы социальности, новые формы взаимоотношения людей как личностей. Ведь именно они раздвигают границы образа мира – и для детей, и для взрослых - настолько, чтобы он открылся им как мир 21 века. И не просто открылся – творился ими как
их время.В качестве главного редактора журнала «Культурно-историческая психология» Б.Д. Эльконин продолжает дело его основателя – В.П. Зинченко. Владимир Петрович говорил, что наука делается не монографиями, а статьями. Под руководством Б.Д. Эльконина журнал не просто отражает актуальное состояние культурно-исторической психологии, а полноценно участвует в ее развитии. Включая освоение новых проблемных полей, в том числе, на значимом, с точки зрения теории Выготского, пересечении знаний о человеке в культуре, «вписывая» их в сферу интересов культурно-исторической психологии.
Дорогой Боря, прими мои с прекрасным юбилеем! Пусть творчество, вдохновение, желание посвящать себя ученикам остаются добрыми и надежными спутниками твоей жизни долгие весны и лета!
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта