К дошкольникам нужно обращаться не так, как к школьникам, но без патриотического воспитания и в детском саду не обойтись.
Фото пресс-службы Минпросвещения Голосование за создание Независимого открытого общественного совета по дошкольному образованию продлится до конца текущей недели. Этот совет нужен, чтобы в формировании государственной политики принимали участие специалисты именно в дошкольном образовании. Предложил организовать совет Всероссийский онлайн-форум «Ориентиры детства 3.0», прошедший под эгидой Минпросвещения. На основе более шести тысяч воспитателей со всей страны обсуждали Стратегию развития дошкольного образования на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.
Корреспондент VPost Елена Комарова выяснили, какой именно ценности пополнятся детские сады.Создать Независимый открытый общественный совет по дошкольному образованию решили организаторы форума «Ориентиры детства 3.0» – Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО) и Ассоциация развития качества дошкольного образования (АРКАДО). В поддержку выступила замдиректора департамента проектной деятельности Минобрнауки Инна Каракчиева: по ее мнению, нужны новые подходы к нормативно-правовому регулированию дошкольного образования. Примерная рабочая программа воспитания, составленная Институтом детства РАО, уже признана проблемным документом. «Не прописана необходимость приобщения детей к русской культуре как основе общегражданской идентичности, но делается упор на национальную культуру, принадлежность к своей национальности», — говорится в экспертном заключении МПАДО.
На вопрос VPost, велика ли у дошкольников потребность в патриотическом воспитании, исполнительный директор форума Анна Еланская ответила:
Это прежде всего потребность общества. Интеллектуально и эстетически богатые, владеющие цифровыми технологиями и современными видами коммуникации, но не обладающие сформированными нравственными ориентирами дети не смогут быть полноценными гражданами своей страны.
Форум прошел, как считают организаторы, «на фоне ключевых изменений в российском образовании, связанных реализацией национальных проектов, поправками в Конституцию, актуальными направлениями государственной образовательной политики». Одна из поправок — закрепление за русским языком статус языка государствообразующего народа.
Ректор Института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая в своем выступлении подчеркнула: «Важно, чтобы дети с рождения владели русской речью. Страна многоязычная, далеко не для всех регионов русский язык является родным. По итогам переписи 15% населения не владеют русским. Знание русского языка каждым гражданином России – задача, обозначенная президентом».
На необходимость отмечать в детсадах национальные праздники указала участникам форума член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова:
Воспитать патриотические чувства у детей – вот главная нравственная задача. Закреплять эту работу в детских садах надо посредством праздничных мероприятий, все народные праздники связаны с природными изменениями. Масленичные гуляния знаменуют окончание зимы, празднование Капустницы приурочено к сбору урожая, Пасха дает возможность отдохнуть от тяжелого поста, который соблюдался всеми жителями традиционной деревни. Традиционные праздники проводятся в детском саду наряду с государственными. Все это создает атмосферу национального быта.
И государственных праздников прибыло: начиная с этого года, каждое третье воскресенье октября страна будет праздновать День отца. Его инициатор, директор по развитию «Союза отцов», председатель Совета отцов Москвы Алексей Чегодаев сообщил VPost, что сейчас думает над тем, как же новый праздник отмечать. «Если мы говорим про валентинки или про тыкву, все понимают, о чем речь, потому что есть определенная символика. Утка (на самом деле индейка. –
VPost) на День благодарения в Америке – хороший маркетинговый ход, но это и повод, чтобы собраться и поговорить за столом. Мы бы хотели сделать такой семейный ритуал. Посмотрим, как пойдет, потому что очень много у нас в стране национальностей».
Чегодаев рекомендует родителям и воспитателям совместно обсуждать, в какой степени ребенку стоит принимать участие в том или ином патриотическом празднике. «Бывает, что в детском садике одно говорят, а в семье совсем по-другому на это смотрят. В саду меня в пилотке сфотографировали, а мама будет злиться. Эта несогласованность провоцирует у детей непонимание, которое потом перерастает в девиантное поведение».
Помимо праздников, к духовным ценностям детей приобщают через краеведение, фольклор, знакомство с памятниками культуры, посещение музеев, обсуждение исторических вех, воспитание командного духа. «Эта работа велась в детских садах всегда, — отмечает декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Маргарита Парамонова. — Это изучение истории своей семьи, знакомство с достопримечательностями и природой родного края, традициями разных народов России, важными событиями в российской истории, воспитание гордости за свою Родину, выдающиеся достижения нашей страны (космос, спорт, искусство и др.). Но сегодня вопросам патриотического воспитания, формирования гражданской идентичности уделяется особое внимание, что очень правильно, учитывая современные реалии и то, как изменились дети и среда, в которой они растут. Важно четко понимать, какого человека мы хотим воспитать».
Точного ответа на этот вопрос у ученых нет.
Государство имеет запрос на глобальные долгосрочные стратегии, но невозможно что-то строить, если не видишь хотя бы образа этого будущего. Поэтому нравственные императивы надо программировать решительнее, указала профессор кафедры возрастной психологии МПГУ Татьяна Авдулова в своем докладе. «Мы говорим о том, что дошкольный возраст определяет все остальные периоды развития, все основы закладываются здесь, но что мы закладываем? Какую впереди личность мы хотим увидеть? Мы зачастую переносим из школьной методики работу со всеми оттенками серого, относительностью, вариативными возможностями. Мы стесняемся идеологии, мы не выработали полноценной идеологической картины того человека, которого хотим видеть в нашей стране, мы боимся использовать традиционные способы, которые на самом деле доминируют в дошкольном возрасте, а именно – внушение: вот это добро, это зло, черное-белое, только так и никак иначе».
Взгляд участников форума на проблемы образования был подчас неожиданным. «Обычно мы планируем деятельность детсада на 10-20 лет, но заглядывать надо на 100 лет и дальше, — заявила ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН и Минэкономразвития России Ирина Комарова. — То, что происходит в мире и в космическом пространстве, заставляет нас менять программы дошкольного образования. Программа у каждого детсада индивидуальная, а строительство типовое. Возможность ребёнка выбирать себе занятия плохо реализуется в трёхэтажный постройке и очень хорошо — в постройке коридорного типа».
Комарова указала и на опасность искусственного интеллекта:
Мы в ближайшее время дойдём до человека 2.0 – киборги и роботы. Уже существуют дети-киборги, у которых в силу состояния здоровья присутствует электронные или автоматизированные устройства в теле. Часто эти устройства вступают в противоречие с информационно-коммуникационными технологиями, и незнание этого может нанести вред ребёнку.
На форуме предлагались и пути преодоления насущных проблем. В частности, директор московской школы №109, заслуженный учитель России, академик Российской академии образования Евгений Ямбург говорил о необходимости возвращения врачей в дошкольные учреждения, совместной работе психолога, дефектолога и воспитателя для раннего выявления детей с отклонениями в развитии, и о появлении новой компетенции педагога – обучение русскому как неродному: «Обратите внимание, что меняется демографический состав населения, огромное количество детей не говорит по-русски. Это касается не только старшей школы, но и детского сада».
МПАДО вместе с МПГУ уже разработали курс повышения квалификации воспитателей дошкольного образования «Патриотическое воспитание и формирование традиционных ценностей у детей дошкольного возраста», пройти который можно за 3500 рублей.
Мнения экспертовВладимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ:На воспитание выделены огромные деньги, которые осваивают под видом свежих идей. Всё это было еще с советских времён, те же «культурные практики» в детском саду. Дети сами делают тульские пряники, любуются, едят и одновременно познают историю, но никто на этот пряник не молится, его не носят как хоругвь. Если духовно-нравственное воспитание — это рассказ про величие России, то у нас образование вне политики по Конституции, оно не должно подменяться пропагандой. И герб, и флаг пусть себе изучают. Но для того, чтобы осмыслить символику, нужно иметь понятие родины, а согласно психологическим исследованиям, оно формируется где-то к 10 годам. До этого родина — мама с папой и дом, где тепло. Я понимаю, что проблема — потратить деньги и упрочить позицию власти. Дети-то причём? Проведите эти мероприятия в ЖЭКе, в пионерлагере, зачем лезть к дошкольникам? Патриотизм достаточно включить в образовательную часть, а в воспитательную не следует.
Евгений Малеванов, директор ФИРО РАНХиГС:Я бы не опасался пропаганды. В детских садах играют в профессии, проигрывают преодоление и решение тех или иных задач в ситуациях, связанных с коллективной деятельностью, с объединением, чтобы вместе что-то сделать, там, починить автомобиль или построить дом, и на этом материале всё равно воспитатели заводят речь о ценностях, о принципах этики. Это не сейчас возникло, это уже входит в содержание ФГОС ДО. Поэтому те темы, которые сейчас обсуждаются, не создают чего-то нового, они скорее могут потребовать от педагогов в отчетах специальным образом помечать свою деятельность, исходя из тех требований, которые возникают с точки зрения акцента на патриотическом воспитании.
Татьяна Марцинковская, директор Института психологии РГГУ: Родители переводят школьников на семейное обучение, в том числе, из соображений «цензуры», чтобы иметь возможность фильтровать государственную позицию, транслируемую учителями. Велика вероятность, что после усиления «патриотического воспитания» родители начнут искать альтернативу бюджетным детским садам, будут переводить в частные детсады или оставлять дома.
Конечно, воспитывать в детях толерантность необходимо, тем более у нас сегодня много проблем с межнациональным общением, в том числе в детских садах, и воспитателей много из разных культур. Вопрос только в методах. Сегодняшние дети совсем другие, они не принимают диктат. Они научились обходить прямые интервенции. Возможно, игровые технологии будут продуктивными, но старые игры теряют актуальность, а новые еще предстоит разработать, так чтобы они соответствовали современным знаниям о психике ребенка и вызывали не отторжение, а вовлечение.
Елена КомароваИсточник UPD. 11.11.2021 г.
Учить любить родину за деньги налогоплательщика - вот и вся идея. Для детей - безвредная политическая навязчивость взрослых, которая уже давно приелась как ритуальная условность. Поиграют для взрослых в "патриотов" и забудут. Наше поколение тоже "играло" - правда, взрослые были поумнее. И понимали, что родину любить детишек учат не организаторы воспитательных ритуалов, а мамы и папы, хорошие педагоги и прочее достойное взрослое окружение, добрые книжки и фильмы, что любовь к родине незаметно вызревает в незабываемых походах и чудесных путешествиях с такими же взрослыми, передается через доступные, но не "лобовые" примеры того, что они ежедневно делают для страны по зову души, а не по "вызовам современности" (читай: "партии и правительства")... И к тому же - бесплатно.
Сейчас и любовь к родине, и научение оной стоит денег. Денег, которые есть, на что потратить в образовании. А в бюджете 2022 г. дошколку обрезали на 60%. Для чего, кому нужна "Примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций", если все "воспитательные" приоритеты заданы во ФГОСе дошкольного образования, с которого она школярски, не переваренными клочками скалькирована? Воспитателям больше нечем заняться? Они избалованы сказочными зарплатами? Или нужно занять тех, кто больше ничем другим заняться в образовании не способен? Чтобы оприходовать средства, щедро выделенные государством на обучение любви к родине, которой оно же само себя и провозгласило. Совершенно пустая трата, которая, будучи куда скромнее, и в СССР не оправдывала себя. Даже в виде "ритуальной принадлежности" педагогического процесса (чуть не сказал - "процессии").
Конечно, затраты на "патриотизм в памперсах" (в "памперсах" для взрослых) не сравнимы с теми, которые требует прожорливый бюджет силовиков. Хотя это - две стороны одной медали, по обе из которых проступает весьма плоский, стертый до архаичных проплешин, малопривлекательный образ взрослости. А вот это уже не безвредно для детей, которым все равно предстоит взрослеть, - независимо от того, какие свои прихоти пытается удовлетворять через них государство.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта