Колонка Ольги Меркуловой. Качество высшего образования с позиции психолога
Закладки:
Просмотров: 4 752
0
РГГУ, сентябрь 2010 - на конференции памяти В.В. Давыдова
Недавно в ленте Facebook’а попадалась ссылка на статью, в которой с опорой на экспериментальные данные дается совет не разглашать свои намерения до их реализации (к сожалению, ссылка была утеряна из-за технических сбоев). Мне же интерпретация описанного эксперимента не кажется такой уж однозначной. По очень простой причине – намерения у студентов выясняли не по поводу той конкретной работы, которую они сделали или нет, а о каком-то не очень определенном будущем вообще. Я бы предложила несколько иную экспериментальную схему – попросить задумать какое-то конкретное дело с конкретным результатом, планируемым к определенному времени (например, не выучить когда-нибудь английский, а за неделю выучить сто слов из английского), и в одном случае сообщить о своем намерении каким-то значимым людям, в другом случае – не сообщать никому. Опираясь на свой опыт, я бы предположила, что сообщение о намерении будет фактором, повышающим вероятность его выполнения (если не забуду, надо будет предложить кому-нибудь проверить – в курсовой или дипломной, если кто-нибудь "украдет" идею с последующим сообщением результатов - тоже буду рада). И вот как раз об этом собственном опыте я и хотела рассказать...
Самым ярким примером, когда публичное объявление о намерении послужило хорошим стимулом его выполнить, была моя работа над кандидатской диссертацией 16 лет назад. Исследование уже было в общем-то проведено, оставалось самое, пожалуй, непростое – писать… Примерно в конце февраля у меня был готов 1 параграф из 6 планируемых. Но, набравшись окаянства, на встрече с научным руководителем «по педагогике» тогда проектором (сейчас – ректором) нашего университета Николаем Константиновичем Сергеевым (вторым, а по настоящему, конечно, первым руководителем – «по жизни» и в психологии был неизменный за эти годы заведующих нашей кафедры Александр Георгиевич Крицкий), я заявила, что на апрель можно назначать предзащиту. И назначили. После чего я дала второе «торжественное обещание» - не заглядывать в эхо-конференции предшественницы современных социальных сетей сети FIDONET, пока не напишу текст. Уж не помню, с чьего легкого словца, возможно, того же Александра Георгиевича, это обещание было названо «марторий». Не знаю, на сколько бы еще тогда затянулась работа над текстом без этих двух публичных объявлений о намерениях. Но обещания были даны, и отступать было некуда. Предзащита в апреле состоялась. В июне – представление в Совет, в октябре – защита.
Повторить сейчас, работая над докторской, опыт кандидатской прямо уже не получается. И масштаб задачи другой, и количество отвлекающих факторов выше в разы. Да и от сетевого общения надолго я сейчас не готова отказываться, так как кроме развлечения и отдыха оно немало дает и в профессиональном плане. Но, тем не менее, снова на март пришлась работа по реализации тоже публично объявленного плана – выступить на научном семинаре кафедры с промежуточными результатами по своей докторской. Хотя до завершения работы еще очень далеко, потребность собрать то, что уже сделано, в какую-то целостность, витала в моих мыслях уже давно. Но без четко поставленной и публично объявленной цели, очевидно, не была бы реализована, по крайней мере, сейчас.
Презентацию, в которой, собственно, и отражен процесс «сборки» текущего видения работы, достраивать пришлось в день выступления, пользуясь прелестями интерактивных методов обучения, когда студентам можно дать задание для работы в группах… Уже после выступления одна из магистранток призналась, что заметив мою занятость, затягивала работу в своей группе (спасибо, Маша!)…
Результат выношу на суд более широкой общественности, чем те, кто смог собраться в аудитории. Буду признательна за конструктивную критику и содержательные «мысли по поводу», если вдруг работа кого-то заинтересует и таковые появятся. Написать комментарий можно здесь, мне на почту (Olga.Merkulova@list.ru) или в соцсетях, где «засветится» ссылка на эту запись.
Тема работы: «Психологические условия и механизмы обеспечения качества высшего профессионального образования». Научного консультанта можно особо не представлять – а то, откуда бы я тут на сайте взялась…)
Презентацию к докладу (на видео ее совсем не видно) можно посмотреть здесь.
Список публикаций по теме работы (со ссылками на те, которые есть в сети) здесь.
И тоже РГГУ, ноябрь 2012 - перед проведением круглого стола на Чтениях памяти Л.С. Выготского.
Ольга Меркулова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогический университета