В голове и в глазах – постоянно Киев. Но ведь и о ГП надо вспомнить – как-никак юбилей. Киев и ГП, как ни странно, связаны: ведь он учил именно свободомыслию и свобододействию – он был революционер. Разумный и осторожный – но бескомпромиссный.
ГП – это Георгий Петрович Щедровицкий, его все так звали. Я тоже, поскольку учился и у него. Ходил к нему на лекции, семинары, участвовал в ОДИ (организационно-деятельностные игры) – в Москве, Обнинске, Киеве. То есть, знаю, о чем говорю.
Тут не время и не место рассуждать о философии, логике и методологии – надеюсь, найдется время и место. Сейчас – о другом.
Один мемуар.
В Обнинске была лекция ГП. Я решил, что он несет ахинею, о чем и заявил громко.
ГП: «Это что такое там возникло!?» (Я сидел в задних рядах). Отвечаю: «Извините, но на «что» я отвечать не могу, пригашаю на дуэль на стульях в коридоре, в перерыве». Вышел со стулом в коридор. ГП вышел без стула и пожал мне руку. Сказал: вы единственный, который меня правильно понял. Я же здесь не только логикой занимаюсь, я пытаюсь заниматься нравственным воспитанием, специально унижаю оппонентов, чтобы пробудить чувство собственного достоинства, а они все кушают…
Следующий мемуар.
В 94 году я работал (вернее, подрабатывал) внештатным журналюгой. Дошел до меня слух, что ГП очень плох, непонятно, сколько проживет. Решил, что надо срочно брать интервью. Созвонился, договорился, приехал. ГП, действительно, оказался плох – лежал на диване, с трудом шевелился. Завел диктофон, думал устроить интервью. Не получилось – зато получился его монолог на целую кассету 1 час. На следующий день я уехал (по семейным обстоятельствам) в Киев, взял с собой диктофон с кассетой, думал: в свободное время сделаю запись письменно, выправлю и т.д. В первый же день диктофон (с кассетой) у меня украли из сумки – в центральном гастрономе, на углу Крещатика и Ленина. Интервью (монолог) пропало, невосстановимо. Пересказать буквально, конечно, не могу. Очень жаль. Но главный смысл помню. ГП просил прощения у всех, кого он обидел. А обидел он многих – полемист он был жесткий.
ГП настаивал: если вы вступаете в дискуссию, то нужно понять: не только то, чтоговорит оппонент, но и зачем он это говорит. Только если вы поймете и то, и другое, вы сможете ответить адекватно.
Давайте, постараемся быть адекватными. Слава Украине! Героям слава! ГП – вечная и славная память!
Илья Раскин
Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.
Люди ссорятся из-за принципов, а не наоборот. Принципы из-за людей не ссорятся, это правда. Но в этих людских "ссорах" они рождаются, живут и умирают, помимо них не существуя. Как и мышление, "формой" которого и является "ссора", если речь идет не о кухонных дрязгах.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта