Фото из архива С.Н.Мареева.
Ровно 90 лет назад в мир пришел Эвальд Васильевич Ильенков, пробыв в нем 55 лет. Один из самых значительных философов второй половины XX столетия, пронесший в наше новейшее время классический тип философского мышления и сделавший его по-настоящему современным. Не в угоду какой-то конъюнктуре или поветриям. А превратив эпоху, как и положено философу (согласно Гегелю), в содержание мысли.
А мысль, будучи всегда детищем эпохи вместе со всеми ее самыми жесткими ограничениями, находит одновременно и способ их преодоления. По большому счету, это и делает ее мыслью, мышлением. Иначе – налицо себетождественное бытие, без всякого мышления, даже если кто-то имитирует его в разговорах или писаниях.
Еще при жизни Ильенкова мировая философская, чаще - философствующая, мысль вовсю «постилась», хотя поначалу в самоназвании не прицепляла к слову «классическая» одну, а потом и две приставки «пост-». Попытки превратить эту приставку в «корень» ничем вразумительным не заканчивались. «Классика» помножалось на «пост», равное нулю, что в итоге давало ноль…
А Ильенкову хватило стремления, воли и мужества, чтобы участвовать в историческом развитии дела Платона – Спинозы – Гегеля – Маркса. Таланта (гения, без преувеличения) – чтобы стать их «соучастником». Подавляющее большинство советских «научных работников в области философии» толком не понимало, чем занимается Ильенков. И это, несомненно, осложняло им жизнь. Ведь он читал не только язык, но и мысли Маркса в первоисточнике, а их «марксизм» целиком умещался в «краткий курс», иногда дополняемый систематизацией обрывочных сведений из области «конкретных наук» (философски безграмотное словосочетание, которое заучивали уже из учебников).
Это «эзотерическое» знание вкупе с великим даром Ильенкову простить не могли. Человек в джинсах, собиравший студийные магнитофоны на дому из прихоти слушать Вагнера (даже станок для вытачивания деталей заказал из Германии!), в дом которого стекались странные люди, чтобы заниматься, нет, не ревизионизмом, не антисоветчиной, хуже - «мышлением» в свободное от работы время, мог понимать в «марксизме» больше, чем главный идеолог ЦК КПСС тов. М.А.Суслов?!
Учителя - Э.В.Ильенков и Т.В.Кудрявцев. Фото из архива Кудрявцевых.
…Философия, диалектика были не только способом его мышления, но и образом жизни, предельные смыслы которой Ильенков черпал именно там. В «свободное время». Свободное время, «т.е. досуг» - как «пояснили» в одной советской статье (видел собственными глазами) это марксово понятие, характеризующее те моменты жизни человека, в которых он, собственно, и действителен. Моменты роста души и духа, приращения способности к творчеству – «истинного», а не «мнимого» богатства.
«Моменты истины», истины - в буквальном философском смысле этого слова.
Этот смысл и утверждал в своей философии Эвальд Васильевич Ильенков. И именно поэтому она не распадалась на логику, теорию познания, этику, эстетику, антропологию.
Именно поэтому включение в масштабную работу со слепоглухими детьми в Загорске или даже «анализ эпизода» - размышления об истории четырехлетнего мальчика Алеши, развившего у себя уникальное музыкальное дарование под руководством отца, простого настройщика фортепиано, не были для Ильенкова «практическим приложением» или поиском материала для готовых философских обобщений.
Это была сама философия.
Владимир Кудрявцев
Э.В.Ильенков и о нем на сайте Владимир Кудрявцев
:
Э.В. Ильенков. Мышление и язык у Гегеля
Э.В.Ильенков. Вопрос о тождестве бытия и мышления в домарксистской философии (I)
Э.В.Ильенков. Вопрос о тождестве бытия и мышления в домарксистской философии (II)
Э.В.Ильенков. Космология духа (I)
Э.В.Ильенков. Космология духа (II)
Э.В.Ильенков. Мышление как атрибут субстанции (I)
Э.В.Ильенков. Мышление как атрибут субстанции (II)
Э.В.Ильенков. Об эстетической природе фантазии (I)
Э.В.Ильенков. Об эстетической природе фантазии (II)
Э.В.Ильенков. Тайна черного ящика
Э.В.Ильенков. Три письма с фронта
Э.В.Ильенков. Учитесь мыслить!
В.Т.Кудрявцев. Что предотвратит глобальную кастрофу мысли? (начало)
В.Т.Кудрявцев. Что предотвратит глобальную кастрофу мысли? (окончание)
В.Т.Кудрявцев, Г.К.Уразалиева. Э.В.Ильенков: парадоксы идеального
На развитие сайта