Фото из архива С.Н.Мареева.
Ровно 90 лет назад в мир пришел Эвальд Васильевич Ильенков, пробыв в нем 55 лет. Один из самых значительных философов второй половины XX столетия, пронесший в наше новейшее время классический тип философского мышления и сделавший его по-настоящему современным. Не в угоду какой-то конъюнктуре или поветриям. А превратив эпоху, как и положено философу (согласно Гегелю), в содержание мысли.
А мысль, будучи всегда детищем эпохи вместе со всеми ее самыми жесткими ограничениями, находит одновременно и способ их преодоления. По большому счету, это и делает ее мыслью, мышлением. Иначе – налицо себетождественное бытие, без всякого мышления, даже если кто-то имитирует его в разговорах или писаниях.
Еще при жизни Ильенкова мировая философская, чаще - философствующая, мысль вовсю «постилась», хотя поначалу в самоназвании не прицепляла к слову «классическая» одну, а потом и две приставки «пост-». Попытки превратить эту приставку в «корень» ничем вразумительным не заканчивались. «Классика» помножалось на «пост», равное нулю, что в итоге давало ноль…
А Ильенкову хватило стремления, воли и мужества, чтобы участвовать в историческом развитии дела Платона – Спинозы – Гегеля – Маркса. Таланта (гения, без преувеличения) – чтобы стать их «соучастником». Подавляющее большинство советских «научных работников в области философии» толком не понимало, чем занимается Ильенков. И это, несомненно, осложняло им жизнь. Ведь он читал не только язык, но и мысли Маркса в первоисточнике, а их «марксизм» целиком умещался в «краткий курс», иногда дополняемый систематизацией обрывочных сведений из области «конкретных наук» (философски безграмотное словосочетание, которое заучивали уже из учебников).
Это «эзотерическое» знание вкупе с великим даром Ильенкову простить не могли. Человек в джинсах, собиравший студийные магнитофоны на дому из прихоти слушать Вагнера (даже станок для вытачивания деталей заказал из Германии!), в дом которого стекались странные люди, чтобы заниматься, нет, не ревизионизмом, не антисоветчиной, хуже - «мышлением» в свободное от работы время, мог понимать в «марксизме» больше, чем главный идеолог ЦК КПСС тов. М.А.Суслов?!
Учителя - Э.В.Ильенков и Т.В.Кудрявцев. Фото из архива Кудрявцевых.
…Философия, диалектика были не только способом его мышления, но и образом жизни, предельные смыслы которой Ильенков черпал именно там. В «свободное время». Свободное время, «т.е. досуг» - как «пояснили» в одной советской статье (видел собственными глазами) это марксово понятие, характеризующее те моменты жизни человека, в которых он, собственно, и действителен. Моменты роста души и духа, приращения способности к творчеству – «истинного», а не «мнимого» богатства.
«Моменты истины», истины - в буквальном философском смысле этого слова.
Этот смысл и утверждал в своей философии Эвальд Васильевич Ильенков. И именно поэтому она не распадалась на логику, теорию познания, этику, эстетику, антропологию.
Именно поэтому включение в масштабную работу со слепоглухими детьми в Загорске или даже «анализ эпизода» - размышления об истории четырехлетнего мальчика Алеши, развившего у себя уникальное музыкальное дарование под руководством отца, простого настройщика фортепиано, не были для Ильенкова «практическим приложением» или поиском материала для готовых философских обобщений.
Это была сама философия.
Владимир Кудрявцев