Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Эмоциональное выгорание и потеря интереса: Чем опасна слишком ранняя подготовка к школе

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 543
  •  
    • 0

Источник фото

Психологи рассказали, как оценить физическую и психологическую готовность ребёнка учиться

Документы собраны, но у многих родителей будущих школьников мандраж: справится ли ребенок? Не нужно ли ему еще годик «пересидеть» в детском саду, особенно если дата рождения позволяет колебаться. Ведь у тех, кто пойдет в школу, с сентября начнется новая жизнь: опаздывать нельзя, нужно самому пройти от школьного входа в раздевалку, а затем в класс, целый урок предстоит сидеть и внимательно слушать. На что обратить внимание мамам и папам, мы расспросили психолога Викторию Безуглую.

- Почему в школу берут с семи лет?

- Примерно к семи годам у детей формируется наглядно-образное мышление, увеличивается объем памяти головного мозга, ребенок становится более выносливым физически, более сосредоточенным, а значит, готовым получать новые знания и выдерживать умственные нагрузки в течение нескольких часов. Ребенок переходит из одной важной системы - семейной, в другую, становясь школьником. Но есть педагогическая готовность к школе, а есть психологическая.

- Педагогическая – это уметь считать и тому подобное… Верно?

- Да, речь об определенных знаниях и умениях. Это еще и способность обобщать и классифицировать предметы: убери лишнее, назови овощи и прочее. Умение заниматься одним делом, не отвлекаясь, минут тридцать. А еще нужно иметь некоторый объем знаний, свидетельствующий о социализации: в какой стране живешь, в каком городе. Если все это ребенок умеет-знает, к школе готов. Но готов педагогически не значит, что готов психологически.

Психологически неподготовленные дети переживает постепенное выгорание и примерно к концу начальной школы теряют интерес к учебе.

- Как это понять?

- Есть такой термин - кризис «произвольности поведения», свойственный как раз этому возрасту. Уходит милая детская непосредственность, поведение становится более независимым и основанным на осознаваемой воле ребенка. Мотив: я уже взрослый, самостоятельный, сам знаю, что мне делать. Отсюда манерничание, кривляние, нарочитость. Такое поведение связано с созреванием эмоционально-волевой сферы. Это следствие глубинной общей перестройки психики, а не форсирования процесса математическими и иными упражнениями.

- К слову, о ранней школьной подготовке. Есть мнение, что для малышей не только неполезно, но даже вредно.

- Раннее развитие действительно приводит к психической незрелости детей и неготовности к школе. От обстановки в семье тоже много зависит. Адаптация в школе проходит сложнее, когда у ребенка тревожная, контролирующая мама. Или родители постоянно выясняют при нем отношения.

- Что бывает с ребятами, которые пошли в школу в состоянии полуготовности?

- По статистике, значительная часть таких детей переживает постепенное выгорание и примерно к концу начальной школы теряют интерес к учебе. Психика не справляется с большой нагрузкой. Новый коллектив, много уроков, домашние задания. У кого-то не складываются отношения с учителем или одноклассниками. Кто-то очень переживает за оценки. Все это может привести к повышенной утомляемости, капризности, плаксивости. Проблемы в психоэмоциональной сфере могут проявиться и болями в животе.

- Жаль детишек… Как же родителям разглядеть внутреннюю неготовность?

- Обратите внимание на то, как ребенок играет. У психологически зрелого дошкольника игры наполнены сложным содержанием. Есть такой термин - коллективная режиссерская игра. Дети играют вместе, придумывают сюжет, способны следовать правилам, удерживать себя в рамках определенной роли, прогнозировать свои действия, договариваться. Эта фаза - высшая в игровой деятельности, и детям ее обязательно нужно успеть пройти прежде, чем их статус сменится на ученический. Тогда к концу дошкольного возраста ребенок начнет получать искреннее удовольствие от обучения. Будет отделять учебу от игры, видеть в учительнице не маму, а наставника.

- Если есть сомнения в психологической готовности ребенка к школе, а до учебы осталось всего несколько месяцев, можно наверстать?

- Обратитесь к детскому психологу, который проведет объемное тестирование эмоциональный сферы ребенка. Возможно, понадобится психокоррекционный курс. Но главное – постарайтесь уделять своему первоклашке как можно больше внимания. Ребенок должен перед школой напитаться любовью мамы и папы и хорошо наиграться. Не в компьютерные игры, конечно, а в куклы и машинки.

Адаптация в школе проходит сложнее, когда у ребенка тревожная, контролирующая мама.

НА ЗАМЕТКУ
Что желательно знать и уметь


Учителя начальной школы говорят, что особых требований в первоклашкам сейчас не предъявляют. К примеру, уметь читать и писать буквы не обязательно - к концу первого класса этому научат всех. Знает ребенок буквы - уже хорошо! (Правда жизни, однако, в том, что умеющие читать первоклашки получают фору, им легче дается все обучение. Так что если у ребенка есть интерес - лучше объяснить ему, как читать слова).

Вот минимальный перечень навыков, которые облегчат жизнь первоклашке:

- Считать до десяти и обратно, различать право и лево, вверх и вниз.

- Обобщать и классифицировать предметы: «Это овощи», «Это инструменты, а вот это лишнее».

- Составить рассказ из нескольких предложений по картинке.

- Правильно держать карандаш, аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за границы. Рисовать зигзаги, овалы, заштриховывать.

- Знать времена года, месяцы, дни недели. Названия, основные признаки, очередность.

- Называть свои ФИО, страну, город, домашний адрес. Имена-отчества родителей, кем работают.

- Одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, завязывать шнурки, собирать портфель.

Как правило, к 7 годам дети физически и психологически готовы идти в школу.

ВОПРОС - РЕБРОМ
Как реагировать на взбрыки и непослушание


Родителей часто раздражают перемены в поведении семилетки. Но за его непослушанием и неуправляемостью стоят сложные и важные психологические процессы. Какие?

Что происходит? Почему?

Кривляется, паясничает. Происходит осознание своего «я» и формирование социального поведения.

Упрямится, спорит до одури лишь бы отстоять свое мнение, делает наоборот. Почему папе можно без шапки, а мне нет? Не пойду спать в девять, я уже взрослый! У меня нет времени убирать игрушки. Нельзя петь в автобусе? Буду еще громче! Ребенок пробует вести себя как взрослый, но делать это адекватно не умеет.

Долго реагирует на привычные просьбы. Как будто не слышит, что говорят. Все он слышит. А «тормозит», потому что переосмысливает старые правила и способы взаимодействия с родителями.

Обостренно реагирует на критику. Ребенку очень важна похвала за то, что он сделал. Старается делать хорошо и переживает, если не получается. Идет формирование самооценки.

Что же делать?

Наберитесь терпения: скоро все само собой наладится. Будьте доброжелательны, не приказывайте, а убеждайте, покажите ребенку, что считаетесь с его мнением. Приветствуйте общение ребенка с другими детьми. Не перегружайте кружками, подготовкой к школе, репетиторами. Сейчас важнее - отдохнуть, набраться сил и наиграться перед будущей «взрослой» жизнью.

Важно

Зачем учат в школе

Ключевой показатель готовности к школе и главный пункт психологического тестирования - сформирована ли у семилетки внутренняя позиция школьника. Бывает, ребенок рассказывает, что хочет идти в школу, хочет получать новые знания, не боится трудностей. При этом во время беседы выбирает не учебники, а красивые школьные принадлежности, рюкзак с рисуночками, форму с блестящими пуговицами. Не уроки, а переменки, потому что общаться с другими детьми веселее и интереснее. Это значит, что внутренняя позиция школьника у ребенка не сформирована. Подтянуться помогут разговоры на тему «Для чего необходимо учиться в школе». Рассказывайте ребенку, что главное в классе - ты будешь получать новые знания, многому научишься. Общение с друзьями тоже будет, но это все же второстепенно.

МНЕНИЕ

«Самое важное – развитое воображение»


«Нет ничего вредоноснее для системы образования в целом, чем ранняя специальная школьная подготовка. Тогда у ребенка в начальной школе складывается впечатление, что все это уже было, и отбивается желание учиться». Такое категоричное мнение высказал Владимир Кудрявцев, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета, в своей лекции под названием «Школьная готовность без специальной подготовки». Главным умением, необходимым будущему первокласснику, профессор назвал хорошо развитое воображение.

Как его развивать? В интернете море идей. Больше читайте вместе с ребенком, придумывайте истории, играйте в кукольный театр и ролевые игры. Пусть много рисует, лепит из пластилина, делает поделки и собирает конструктор. Увидели необычный дом - давай-ка представим, кто там живет. Поиграйте в «дорисуй картинку»: вот кружок или закорючка – на что похоже? Или в «представь себе»: что будет, если кошки научатся говорить, а люди летать?

www.kp.ru




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Отменены «территориальные привилегии» при поступлении в школу
02-02-2012
Отменены «территориальные привилегии» при

Информация к размышлению. Школа усмиряет за неделю
06-09-2005
Информация к размышлению. Школа усмиряет за неделю

Отказать в праве учиться
29-04-2005
Отказать в праве учиться

  • Календарь
  • Архив
«    Август 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Июль 2021 (26)
Июнь 2021 (40)
Май 2021 (23)
Апрель 2021 (29)
Март 2021 (38)
Февраль 2021 (25)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх