Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Елена Кравцова: "Золотой ключик" в Красноярске

  • Закладки: 
  • Просмотров: 739
  •  
    • 0
Продолжаем обновлять открывшуюся вчера на нашем сайте страницу Е.Е.Кравцовой.



Елена Евгеньевна Кравцова вместе с мужем Геннадием Григорьевичем Кравцовым является автором программы «Золотой ключик», по которой работает наш детский сад № 165 в городе Красноярске. Наше знакомство началось именно с внедрения этой программы в 1994 году. До этого все детские сады работали по одной программе, а мы стали экспериментальной площадкой по внедрению инновации. Тогда проблема переподготовки кадров встала очень остро. Педагоги привыкли работать в группах одного возраста, время занятий было четко регламентировано, занятия планировались четко в соответствии с возрастными особенностями детей. Многие даже не понимали, как можно нарушить эту систему, которая казалась единственной и правильной. Некоторые педагоги даже уволились, но те, кто остался, был готов меняться, обучаться и развиваться. По программе «Золотой ключик» весь уклад жизни поменялся. У нас появилась начальная школа, детей «перемешали» и появились разновозрастные группы, вместо занятий появились события. Педагоги растерялись, и совсем не знали, как работать «по-новому»…



В помощь подключился Красноярский педагогический институт в лице преподавателя педагогики Пуртовой Тамары Васильевны (кандидат педагогических наук). Она училась у Елены Евгеньевны Кравцовой. И Красноярский краевой институт повышения квалификации, в лице Погодиной Галины Александровны, руководителя кафедры дошкольной педагогики Красноярского Института повышения квалификации, которая дружила с Еленой Евгеньевной. Мы учились работать по-новому. Благодаря этому сотрудничеству к нам в гости пригласили авторов программы «Золотой ключик» из Москвы. Все воспитатели стали бояться, вот приедут сейчас профессора, раскритикуют все, что мы делаем. Мы готовились, честно стараясь показать все самое лучшее, что у нас получилось в работе с детьми, проводя генеральные уборки, продумывая меню и разрабатывая события с детьми для таких важных ученых.

И вот этот день настал. Каково же было наше удивление, когда в детский сад пришли обычные люди в очень скромной одежде, переобулись в домашние тапочки и спросили: «Ну как живете?». Так в первый раз мы познакомились лично с Еленой Евгеньевной Кравцовой. Красивое лицо, проницательные голубые глаза и добрая улыбка. Такой мы ее запомнили. Неделю весь коллектив учился не работать, а жить вместе с детьми интересной, насыщенной событиями жизнью. Елена Евгеньевна на простых жизненных примерах объясняла, что такое игра, как понять случилась игровая ситуация или нет, как жить большой дружной разновозрастной семьей, что же на самом деле значит «парная педагогика».




Потом все коллективы детских садов стали выбирать разные образовательные программы, но мы стали фанатами «Золотого ключика». Дети менялись на глазах – малыши «тянулись» за старшими и развивались быстрее, старшие ребята, играя «В ШКОЛУ» со школьниками, выучили и буквы и цифры, все научились играть и самостоятельно, вырабатывать свои детские правила, а школьники, выступая в роли самых старших стали заботиться о малышах, показывать для них сказки, организовывать игры. Это была НАСТОЯЩАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, когда дети школьники приходили в разновозрастную группу детского сада, проживали начало события (завязку) в группе и шли к учителю с проблемой. А учителя, зная содержание событий, готовили учебное содержание с его учетом. И школьники находились в двух позициях – ученика, когда были в школе, и в позиции учителя, когда возвращались после уроков к дошкольниками и сами, вооруженные знаниями, помогали решать проблемную ситуацию. В этом случае и знания усваиваются лучше, и вырабатываются коммуникативные навыки, и произвольность. Кроме того у детей начальной школы есть прекрасная возможность «доиграть», что очень важно для полноценного развития личности (далеко не каждый младший школьник полностью готов к школьному обучению и в знакомой группе, со своими друзьями ему гораздо проще адаптироваться к новому статусу). А малыши участвовали в играх школьников, наблюдали за их занятиями и стремились стать такими же умными, и хотели пойти в школу. Группа была большой общественной семьей, где опыт поколений передается от старших к младшим, где «зона ближайшего развития» реально создана самой жизнью и любому ребенку предоставлено право, без особых трудностей, усваивать содержание программы, которое он способен принять. К сожалению, проблема мест в детских садах оказалась важнее преемственности, и теперь мы только детский сад…

Конечно, очень бы хотелось, чтобы школа и детский сад были одним комплексом (детский сад - начальная школа) и дети жили одной жизнью, одними событями, одной совместной деятельностью, тогда преемственность станет реалией, а не утопией, ведь возраст от 3 до 10 лет это одна эпоха – эпоха детства.




По прошествии времени, у нас появились свои, «выращенные внутри», педагоги, которые осознали, как работать по программе, как «проживать» событие, как планировать «жизнь» детей разного возраста, как «играть» с детьми в качестве партнера, как менять среду группы в соответствии с темой, как в продуктивной деятельности предложить детям выбор материалов и организовать совместное дело. С появлением новых педагогов в коллективе мы поняли, что «парная педагогика» это естественное повышение квалификации, причем для обоих воспитателей.

Когда приходит новый человек, то воспитатель, который уже долго работает по этой программе в разновозрастной группе, выступает в позиции «учителя». Более того, находясь вместе с детьми во время образовательной деятельности, он личным примером показывает «новенькому», как работать с детьми разного возраста, как организовать событие. И это новая ступень для педагога, который сам научился и освоил систему, а теперь он обучает другого. Второй педагог, находясь в позиции «ученика» быстро осваивает азы и если это творческий воспитатель, то он сам вносит «новую» волну, раскрывает свои таланты и при взаимодействии каждый получает максимум пользы, которая принесет радость детям.


В 2013 году появился ФГОС ДО, ознакомившись, мы поняли, что так работаем, как там написано уже очень давно. И это благодаря уникальной программе «Золотой ключик». Елена Евгеньевна двадцать лет назад вместе с мужем придумали то, о чем лучшие педагоги и министерства догадались спустя двадцать лет. Светлая память.

Педагогический коллектив МБДОУ № 165 г. Красноярска

Станица Е.Е.Крацовой на сайте В.К.

Если вы хотите поделиться своими воспоминания о встрече, работе, дружбе с Еленой Евгеньевной, выразить благодарность, то присылайте все это по адресу vtkud@mail.ru, и они появятся на ее странице. Будем особо признательны за тексты, фото и видео (ссылки на них), которыми вы располагаете.




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Декабрь 2022 (15)
Ноябрь 2022 (62)
Октябрь 2022 (55)
Сентябрь 2022 (68)
Август 2022 (54)
Июль 2022 (37)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх