Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

«Давыдовские чтения»: о субъекте учебной деятельности и цифровизации

  • Закладки: 
  • Просмотров: 332
  •  
    • 0
Василий Васильевич Давыдов в Юрмале (Латвия), 1996 г.
Василий Васильевич Давыдов в Юрмале (Латвия), 1996 г.
Фото из архива Б.А.Зельцермана.
В юности В.В.Давыдов увлекался яхтой

12-13 сентября состоялась II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения», посвященная актуальным проблемам субъекта учебной деятельности и ее практической реализации в условиях цифровизации образования.

О целях и задачах конференции рассказал президент Ассоциации исследователей образования, научный руководитель центра психометрики и измерений в образовании НИУ «Высшая школа экономики», доктор педагогических наук Виктор Александрович Болотов.

С приветственным словом к участникам конференции обратился президент Московского государственного психолого-педагогического университета, главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Виталий Владимирович Рубцов. Как рассказал В.В. Рубцов, по итогам конференции планируется издание сборника тезисов участников конференции, а также сборника неопубликованных работ В.В. Давыдова.

Работа конференции велась в рамках четырех симпозиумов:

«Учебная деятельность в начальной школе и цифровые среды: как инициировать развитие субъекта учебной деятельности»

«Формирование субъектности подростка в учебно-исследовательской и проектной деятельности: возможности и ограничения цифровой среды»

«Игры в цифровой среде, формирующие групповую и индивидуальную субъектность учащихся при решении учебных и проектно-исследовательских задач»

«Развитие предметного мышления учащихся в процессе учебной деятельности, включающей использование или применение цифровых сред»

Симпозиум «Учебная деятельность в начальной школе и цифровые среды: как инициировать развитие субъекта учебной деятельности» начался докладом «От субъекта — к автору деятельности: вектор преемственности начальной и «подростковой» школы в развивающем образовании» доктора психологических наук, профессора Владимира Товиевича Кудрявцева.

«Может ли ребенок в дошкольном возрасте переваливать через границы своего дошкольного детства без учебной деятельности? Я много обследовал детей… Я этого не наблюдал. Но могу допустить, что существует некий феномен учебной одаренности, а это главная одаренность в человеческой жизни, возможно, это может происходить. Это надо изучать. Во всяком случае учебная одаренность проявляется в первые месяцы пребывания ребенка в первом классе… Но возникает проблема исторически устоявшихся образовательных институтов. Трудно в рамках классно-урочной системы подловить учебную инициативу…», — отметил В.Т. Кудрявцев.

Академик РАО, доктор психологических наук, профессор Николай Николаевич Нечаев представил доклад «Коммуникация в учебной деятельности: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину». Николай Николаевич отметил, что в психологии традиционно сохраняется противопоставление деятельности и общения. По словам Н.Н. Нечаева, ключевым понятием, позволяющим преодолеть эту дихотомию, должно стать понятие совместно-распределенной деятельности.

Доктор психологических наук, профессор Борис Даниилович Эльконин выступил с докладом «Эволюция субъектности ученика и педагога в системе развивающего обучения».

«Когда идет речь о субъекте учебной деятельности, надо всерьез отнестись к тому, что полагалось и Д.Б. Элькониным, и В.В. Давыдовым истоком учебной деятельности — к учебной задаче», — подчеркнул Б.Д. Эльконин.

Доктор психологических наук, профессор Галина Анатольевна Цукерман представила доклад «Субъект учебной деятельности — тот, кто умеет учиться». Галина Анатольевна задалась вопросом: «Насколько субъект учебной деятельности это то же самое, что и человек, умеющий учить себя». Г.А. Цукерман выделила две составляющих умения учиться: рефлексивную (Я знаю, чего мне недостает для решения задачи) и поисковую (Я могу найти то, чего мне недостает для решения задачи).

Академик РАО, доктор психологических наук, профессор Виталий Владимирович Рубцов выступил с докладом «Субъектность как переход от совместного к самостоятельному действию: к проблеме проектирования развивающей образовательной среды».

«...на фоне теоретико-методологического осмысления В.В. Давыдов фактически поставил перед исследователями задачу: какие условия должны быть, чтобы ребенок совершил этот шаг в обучении, который даст ему сто шагов в развитии», — отметил В.В. Рубцов.

Виталий Владимирович затронул вопрос двойного опосредования: «Надо быть крайне осторожными. Легко свернуть все операциональные структуры в знаковые. Это говорил и Пиаже. Как только мы это делаем, мы облегчаем движение в операциональных структурах интеллекта, но мы убиваем способность к функционально-смысловому движению, к поиску условий и средств».

«Мы даем какие-то очень мощные инструменты функционирования в виде цифровых систем и цифровых инструментов, но мы стоим перед опасностью ограничения возможностей поиска и решения новых задач. Попытки введения информационных, компьютерных систем не безопасны для становления субъекта учебной деятельности», — отметил В.В. Рубцов.

Кандидат педагогических наук, доцент Алексей Борисович Воронцов представил доклад «Цифровая трансформация развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)». А.Б. Воронцов разделил понятия цифровизация (как внедрение новых технологий) и цифровая трансформация в образовании, под которой понимается переосмысление содержания способов и форм организации работы педагогов для их эффективного взаимодействия с учащимися и их родителями за счет использования современных технологий, анализа данных и получения новых образовательных результатов. А.Б. Воронцов выделил несколько вариантов влияния цифровизации на современную российскую школу. «Если в результате цифровизации не происходит цифровой трансформации, такая цифровизация образованию не нужна», — подчеркнул А.Б. Воронцов.

Кандидат психологических наук, доцент Александр Михайлович Медведев выступил с докладом «Инициация субъектности в условиях дистантного образования».

«Ситуация дистантного компьютерного взаимодействия «иронична»: открывая возможности расширения хронотопа взаимодействия, она упаковывает в строгие формальные рамки как предметные преобразования, так и способы интеракции», — отметил А.М. Медведев.

«Коммуникативные компьютерные среды разрабатывались не для задач коллективной учебной деятельности, — подчеркнул Александр Михайлович. — Возникают опасности редукции: редукции содержания к информации, редукции диалога к информационному обмену, редукции публикации к презентации».

Полная программа докладов на «Давыдовских чтениях».

В сентябре 2020 года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета прошла I Международная научно-практическая конференция «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации», приуроченная к 90-летию со дня рождения В.В. Давыдова. Участники конференции приняли решение сделать это событие постоянным и один раз в 2 года обсуждать основные идеи научной школы В.В. Давыдова и их влияние на систему обучения, воспитания и развития детей.

Организаторы конференции:

Ассоциация исследователей образования
Московский государственный психолого-педагогический университет
Психологический институт Российской академии образования

Психологическая газета

Смотрите также на сайте:
- II Давыдовские чтения. Видео




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Ноябрь 2022 (57)
Октябрь 2022 (55)
Сентябрь 2022 (68)
Август 2022 (54)
Июль 2022 (37)
Июнь 2022 (34)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх