Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Terra УНИИвера, или Аудиторная наука

  • Закладки: 
  • Просмотров: 613
  •  
    • 0
Портрет М.В. Ломоносова
Николай Кисляков. Портрет М.В.Ломоносова (1963)

Не родись 310 лет назад (по н. ст.) Михаил Васильевич Ломоносов, праздновать сегодня было бы нечего. И некому. Имею в виду не только юбиляра, но и весь цех преподавателей отечественной высшей школы. Потому что без Михаила Васильевича не было бы ни ее, ни их. Не было бы даже Министерства образования и науки. Но министерство и все остальное есть. Доказательство тому: его глава Валерий Фальков подписал приказ о праздновании 19 ноября Дня преподавателя вуза, приуроченного ко дню рождения М.В. Ломоносова, с нынешнего года.

Мой преподавательский стаж лет на 12 короче общего. Должно было пройти время, чтобы свое кредо обозначить одним словом «УНИИвера».


Признаюсь, я тогда свысока поглядывал, поначалу из подвала НИИ (буквально) на «преподов» как на ретрансляторов результатов тех «подвальных» таинств, которые мы совершаем. Конечно, я был жертвой традиционного советского расщепления на «академическую» и «университетскую» науку. Тогда вузовские преподаватели ездили проводить исследования, проходить стажировки, защищать диссертации в НИИ крупных городов, за очень редкими исключениями. Статус исследовательских университеты приобрели совсем недавно.Но это не оправдывает, а только объясняет источники моего «подвального» высокомерия.

Все изменилось в 1995 г., когда передо мной в качестве труженика распахнул двери мой первый (и нынешний) университет – только что созданный МГПУ. И меня, 34-летнего, сразу впустили туда профессором (ни дня не работал ни ассистентом, ни старшим преподавателем, ни доцентом). Никакой моей заслуги в том не было, кроме формальности - списка публикаций из 100 с чем-то пунктов, но я и публиковаться начал рано, еще студентом. Исключительно аванс - доброе расположение и доверие со стороны Университета. Бесспорно, молодому неофиту высшей школы это льстило. Но сразу зад(р)ало планку качества работы и ускорило подготовку докторской. Не хотелось быть «холодным профессором», т.е. профессором без докторской степени, которую я получил спустя три года. А главное – я прочно, обеими ногами уперся в единую terra УНИИвера. И мыслить себя в ином состоянии уже попросту не могу, как когда-то не мог мыслить себя читающим систематические курсы лекций.

Моя наука - не кабинетная, не лабораторная, не «полевая», моя наука – аудиторная. И мыслю я аудиторно.


Не вместо, а вместе со студенческой аудиторией, которую удерживаю в воображении, даже когда ее нет. В чистом виде – «единство общения и обобщения» Л.С. Выготского. Это придает особый смысл и кабинетным думам, и лабораторным экспериментам, и хождению в «поле», на практику, которую в нашей науке приходится каждый раз создавать заново, опять же на глазах и не без участия «аудитории». У нас студия, где происходят штудии, мы со студентами именно штудируем, учимся, а потому имеем уникальное право, которое я присваиваю в аудитории и себе,– уточнить Выготского или поспорить с Пиаже (и такое бывало, выливаясь в дипломные и ВКР). Право на проблематизацию того, что золотом высечено на «памятниках науки» и переписано в учебники. Но тогда уж и аргументация должна быть «по-детски» взрослой, честной, основательной, тщательно продуманной, а не на уровне «профессорского мнения», допускающего схематизм и вольность интерпретации.

В прошлом году меня пригласили прочитать два методологических онлайн-курса для психологов - магистратов и докторантов - Евразийского университета им. Л.Н. Гумилева в столице Казахстана Нур-Султана. Меня поразили семинары, которые превратились в настоящие научные баталии с сохранением трепетного уважением участников друг к другу. И мне над схваткой удержаться не удалось. Мои молодые коллеги то и дело втягивали меня в самые горячие зоны споров. А нас – из 20 века – все еще призывают «использовать активные методы обучения». Мои студенты из разных университетов знают, да я и сам им об этом говорю: если на лекции у лектора не происходит внезапного открытия, хотя бы маленького, хотя бы «для себя», если он не испытывает публичного инсайта, - значит, лекция прочитана зря, а время на ее прослушивание потрачено впустую.

Меня оберегают от этого мои главные вдохновители и соавторы – студенты. Спасибо им! Сегодня и их праздник.


А коллегам-преподавателям, хочется пожелать «открытий чудных», прежде всего, в лице их студентов. И - в науке, которая творится первоначально для них и с ними, и только потом уж для всех остальных. «Исследуем же!» - как говорил Сократ в пьесе Эдварда Радзинского. В своем последнем слове, которое подхватят и сделают первым новые искатели из новых аудиторий. И нам, пока живем, никто не запрещал пополнять их ряды без поправок на регалии и статусы. А особенно – на достижения, самые выдающиеся и впечатляющие. Ведь куда более интересное может оказаться впереди, а горизонт наглухо закрыт Монбланами вчерашних достижений.

Правда, бывает и так, как заметил один остроумный профессор: «Магистры и аспиранты всегда уверены, профессора уже сомневаются». Но тут – не ирония над плохими магистрами и аспирантами, а похвала хорошим профессорам.

Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Октябрь 2024 (7)
Сентябрь 2024 (31)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх