Иммануил Кант провел жизнь в старинном русском городе Калининграде*. Это с одной стороны. С другой стороны, есть Донбасс – исконно русская земля, где русскоязычное население нужно оборонять от террора понаехавших гейропейских жидобандеровцев. Казалось бы – какая связь между тем и другим? А она есть. Ведь уже Ломоносов (учившийся, на нашу голову, в Германии, а не в заволжских скитах) рекомендовал «сопряжение далековатых идей». Вот и сопряжем.
Сопряжение начинается в Москве, 60- годы. Тогда в нашей философии произошло заметное размежевание «гегельянцев» (включая марксистов) и «кантианцев». Среди последних наиболее заметными (известными, популярными) были М.К. Мамардашвили, Ю.М. Бородай** и Г.П. Щедровицкий***.
О событиях и перипетиях тех дней рассказывать не буду – интересующиеся в курсе. Однако спустя годы приходится об этом вспоминать. В 90-е годы сын Г.П. Щедровицкого Петр оказывается в числе авторов концепции «русского мира». Тогда концепция выглядела вполне миролюбиво, не предполагала войн и аннексий. Однако она оказалась миной, которая, будучи заложенной, ждала своего часа, и, наконец, рванула. Когда «русский мир» обнаружился в виде «вежливых человечков» и эшелонов с бронетехникой, на Донбассе, охваченным то смутой, то войной, объявляется командированный из Москвы Бородай. Не тот, кантианец, а его сын – Александр Юрьевич. Из «Википедии»: «Алекса?ндр Ю?рьевич Борода?й — российский политолог, журналист, предприниматель, консервативный публицист. С 16 мая 2014 по 7 августа 2014 года — председатель Совета министров самопровозглашённой Донецкой Народной Республики. С 8 августа 2014 года по 20 октября2014 года — генеральный советник, заместитель председателя Совета министров ДНР Александра Захарченко. На настоящий момент является Главой Союза Добровольцев Донбасса».
Казалось бы: причем здесь Кант? – Бог его знает. Но без Канта явно не обошлось. Причудливо сплетается ткань истории.
И, кстати. Канта можно понимать (или не понимать) очень по-разному. В свое время была весьма популярна (в России в том числе) неокантианская эстетика с ее приматом «художественной воли». Впоследствии воля художественная, породнившись с «волей к власти», обнаружилась в образе «Триумфа воли». Упаси боже. И осторожнее с Кантом, пожалуйста.
*Это стало известно из недавно выпущенной монеты (10 руб.) в серии «Старинные русские города». К таковым отнесен Калининград.
**Об их кантианстве красноречиво свидетельствуют книги: «Формы и содержание мышления» Мамардашвили (М, 1968),«Воображение и теория познания» Бородая (М., 1966).
*** Возможно, сюда стоило бы добавить Б.С. Грязнова, но он был куда менее публичен, его влияние ограничивалось довольно узким кругом специалистов.Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.
На развитие сайта