Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » » Колонка Ольги Меркуловой. Качество высшего образования с позиции психолога

Колонка Ольги Меркуловой. Качество высшего образования с позиции психолога

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 191
  • печатать
  •  
    • 0

РГГУ, сентябрь 2010 - на конференции памяти В.В. Давыдова


Недавно в ленте Facebook’а попадалась ссылка на <!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3d3dy5pdmFucGlyb2cuY29tL3Bvc3RzL2VzbGkteG90aXRlLWRvc3RpY2gtbGljaG51eXUtY2VsLw%3D%3D]статью, в которой с опорой на экспериментальные данные дается совет не разглашать свои намерения до их реализации[/url]<!--dle_leech_end-->. Мне же интерпретация описанного эксперимента не кажется такой уж однозначной. По очень простой причине – намерения у студентов выясняли не по поводу той конкретной работы, которую они сделали или нет, а о каком-то не очень определенном будущем вообще. Я бы предложила несколько иную экспериментальную схему – попросить задумать какое-то конкретное дело с конкретным результатом, планируемым к определенному времени (например, не выучить когда-нибудь английский, а за неделю выучить сто слов из английского), и в одном случае сообщить о своем намерении каким-то значимым людям, в другом случае – не сообщать никому. Опираясь на свой опыт, я бы предположила, что сообщение о намерении будет фактором, повышающим вероятность его выполнения (если не забуду, надо будет предложить кому-нибудь проверить – в курсовой или дипломной, если кто-нибудь "украдет" идею с последующим сообщением результатов - тоже буду рада). И вот как раз об этом собственном опыте я и хотела рассказать...

Самым ярким примером, когда публичное объявление о намерении послужило хорошим стимулом его выполнить, была моя работа над кандидатской диссертацией 16 лет назад. Исследование уже было в общем-то проведено, оставалось самое, пожалуй, непростое – писать… Примерно в конце февраля у меня был готов 1 параграф из 6 планируемых. Но, набравшись окаянства, на встрече с научным руководителем «по педагогике» тогда проектором (сейчас – ректором) нашего университета Николаем Константиновичем Сергеевым (вторым, а по настоящему, конечно, первым руководителем – «по жизни» и в психологии был неизменный за эти годы заведующих нашей кафедры Александр Георгиевич Крицкий), я заявила, что на апрель можно назначать предзащиту. И назначили. После чего я дала второе «торжественное обещание» - не заглядывать в эхо-конференции предшественницы современных социальных сетей сети FIDONET, пока не напишу текст. Уж не помню, с чьего легкого словца, возможно, того же Александра Георгиевича, это обещание было названо «марторий». Не знаю, на сколько бы еще тогда затянулась работа над текстом без этих двух публичных объявлений о намерениях. Но обещания были даны, и отступать было некуда. Предзащита в апреле состоялась. В июне – представление в Совет, в октябре – защита.

Повторить сейчас, работая над докторской, опыт кандидатской прямо уже не получается. И масштаб задачи другой, и количество отвлекающих факторов выше в разы. Да и от сетевого общения надолго я сейчас не готова отказываться, так как кроме развлечения и отдыха оно немало дает и в профессиональном плане. Но, тем не менее, снова на март пришлась работа по реализации тоже публично объявленного плана – выступить на научном семинаре кафедры с промежуточными результатами по своей докторской. Хотя до завершения работы еще очень далеко, потребность собрать то, что уже сделано, в какую-то целостность, витала в моих мыслях уже давно. Но без четко поставленной и публично объявленной цели, очевидно, не была бы реализована, по крайней мере, сейчас.

Презентацию, в которой, собственно, и отражен процесс «сборки» текущего видения работы, достраивать пришлось в день выступления, пользуясь прелестями интерактивных методов обучения, когда студентам можно дать задание для работы в группах… Уже после выступления одна из магистранток призналась, что заметив мою занятость, затягивала работу в своей группе (спасибо, Маша!)…

Результат выношу на суд более широкой общественности, чем те, кто смог собраться в аудитории. Буду признательна за конструктивную критику и содержательные «мысли по поводу», если вдруг работа кого-то заинтересует и таковые появятся. Написать комментарий можно здесь, мне на почту (Olga.Merkulova@list.ru) или в соцсетях, где «засветится» ссылка на эту запись.

Тема работы: «Психологические условия и механизмы обеспечения качества высшего профессионального образования». Научного консультанта можно особо не представлять – а то, откуда бы я тут на сайте взялась… :winked:



Презентацию к докладу (на видео ее совсем не видно) можно посмотреть <!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly9kcml2ZS5nb29nbGUuY29tL29wZW4%2FaWQ9MEIzOVQwUExBLVRRNWMzWlNObVZ2ZGt0aU5EZyZhbXA7YXV0aHVzZXI9MA%3D%3D]здесь[/url]<!--dle_leech_end-->.

Список публикаций по теме работы (со ссылками на те, которые есть в сети) - <!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly9zaXRlcy5nb29nbGUuY29tL3NpdGUvb3BtZXJrdWxvdmEvbW9pLXB1Ymxpa2FjaWk%3D]здесь[/url]<!--dle_leech_end-->.


И тоже РГГУ, ноябрь 2012 - перед проведением круглого стола на Чтениях памяти Л.С. Выготского.


Ольга Меркулова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогический университета

<!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly9zaXRlcy5nb29nbGUuY29tL3NpdGUvb3BtZXJrdWxvdmEv]Сайт Ольги Меркуловой[/url]<!--dle_leech_end-->


  • Опубликовал: opm
Читайте другие статьи:
Колонка Ольги Меркуловой. Чашки со смыслами
26-03-2015
Колонка Ольги

Эта заметка - несколько расширенная версия моих
Колонка Ольги Меркуловой. Студенческий плагиат
18-01-2015
Колонка Ольги

В последнее время было несколько поводов для
Колонка Ольги Меркуловой. Педагог-психолог должен уметь все!
18-05-2013
Колонка Ольги

На днях мой отпрыск решил снимать кино - про
Френд-лента: Ольга Меркулова. Международные чтения памяти Л.С. Выготского. День четвертый (17.11)
10-01-2012
Френд-лента: Ольга

Френд-лента: Ольга Меркулова. Международные чтения памяти Л.С.Выготского. Общие впечатления
30-11-2011
Френд-лента: Ольга

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (28)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх