Что значит проблематизация? Проблематизация — это не значит выбрасывание за окно. Это значит — такое рассмотрение объекта политической рефлексии, которое ведёт либо к новым альтернативам, либо к новым вариантам прежних альтернатив, либо, наконец, к радикальной смене объекта. Не беспокойтесь, будет вам политическая власть, но вернуться к политической рефлексии, исходящей из категории абсолютной политической власти, будет чрезвычайно трудно. Я вовсе вас не утешаю, это просто факт.
Приведу пример: представьте себе спор жены и мужа — это бывает в реальной жизни, — спор вульгарный, как вульгарна ходовая, низовая политическая рефлексия.
Знаешь, Петя, ты плохой муж.
Знаешь, Варя, а ты плохая жена.
Так вот это — не проблематизация, это перепалка. А когда Петя вдруг говорит: «Послушай, а может быть, это дело вообще никуда не годится? Сам брак!» — тогда понятие плохого мужа и плохой жены или теряет свой смысл, или становится двусмысленным, не правда ли? Это я говорю не в порядке подрыва устоев брака, брак дли меня священен. То есть люди пытаются мыслить в других терминах, отчего тот же самый объект оказывается нерефлексируемым прежним образом, — это и есть проблематизация.
Очень интересно, но быстрее всего неизбежность проблематизации поняли неучёные, а журналисты. Особая категория людей, которых мы подозреваем сплошь и рядом в верхоглядстве, шарлатанстве и беспринципности. Но с начала XX века самые интересные политические диагнозы были сделаны не политиками, не учёными, а журналистами. Это вызывает, разумеется, острую реакцию раздражения и ненависти, но ничего не поделаешь. Можно сто раз реформировать администрацию, назначать и увольнять идиотов-губернаторов (они, кстати, почти везде идиоты, во всём мире) или министров. Но попробуйте изменить политическое сознание! Я очень хорошо помню мою беседу с одним американским журналистом.
Я его спросил, когда он дал мне прочитать свою блестящую статью:
Скажи, пожалуйста, а твоя газета это решится напечатать?
Он на меня посмотрел и говорит:
Ты знаешь, честно говоря, я не помню, в какую газету это пойдёт. Я пишу по ночам и обыкновенно полупьяный.
Это ведь очень интересный момент. Вы можете себе представить русского журналиста, который не помнит, в какую газету пойдёт его статья, будь пьяный он или трезвый. Заметьте, этот краткий диалог был чисто политическим: он не помнит, кто им правит в данный момент. Если у нынешнего шотландца, жителя Глазго, спросить:
Кстати, а кто сейчас является министром обороны Великобритании?
Он скажет:
Старик, ты с ума сошел! Да мы это вообще не знаем, зачем нам это всё нужно?
Ведь согласитесь, что это не борьба с Министерством обороны и с правительством, а ближайший результат проблематизации. А почему вообще нормальный человек, если он занимается своим делом, читает лекции, разводит сахарную свеклу, чинит автомашину — почему он должен знать, кто им правит? А в режиме абсолютной политической власти невозможно, чтобы ты этого не знал. И когда человек вдруг говорит: «Прости, старик, ну ей-богу, не знаю этого» — здесь всё начинает кончаться, а не на демонстрациях на улице, потому что это уже касается обиходной, низовой политической рефлексии.
Александр Пятигорский, философ, востоковед, писатель
На развитие сайта