Отклик на статью Александра Адамского «Допуск к застою»Колокол – уже не звонок - по образованию прозвенел во второй половине нулевых. Министр Фурсенко сказал: хватит экспериментировать, давайте внедрять и распространять. Мол, инновации сделали свое дело…
Многие, даже перспективно думающие люди, колокола не расслышали и с Фурсенко согласились. Искренне или по иным соображениям. Мы были в числе немногих.
Формальная правда в призыве министра присутствовала. И от министерства ожидали, что оно как раз и создаст столь необходимые организационные условия для внедрения и распространения. А также – экономическую и нормативно-правовую базу.
Действительно, тогда придумали ресурсные центры, инновационные и стажировочные площадки. Но при этом свернули сеть экспериментальных, хотя немалая их часть, надо честно признать, просто прикрывалась фиговым листком вывески.
Из федерального перечня «исчезают» инновационные учебники. Доходит до курьезов: экспериментальные школы «затариваются» продукцией из перечня, продолжая работать по тому, что работали.
Пилотный ЕГЭ, наконец, официально входит в федеральный коридор. А за ним - все сметая на своем пути, наступает бумажное цунами, волны которого достигают своего максимума аккурат перед школьным порогом.
Новый министр Ливанов обещает обуздать, но очевидно, что за бумагоизвержением кроется куда более серьезное расстройство репродуктивной функции в образовании.
Инновации, конечно, были очень разными, но все они таки или иначе выражали видение того, каким должно быть
образование. Чем ему прирастать.
Инновации уходят из современной школы только вместе с образованием. Вместе со своим «объектом».
Заметим, что на экспериментальных площадках отрабатывались и новые модели
управления новым образованием, потому что старые не годились. Но российские чиновники сами знают, как управлять, и при сем не обязаны знать, каким должно быть образование.
Да и вникать на деле во все эти тонкости – значит, повысить риск невыполнения распоряжения правительства об экономии бюджетных средств.
Конечно, для образовательного начальства школа с полноценным образованием, образ которого, целиком или частями, задает любая содержательно продуманная инновация – «помеха танцора».
Иное дело - имущественный комплекс. Без инноваций и образования. А еще лучше – и без «субъектов-агентов».
Перефразирую «садистский» стишок из моих нежных лет: «Школа стоит, а в ней – ничего…».
На всякий случай - оригинал целиком:
Мальчик нейтронную бомбу нашел,
В портфель положил и в школу пошел.
Долго смеялось над шуткой РОНО:
Школа стоит, а в ней – никого… Хотя, да – и ничего, и никого. Российский чиновный идеал.
И не только школы.
На развитие сайта