Если ничего не изменится в ближайшее время, то еще отмерен им примерно двухлетний срок. Инновации ведь – это не только риторика политиков и начальников. Это – реальные экспериментальные площадки. Последние – в значительно меньшем объеме, чем раньше, - были открыты в прошлом году. Сейчас многие закрывают, так и не дав доработать положенный трехгодичный срок. Объяснение – столь банальное, что нет смысла и спрашивать: нет денег. Кризис, апокалипсис, Эйяфьятлайокудль. . . Правда, за время кризиса доходы бизнеса выросли в 2 раза, да и слой масла ни чиновничьих кусках хлеба явно не истончал. Опять же, наверное, Эйяфьятлайокудль, таинственный и непредсказуемый. . .
Предвосхитить подобную ситуацию можно было почти 2 года назад. Тогда в кругах Министерства образования и науки, а также околоминистерских сферах пошли разговоры о том, что инновации нужно сворачивать и переходить к их внедрению. Как же теперь предлагать внедрять? Открывать ресурсные центры. Разумеется, без финансирования. Предполагается, что внедрение инновационных продуктов не требует особой квалификации и затрат и по силам «грамотному пользователю» - за те же деньги. Про сворачивание же инноваций как-то и говорить неловко, когда на самом высоком уровне вынашиваются масштабные планы «осиликования» всея Руси.
Конечно, школа обойдется и без инноваций. 15% надбавки за «эксперимент» - лишь скромный знак внимания государства к педагогам, подтверждение того, что делаемое ими дело все же имеет какую-то государственную важность. А в СССР жили и вовсе без инноваций и экспериментов, исключая волны партийных кампаний и с огромным трудом «пробитые» инициативы отдельных энтузиастов – ученых и практиков, их групп. Только в СССР школа стояла на прочном фундаменте. Основательном и монолитном, хотя - весьма консервативном, неповоротливом, а местами архаичном. Сейчас под школой – пыль от этого фундамента. Инновации для того и нужны, чтобы построить новый. Или даже несколько вариантов нового, при условии, что он будет столь же современным, сколь надежным и прочным. То, что сейчас можно внедрять, еще предстоит довести до этой кондиции.
Как-то не очень ясно, когда «Наша новая школа», действительно, станет «нашей»: от Калининграда до Южно-Сахалинска. Зато перспектива превращения учреждений образования в «казенно-доходные дома» скоро станет реальностью, в которой место инновациям и экспериментам едва ли найдется. Правда, вчера министр образования и науки А.Фурсенко провел первое заседание Комиссии по вопросам развития инновационной инфраструктуры. На заседании было принято решение об организации сети федеральных инновационных площадок. По сути, это означает возвращение к практике ФЭП – федеральных экспериментальных площадок. В 90-е годы сеть ФЭП покрывала всю Россию, но к их концу начала «таять» (тогда Эйяфьятлайокудль еще мирно почивал), пока не «растаяла» вовсе. Понятно, что говорить о ее возрождении в полном объеме сегодня не приходится. Хочется искренне пожелать успехов министру и комиссии… Но будет ли выполнено это пожелание?
В заключении раскрою мотив написания этой заметки. Редакция журнала «Обруч» обратилась ко мне с предложением написать вводную «проблемную» статью в номер, посвященный экспериментам в дошкольном образовании. Вот я и думаю, прежде чем взяться писать: а будет ли актуальна сама тема номера?
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта