Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Владимир Кудрявцев. Формула Гальперина

Владимир Кудрявцев. Формула Гальперина

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 590
  • печатать
  •  
    • 0

 выдающийся отечественный психолог Петр Яковлевич Гальперин


Сокращенный и измененный вариант текста, опубликованный в газете «Первое сентября» (2012. № 17), который был ранее размещен на данном сайте.



2 октября 1902 г. в Тамбове родился выдающийся отечественный психолог Петр Яковлевич Гальперин. Значение его трудов для современной теории обучения трудно переоценить.



Гальперин мыслил психологию как объективную науку о субъективном. Или как науку об объективности субъективного. Будучи врачом-психоневрологом по образованию, но одновременно и участником харьковской группы психологов во главе с А.Н.Леонтьевым, он стремился осмыслить эту объективность в логике, принципиально отличной от естественно-научной. И искал метод, который позволял бы воссоздать психологу объективную реальность изучаемого не так, как это делают физики, химики, биологи. А именно на них ориентировались психологи, всякий раз притязая на «объективность». Он ввел понятие «действие» в качестве единицы психологического анализа. Действие имеет строение, где разные по психологической природе элементы увязаны в единое целое. Ни ощущение, ни эмоция, ни другой психический процесс сам по себе действием (деятельностью) не является.


Уже более полувека эта тема дискутируется. Внешнее предметное действие – не уплощение ли, не упрощение предмета психологии? Такой вопрос вытекает из уверенности, что во внешнем действии психологии меньше, чем во внутренней мысли или переживании. А в основе этой уверенности – стихийный, не отрефлексированный дуализм, расщепление человека на «духовное» и «телесное».


Но когда слепоглухой ребенок гладит своей левой ручкой правую – в похвалу за то, что ей удалось решить простенькую задачу (наблюдения в знаменитом Загорском интернате), разве это не работа самосознания в форме, единственно доступной таким детям? Нет, внутренний мир человека не может быть абсолютно пустым. И обучать человека методом «наполнения сосуда» – мартышкин труд.


Однако именно это обстоятельство стало поводом для острых дискуссий, начиная с I съезда психологов СССР. Петр Яковлевич, как известно, вкладывал в определение умственного действия две характеристики: во-первых, оно совершается в словесной форме «про себя», а во-вторых, оно «сокращено» и «свернуто» в отличие от развернутых вовне предметных действий. На этом и базируется его знаменитая теория усвоения и метод поэтапного формирования умственных действий.


«Идеальный план» – это не репродукция свернутых до схематизма внешних действий разного уровня, как раз через эти действия и совершаются поиск, ориентировка, опробование, планирование, контроль.


«Идеальный план» – это не потаенный чулан, который заранее приготовили для того, чтобы складировать «утрамбованный» опыт внешних действий – а именно в действиях идеальный план впервые возникает, формируется, строится.


Хотя с методом поэтапного строительства этого плана сегодня можно и нужно спорить, бесспорно другое: гальперинское понимание «идеального плана» привело его любимого ученика Василия Васильевича Давыдова к очень важным выводам. В своих исследованиях он показал, что полная, конкретная, получаемая в готовом виде ориентировка действия не позволяет обучаемому проникнуть в сущность явления, и если ее использовать систематически, мышление атрофируется. Наоборот, ориентировка на самостоятельный поиск сущности, когда учащийся не получает обобщения в готовом виде, а самостоятельно идет к ним, сам строит свою деятельность в конкретных случаях, – развивает и воспитывает мышление.


«Познать, – пишет В.В.Давыдов,– значит найти всеобщее как основу, как единый источник некоторого многообразия явлений, и затем показать, как это всеобщее определяет возникновение и взаимосвязь явлений, существование конкретности».


Их завет: искать и находить в единстве реального и идеального, внешнего и внутреннего, телесного и духовного; всегда находиться в процессе преображения.


Петр Яковлевич любил повторять латинское изречение: «Feci, quodpotui, faciant meliora potentes» – я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше.


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
«Что внутри – во внешнем сыщешь…». Страсти по Гальперину: к 110-летию со дня рождения
15-10-2012
«Что внутри – во

Г.Г.Кравцов. Методологические стратегии классической и неклассической психологии. Тезисы доклада Г.Г.Кравцова (21.10.04)
29-03-2005
Г.Г.Кравцов.

Бессмертие мышления. К 80-летию А.В.Брушлинского
04-04-2013
Бессмертие

«Что внутри – во внешнем сыщешь…». Страсти по Гальперину: к 110-летию со дня рождения
02-10-2012
«Что внутри – во

Мышление, возведенное в ранг профессии (к Дню российской науки)
08-02-2012
Мышление,

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (33)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх