Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Владимир Кудрявцев. Формула Гальперина

Владимир Кудрявцев. Формула Гальперина

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 941
  • печатать
  •  
    • 0

 выдающийся отечественный психолог Петр Яковлевич Гальперин


Сокращенный и измененный вариант текста, опубликованный в газете «Первое сентября» (2012. № 17), который был ранее размещен на данном сайте.



2 октября 1902 г. в Тамбове родился выдающийся отечественный психолог Петр Яковлевич Гальперин. Значение его трудов для современной теории обучения трудно переоценить.



Гальперин мыслил психологию как объективную науку о субъективном. Или как науку об объективности субъективного. Будучи врачом-психоневрологом по образованию, но одновременно и участником харьковской группы психологов во главе с А.Н.Леонтьевым, он стремился осмыслить эту объективность в логике, принципиально отличной от естественно-научной. И искал метод, который позволял бы воссоздать психологу объективную реальность изучаемого не так, как это делают физики, химики, биологи. А именно на них ориентировались психологи, всякий раз притязая на «объективность». Он ввел понятие «действие» в качестве единицы психологического анализа. Действие имеет строение, где разные по психологической природе элементы увязаны в единое целое. Ни ощущение, ни эмоция, ни другой психический процесс сам по себе действием (деятельностью) не является.


Уже более полувека эта тема дискутируется. Внешнее предметное действие – не уплощение ли, не упрощение предмета психологии? Такой вопрос вытекает из уверенности, что во внешнем действии психологии меньше, чем во внутренней мысли или переживании. А в основе этой уверенности – стихийный, не отрефлексированный дуализм, расщепление человека на «духовное» и «телесное».


Но когда слепоглухой ребенок гладит своей левой ручкой правую – в похвалу за то, что ей удалось решить простенькую задачу (наблюдения в знаменитом Загорском интернате), разве это не работа самосознания в форме, единственно доступной таким детям? Нет, внутренний мир человека не может быть абсолютно пустым. И обучать человека методом «наполнения сосуда» – мартышкин труд.


Однако именно это обстоятельство стало поводом для острых дискуссий, начиная с I съезда психологов СССР. Петр Яковлевич, как известно, вкладывал в определение умственного действия две характеристики: во-первых, оно совершается в словесной форме «про себя», а во-вторых, оно «сокращено» и «свернуто» в отличие от развернутых вовне предметных действий. На этом и базируется его знаменитая теория усвоения и метод поэтапного формирования умственных действий.


«Идеальный план» – это не репродукция свернутых до схематизма внешних действий разного уровня, как раз через эти действия и совершаются поиск, ориентировка, опробование, планирование, контроль.


«Идеальный план» – это не потаенный чулан, который заранее приготовили для того, чтобы складировать «утрамбованный» опыт внешних действий – а именно в действиях идеальный план впервые возникает, формируется, строится.


Хотя с методом поэтапного строительства этого плана сегодня можно и нужно спорить, бесспорно другое: гальперинское понимание «идеального плана» привело его любимого ученика Василия Васильевича Давыдова к очень важным выводам. В своих исследованиях он показал, что полная, конкретная, получаемая в готовом виде ориентировка действия не позволяет обучаемому проникнуть в сущность явления, и если ее использовать систематически, мышление атрофируется. Наоборот, ориентировка на самостоятельный поиск сущности, когда учащийся не получает обобщения в готовом виде, а самостоятельно идет к ним, сам строит свою деятельность в конкретных случаях, – развивает и воспитывает мышление.


«Познать, – пишет В.В.Давыдов,– значит найти всеобщее как основу, как единый источник некоторого многообразия явлений, и затем показать, как это всеобщее определяет возникновение и взаимосвязь явлений, существование конкретности».


Их завет: искать и находить в единстве реального и идеального, внешнего и внутреннего, телесного и духовного; всегда находиться в процессе преображения.


Петр Яковлевич любил повторять латинское изречение: «Feci, quodpotui, faciant meliora potentes» – я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше.


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
«Что внутри – во внешнем сыщешь…». Страсти по Гальперину: к 110-летию со дня рождения
15-10-2012
«Что внутри – во

Г.Г.Кравцов. Методологические стратегии классической и неклассической психологии. Тезисы доклада Г.Г.Кравцова (21.10.04)
29-03-2005
Г.Г.Кравцов.

Бессмертие мышления. К 80-летию А.В.Брушлинского
04-04-2013
Бессмертие

«Что внутри – во внешнем сыщешь…». Страсти по Гальперину: к 110-летию со дня рождения
02-10-2012
«Что внутри – во

Мышление, возведенное в ранг профессии (к Дню российской науки)
08-02-2012
Мышление,

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (24)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх