Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Дьюизмы (цитаты недели)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 239
  •  
    • 0
Джон Дьюи
Джон Дьюи

Философ, социолог, психолог, педагог, реформатора образования Джон Дьюи, чье 160-летие отмечалось 20 октября 2019 г., относился к плеяде американских титанов, опровергая миф о некоей интеллектуальной, в сравнении с Европой, вторичности Америки.

Католики США провозгласили его антигуманистом, как и советская идеология, записавшая его дежурный список прагматистов. Отношение Дьюи к тому, что принято называть «прагматизмом», проступает в его спорах с тогдашними лидерами этого направления – У.Джемсом и Ч.Пирсом. А ту философию, которую создал Дьюи, правомернее было бы назвать «философией субъектного действия». В ней он продолжает линию мыслителей Старого Света, подхватывая – как и по-своему Маркс – основной посыл «гносеологического переворота» И.Канта. Истина не в уме и не в действительности, а в действии, которое «с умом» меняет действительность. Поэтому действующий субъект, вместе со своим умом, должен быть включен в картину мира изначально, а не в порядке ретрорефлексии. А природа, по Дьюи - вовсе не объект утилизации, растраты, порчи, уничтожения, а источник блага, к которому с тем же «умом» должен относиться субъект, совершая свои действия в соответствии с порядком вещей. А не комплексом своих «безумных» идей.

Дьюи, превосходный знаток немецкой классической философии, в первую очередь – Гегеля, смотрел на человеческое познание как на процесс действия-делания-конструирования. Немецкие классики, начиная с Канта, по существу, подхватили и усилили мотив Спинозы (Кант, правда, расслышал его у Юма), который докатился лишь «звоном» до конструктивистов ближе к концу XX столетия. Дьюи, как и немцы, поддержал мотив, хотя конструктивизм во многом обязан своим появлением именно ему.

Взгляда на познание как делание Дьюи придерживался и в психологии, и в педагогике.
На это же Дьюи нацеливал и новую образовательную практику, в строительстве которой, вместе со своими последователями, принимал активнейшее участие. Дьюи, вне всякого сомнения, можно отнести к предтечам, если к не пионерам развивающего образования, в основе современных теорий которого лежит тот же взгляд, хотя и переосмысленный в категориях культуры и деятельности.

Его идеи, прежде всего идея «метода проектов», нашли своих продолжателей в Советской России. Ее он посетил в 1928 г., оставив весьма лестные оценки увиденного: «Советская система просвещения не допустила ошибки и не подменила единое образование единообразным». По сути дела, Дьюи говорит о том, что сейчас мы называем «вариативностью». И она в советской школе того времени действительно существовала. Более того, Дьюи отмечает, что «проектная идея» в советском образовании была существенно расширена. Советские образовательные проекты, в сравнении с американскими, наполнялись, по его словам, социальной значимостью, и это следует взять на заметку американцам.

Отношение к Дьюи в СССР поменялось в связи с двумя обстоятельствами. Постановление ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» поставило крест на поисках творцов нового образования, во многом опиравшихся на американский опыт, большинство которых попало под репрессии. Это – главное, хотя для сталинских идеологов главным, видимо, было не это. Дьюи принял предложение Льва Троцкого стать почетным председателем Международной комиссии по альтернативному рассмотрению московских процессов 1937–1938 гг. и обвинений в отношении троцкизма. Из «друга СССР» Дьюи превратился в заклятого врага. Его работы были изъяты из библиотек, а разрешенным поводом для упоминания имени могла стать только беспощадная критика. Тем не менее, великолепную книгу Джон Дьюи ‘How we think’ («Как мы думаем»), изданную в 1909 г. и дважды переведенную к тому моменту на русский язык под названием «Психология и педагогика мышления» (1918, 1922) забыть было трудно – на ней воспитывались советские психолого-педагогические умы. Мой учитель В.В.Давыдов рассказывал мне о своем учителе П.Я.Гальперине: тот со свойственной ему иронией упоминал на лекциях в МГУ, - это начало 50-х гг., т.е. при живом Сталине, – «хорошую книгу плохого автора».

Мы и теперь многое повторяем вслед за Дьюи.

Нельзя наперед «вышколить» мысль, а потом «заставить» решать ее творческие задачи. «Школа», «дисциплина» мысли – само творчество, в котором обретаются и знания, и умения, опыт в самом широком смысле этого слова. Скажем, такое механическое свойство, как устойчивость кубиков существует само по себе. Ребенок может его установить путем долгих проб. Но лучше всего «удерживает» кубики сила замысла конструкции, которую предстоит построить, сила воображения. Именно в воображении они не должны «рассыпаться». А если рассыпаются на столике - ошибку исправит то же воображение, ответив на вопрос «почему?». У взрослого человека оно удерживает самолеты налету – не в противоречие закону всемирного тяготения.

Задавать эталон, образец наперед бессмысленно – он ищется вместе с творческим решением. А действие по образцу часто путают с имитацией действия. Образец, т.е. способ действия, ведь нужно еще выделить – аналитическим трудом, «с умом». А это не всегда возможно – скажем, в силу «возрастных ограничений» (что, например, превосходно продемонстрировано А.В.Запорожцем на материале изучения психомоторики дошкольников).

…Ну, а дисциплина – это не подчинение внешнему диктату, а следствие неукротимого устремления, «одержимости» мысли своим предметом. «Дисциплина - это от креативности» - напишет в 1967 г. Карл Роджерс, не только выдающийся психотерапевт, но и психолог, подвижник образования.

