Лев Семёнович Выготский
17 ноября 2016 г. исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося психолога Льва Семеновича Выготского (1896 – 1934). Его творчество – полидисциплинарное в своих истоках, основаниях, интенциях, многообразных результирующих - стало феноменом мировой науки о человеке. Культурно-исторический подход Выготского к решению фундаментальных проблем психологии определил ключевое направление фундаментальных преобразований социальных практик – практик человеческого развития, прежде всего, образования. Именно поэтому понятие «школа Выготского» можно употреблять в двух смыслах. Эта школа давно является интернациональной. Нынешний «Год Выготского» отмечается не только в России, с которой связан основной период творческой биографии ученого, но и во всем мире: от Бразилии до Японии, от США до Австралии.
А.С. Пушкина называют создателем современного русского литературного языка. По аналогии с этим, об Л.С. Выготском правомерно говорить как о творце современного способа психологического и, в целом, научного мышления о человеке. Этот способ позволяет увидеть в культуре нечто большее, чем просто особую - социальную «среду жизни» разумных существ, которую они для себя созидают. Об этом писали и до Л.С. Выготского. Выготский обнаружил в культуре исторически формирующийся ресурс творчества - «создания новых форм поведения». Разумную психическую жизнь и отличает способность к осмысленному, произвольному, свободному творению этих форм при помощи многообразия культурных средств, которые человек осваивает, а порой создает заново в содействии с другими людьми.
Культурно-историческая психология Выготского – дар прошлого столетия нынешнему. Во многом - дар «впрок», дар «на вырост», который может стать востребованным лишь благодаря росту нынешнего научного знания в определенном направлении. Выготский ушел 82 года назад. И 82 года не умолкают разговоры о нем, которые не смогло до конца заглушить даже двадцатилетнее «официальное» молчание в СССР, длившееся с 1930-х по 1950-е гг. Исследуя проблематику, над которой работал Выготский, психологи исследуют самого Выготского – стремясь приблизится к оригинальному смыслу его идей, в самых разных плоскостях и направлениях развивая его сюжеты. За 82 года Выготский так и не стал фигурой историко-научного прошлого, пусть самой масштабной. Более 30 лет назад ученик Выготского Д.Б. Эльконин выступил с парадоксальным призывом: «Вперед к Выготскому!». И сегодня все говорит о том, что «настоящая история Выготского» – впереди, а мы – только у ее порога.
А за порогом – тот «культурно-деятельностный поворот», поворот, во всех отношениях исторический. Он почти век осуществляется в психологии, смежных сферах гуманитаристики (человекознания, в целом), ряде областей социогуманитарной практики, так или иначе испытавших влияние идей Выготского. Осуществляется, хотя далеко не завершен. Тем более, «исторический смысл культурно-деятельностного поворота» еще только предстоит по-настоящему осознать. Как и те принципиальные изменения в современном миропонимании и самосознании культуры, системе человеческих отношений к миру и взаимоотношений людей, в сфере стратегий социокультурного развития (в том числе, средствами образования) и шире - «перспектив человека», которые он определяет.
Международный сетевой Конгресс «Разум в обществе: культурно-деятельностный поворот. К 120-летию Л.С. Выготского»
будет проходить на нескольких площадках, которые объединит обсуждение этих изменений.
В.Т. КудрявцевСкачать Программу Конгресса в формате pdf:
programma-kongressa.pdf [638,19 Kb] (cкачиваний: 102)
Посмотреть онлайн файл:
programma-kongressa.pdfUPD. См. также на сайте:-
Программа конференции «От культурно-исторической психологии развития к институализации норм российского образования: стандарты как мера необходимого разнообразия» (Москва, ФИРО, 16 ноября 2016 г.)-
Программа симпозиума «Культурно-историческая теория как полидисциплинарный феномен» (Москва, РГГУ, 15-16 ноября 2016 г.)
На развитие сайта