"Когда XVIII век, вместе с Руссо и Песталоцци, задаётся целью установить для ребёнка педагогические правила, регулирующие его развитие, мир, обладающий собственной мерой, он позволяет создать вокруг детей ирреальное, абстрактное и архаичное пространство, никак не сообщающееся со взрослым миром. Вся эволюция современной педагогики с её безукоризненной целью оградить ребёнка от взрослых конфликтов лишь усиливает ту дистанцию, которая для каждого человека отделяет его детскую жизнь от взрослой. Другими словами, дабы уберечь ребёнка от конфликтов, она навязывает ему глобальный конфликт - противоречие между его детской и его действительной жизнью. (Возможно, в этой разнородности и в той границе, которая разделяет эти две формы жизни, укоренён феномен, описанный Фрейдом как фаза латентности и связанный для него с мифическим затуханием либидо.) Если дополнить это тем, что в педагогических институциях общество никогда напрямую не являет свою реальность с её конфликтами и противоречиями, но отражает её лишь косвенно, посредством мифов, извиняющих, оправдывающих и идеализирующих её в химерической связности, а также тем, что общество в педагогике грезит о золотом веке (о нём мечтают Платон, Руссо, республиканская институция Дюркгейма, педагогически натурализм Веймарской республики), понятно, что патологические фиксации или регрессии возможны лишь в пределах определённой культуры; чтобы они преумножались, общественные формы не позволяют отбрасывать прошлое и уподобляют его актуальному содержанию опыта. Неврозы регрессии не отражают невротической природы детства, но разоблачают архаичный характер педагогических институций. Что стоит в основе этих педагогических форма, так это конфликт, разворачивающийся внутри общества между формами воспитания ребёнка, за которыми оно скрывает свои мечты, и тем статусом, которым оно наделяет взрослого и в котором, напротив, просматриваются его реальное настоящее и его беды" (Мишель Фуко, философ, культуролог, историк). Комментарий Владимир Кудрявцев
: Педагогика - миф взрослых, не столько о детях, сколько о себе самих. Мифологическая апологетика реальной взрослости - идеальной, которой не существует. Дети уже четвертое столетие используются взрослыми в качестве последнего оправдания значимости своего присутствия в мире. Это лучше, чем безразличие, но и до осознания самоценности детства, с которым как раз и связывают, среди прочих, имя Руссо, отсюда ещё очень далеко.
Благодарю своего коллегу
Сергея Сачкова за подсказанную цитату из книги Мишеля Фуко "Психическая болезнь и личность".
На развитие сайта