Предлагаю читателю небольшую подборку цитат-«дьюизмов».

В.Т.Кудрявцев


О философии


Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом… разрешения проблем человечества.


О познании


Разум — это не существительное, это глагол!


*****


Сегодня дело обстоит так, что если человек, скажем, физик или химик, хочет что-то узнать, то созерцание — это самое последнее, к чему он прибегнет. Он не станет смотреть на объект каким бы то ни было долгим и пристальным взглядом, поскольку понимает, что подобным образом не выявит его неизменную и характерную форму. Он не надеется на то, что хоть малая мера такого отстраненного, пусть и внимательного, исследования поможет ему открыть некие тайны. Он предпочитает делать что-то, отдавать некоторую энергию, смотреть, как она действует на объект и как он реагирует; он помещает объект в необычные условия, с тем чтобы вызвать в нем какие-то изменения.


*****


Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения.


О личности и безличности


Личность не есть нечто готовое, а формируется всякий раз, когда человек выбирает, как ему поступить.


*****


Поднимая нас над животными, мысль открывает нам возможность падений, до которых не может опуститься животное, ограниченное инстинктом.


******


Индивидуальность отдельного человека стирается в толпе, на политическом митинге, в фондах акционерного общества или при голосовании на выборах. Но это вовсе не означает, что решения принимаются какими-то таинственными коллективными силами; это значит лишь, что немногие люди, знающие, чего они хотят, перехватывают инициативу по управлению толпой, руководству политикой и корпоративным бизнесом. Когда общественность или государство заняты социально-организационными мерами законотворчеством, заключением договоров, обеспечением избирательного права они осуществляют свою деятельность через конкретных лиц. Эти люди теперь служащие, должностные лица, представляющие общественность и общие интересы. Это важное различие, но это не различие между отдельным человеком и коллективной безличной волей. Это различие между частными лицами и лицами должностными, выполняющими представительские функции. Сущность последних не авторство, а авторитет, власть контролировать общезначимые последствия поведения, несущие благо или зло. Должностные лица действительно суть общественные силы в том смысле, что они действуют в интересах других людей, защищая их и отводя грозящие им опасности.


Об образовании


Ценность школьного образования определяется тем, в какой мере оно формирует стремление к непрерывному росту и обеспечивает средствами осуществления этого стремления в жизни.‎


*****


Демократия должна рождаться заново каждое поколение, а образование - ее акушерка.


*****


Обучение посредством делания» – вот лозунг полнее всего суммирующий современные попытки связать детей с действительной жизнью.‎


*****


Занятие, состоящее единственно и исключительно в поглощении фактов и истин, является исключительно личным делом, и поэтому вполне естественно, если оно будет способствовать развитию себялюбия. Здесь нет непосредственного общественного основания для приобретения чистого знания, здесь нет никакой общественной выгоды от этого в случае успеха. В самом деле, почти единственным мерилом успеха здесь служит соперничество, и соперничество в худшем значении этого слова, а именно: в сравнении плодов зубрежки или же в экзамене, чтобы можно было видеть, чей ребенок был настолько успешен, чтобы стать выше прочих детей в собирании и накоплении самого большого количества сведений. Настолько преобладающей здесь является исключительно эта атмосфера, что помощь одного ребенка другому в его уроке признается школьным преступлением. Когда школьная работа состоит в про­стом заучивании уроков, взаимная поддержка вме­сто того, чтобы призна­ваться самым естествен­ным видом сотрудниче­ства и содружества, ста­новится тайной попыткой освободить своего соседа от исполнения им его собственных обязан­ностей. Когда же на сцену выступает деятельная работа, всё это меняется. Помощь другим вместо того, чтобы быть видом благотворительности, которая делает более бедными тех, кто пользуется ею, становит­ся просто помощью, которая снимает путы с того, кому она оказывается, и способствует его дальнейшему продвижению.


*****


Мы не учимся на опыте... мы учимся, размышляя об опыте.


Об уме и его воспитании в свободе


Навязывать всем какой-нибудь сомнительный одинаковый общий метод – значит порождать заурядность во всех, кроме самых одаренных. А определять оригинальность по отклонению от массы – значит порождать в них эксцентричность.


*****


Истинная свобода, говоря кратко, интеллектуальна; она основывается на воспитанной силе мысли, на умении «перевертывать вещи со всех сторон», разумно смотреть на вещи, судить, есть ли налицо нужное для решения количество и качество доказательств, а если нет, то где и как их искать. Если поступки человека не управляются разумными заключениями, то они управляются неразумными импульсами, неуравновешенными аппетитами, капризом или условиями момента. Беспрепятственно культивировать неразумную внешнюю деятельность значит воспитывать рабство, так как это предоставляет человека на произвол аппетитов, чувств и обстоятельств.


*****


Дисциплина ума является… в действительности скорее следствием, чем причиной. Всякий ум дисциплинирован по отношению к тому предмету, в котором проявились независимая интеллектуальная инициатива и контроль.


Об искусстве


Искусство - это самый эффективный способ коммуникации, который существует.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
«Паучье», «муравьиное», «пчелиное» и человеческое в человеческом познании (цитаты недели)
29-09-2013
«Паучье», «муравьиное», «пчелиное» и человеческое

Цитата недели
10-10-2010
Цитата недели

Цитаты недели
20-10-2006
Цитаты недели

  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Октябрь 2024 (7)
Сентябрь 2024 (31)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх