Это обстоятельство, кстати, стало поводом для острой дискуссии на I съезде психологов СССР с самим П.Я. Гальпериным, дискуссии, в которую вступил с ним его любимый ученик В.В.Давыдов, мой учитель. Речь шла об определении природы умственного действия Петр Яковлевич, как известно, вкладывал в это определение две характеристики: во-первых, умственное действие совершается в словесной форме «про себя», а, во-вторых, оно «сокращено» и «свернуто» в отличие от развернутых вовне предметных действий.
. . .Оба эти «параметра» - сугубо формально-общие и не отражают специфики умственных действий, возражает своему авторитетному учителю молодой Давыдов.
Можно пересчитывать слагаемые сколь угодно «беззвучно», делая это в «свернутой» форме, но пока пересчитывание не сменится присчитыванием, т.е. прямым прибавлением одной группы слагаемых к другой («3 и 2 будет 5»), нельзя говорить о том, что ребенок оперирует с числом как понятийным выражением количества, отмечает Давыдов. Переход от пересчитывания к присчитыванию знаменует собой продвижение на новый уровень овладения сложением, которое выполняется в собственно умственном (идеальном) плане. Как заметил по тому же поводу друг В.В.Давыдова Я.А.Пономарев, кассирша в магазине тоже пересчитывает сдачу «про себя», однако, это еще не делает ее теоретиком, «мыслителем».
Но гальперинское понимание «идеального плана» привело В.В. Давыдова и к очень важным выводам иного характера. «Идеальный план», по П.Я. Гальперину – это не только репродукция свернутых до схематизма внешних действий разного уровня. Ведь через эти действиях совершается поиск, ориентировка, опробование, планирование, контроль – все, что позднее «уйдет в идеальный план». Добавлю: не говоря уже о том, что они выразительны, а частью и изобразительны, т.е. обращены к другому человеку, даже если он и ты – одно лицо. И «идеальный план» - это не потаенный чулан, который заранее приготовили для того, чтобы складировать «утрамбованный» опыт внешних действий. В них, как подчеркивал Гальперин, идеальный план впервые возникает, формируется, строится.
С методом поэтапного «строительства» этого плана можно и нужно спорить. Не забывая известного латинского изречения, которое любил Петр Яковлевич: «Feci, quodpotui, faciant meliora potentes» - «Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше».
На развитие сайта