Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » » Колонка Ольги Меркуловой. Качество высшего образования с позиции психолога

Колонка Ольги Меркуловой. Качество высшего образования с позиции психолога

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 361
  •  
    • 0

РГГУ, сентябрь 2010 - на конференции памяти В.В. Давыдова


Недавно в ленте Facebook’а попадалась ссылка на статью, в которой с опорой на экспериментальные данные дается совет не разглашать свои намерения до их реализации (к сожалению, ссылка была утеряна из-за технических сбоев). Мне же интерпретация описанного эксперимента не кажется такой уж однозначной. По очень простой причине – намерения у студентов выясняли не по поводу той конкретной работы, которую они сделали или нет, а о каком-то не очень определенном будущем вообще. Я бы предложила несколько иную экспериментальную схему – попросить задумать какое-то конкретное дело с конкретным результатом, планируемым к определенному времени (например, не выучить когда-нибудь английский, а за неделю выучить сто слов из английского), и в одном случае сообщить о своем намерении каким-то значимым людям, в другом случае – не сообщать никому. Опираясь на свой опыт, я бы предположила, что сообщение о намерении будет фактором, повышающим вероятность его выполнения (если не забуду, надо будет предложить кому-нибудь проверить – в курсовой или дипломной, если кто-нибудь "украдет" идею с последующим сообщением результатов - тоже буду рада). И вот как раз об этом собственном опыте я и хотела рассказать...

Самым ярким примером, когда публичное объявление о намерении послужило хорошим стимулом его выполнить, была моя работа над кандидатской диссертацией 16 лет назад. Исследование уже было в общем-то проведено, оставалось самое, пожалуй, непростое – писать… Примерно в конце февраля у меня был готов 1 параграф из 6 планируемых. Но, набравшись окаянства, на встрече с научным руководителем «по педагогике» тогда проектором (сейчас – ректором) нашего университета Николаем Константиновичем Сергеевым (вторым, а по настоящему, конечно, первым руководителем – «по жизни» и в психологии был неизменный за эти годы заведующих нашей кафедры Александр Георгиевич Крицкий), я заявила, что на апрель можно назначать предзащиту. И назначили. После чего я дала второе «торжественное обещание» - не заглядывать в эхо-конференции предшественницы современных социальных сетей сети FIDONET, пока не напишу текст. Уж не помню, с чьего легкого словца, возможно, того же Александра Георгиевича, это обещание было названо «марторий». Не знаю, на сколько бы еще тогда затянулась работа над текстом без этих двух публичных объявлений о намерениях. Но обещания были даны, и отступать было некуда. Предзащита в апреле состоялась. В июне – представление в Совет, в октябре – защита.

Повторить сейчас, работая над докторской, опыт кандидатской прямо уже не получается. И масштаб задачи другой, и количество отвлекающих факторов выше в разы. Да и от сетевого общения надолго я сейчас не готова отказываться, так как кроме развлечения и отдыха оно немало дает и в профессиональном плане. Но, тем не менее, снова на март пришлась работа по реализации тоже публично объявленного плана – выступить на научном семинаре кафедры с промежуточными результатами по своей докторской. Хотя до завершения работы еще очень далеко, потребность собрать то, что уже сделано, в какую-то целостность, витала в моих мыслях уже давно. Но без четко поставленной и публично объявленной цели, очевидно, не была бы реализована, по крайней мере, сейчас.

Презентацию, в которой, собственно, и отражен процесс «сборки» текущего видения работы, достраивать пришлось в день выступления, пользуясь прелестями интерактивных методов обучения, когда студентам можно дать задание для работы в группах… Уже после выступления одна из магистранток призналась, что заметив мою занятость, затягивала работу в своей группе (спасибо, Маша!)…

Результат выношу на суд более широкой общественности, чем те, кто смог собраться в аудитории. Буду признательна за конструктивную критику и содержательные «мысли по поводу», если вдруг работа кого-то заинтересует и таковые появятся. Написать комментарий можно здесь, мне на почту (Olga.Merkulova@list.ru) или в соцсетях, где «засветится» ссылка на эту запись.

Тема работы: «Психологические условия и механизмы обеспечения качества высшего профессионального образования». Научного консультанта можно особо не представлять – а то, откуда бы я тут на сайте взялась…)



Презентацию к докладу (на видео ее совсем не видно) можно посмотреть здесь.

Список публикаций по теме работы (со ссылками на те, которые есть в сети) здесь.


И тоже РГГУ, ноябрь 2012 - перед проведением круглого стола на Чтениях памяти Л.С. Выготского.


Ольга Меркулова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогический университета

Сайт Ольги Меркуловой




  • Опубликовал: opm
Читайте другие статьи:
Продлен срок приема заявок и статей на участие в XIX международной теоретико-методологической конференции «Смыслы жизни российской интеллигенции» в РГГУ
24-12-2017
Продлен срок приема заявок и статей на участие в

Срок приема заявок и статей на участие в XIX международной теоретико-методологической конференции «Смыслы жизни российской
Ольга Меркулова. Зачем нужна аккредитация вузов?.. Приглашение к диалогу
20-03-2016
Ольга Меркулова. Зачем нужна аккредитация

В апреле Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета будет проводить международный
Колонка Ольги Меркуловой. На вдохе новь...
21-03-2014
Колонка Ольги Меркуловой. На вдохе новь...

  • Календарь
  • Архив
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Май 2018 (26)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Январь 2018 (41)
Декабрь 2017 (73)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх