Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

«Практическая психология как мастерство неодинаковости»: тезисы лекции Александра Асмолова в Московском институте психоанализа

  • Закладки: 
  • Просмотров: 161
  •  
    • 0

Александр Григорьевич Асмолов


27.03.2025

16 марта в Московском институте психоанализа состоялась встреча представителей профессионального психолого-педагогического сообщества с доктором психологических наук, профессором и академиком РАО Александром Асмоловым. Организатором события выступил Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки Москвы. Более 600 человек стали участниками мероприятия, включая руководство МИП и ГППЦ. Встреча прошла в формате диалога, что позволило педагогам и психологам поговорить о наболевшем и задать волнующие вопросы. Александр Асмолов подчеркнул важность мотивационного анализа в практической психологии образования, акцентировав внимание на необходимости понимания мотивов поведения учеников. Публикуем несколько тезисов из его обращения к аудитории.

1. «Альфа и омега любой практической психологии образования – это мотивационный анализ, это попытка проникновения в мир мотивов поведения. Иначе мы будем говорить, не чувствуя и не понимая друг друга. А мотив – это то, ради чего действует человек».

2. Наряду с комплексом неполноценности существует комплекс полноценности, и он является одним из самых опасных для человека, а для психолога тем более. Комплекс полноценности – это когда человек считает, что он всё знает и всё понимает, когда ему кажется, что он всё повидал, когда у него наступает слепота и глухота к миру. Это невероятный риск! В этот момент психолог становится закрытым к людям.

3. Если вы не влюбитесь в мастера, это касается любой профессии, если не будет, говоря словами психоаналитиков, идентификации с мастером, у вас ничего не получится. Я был влюблен в своих учителей. Ими были Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия, Блюма Вульфовна Зейгарник, Даниил Борисович Эльконин. А моими старшими друзьями, но также учителями были Василий Васильевич Давыдов и Владимир Петрович Зинченко. И, конечно, моим учителем был мой оппонент по диссертации Александр Владимирович Запорожец, мастер, без которого не было бы психологии детства. Я всем напоминаю, что в 1925 году, до того, как он пришел к Выготскому и Леонтьеву, он работал клоуном в цирке, а потом он создал действительно лучшую детскую психологию, практическую психологию образования.

4. Практическая психология образования – это психология понимания не просто личности, а мотивационного профиля человека, его мотивационного лица, его узора. А когда мы познаём узор другого, мы стараемся понять и поддержать его индивидуальность. Психолог должен быть антропологом.

5. Для меня психология – это наука о конструировании миров. Общество не будет позитивно развиваться до тех пор, пока оно будет жить только законами и тремя принципами.

• Первый принцип – это принцип стремления к равновесию.
• Второй принцип – принцип стремления к удовольствию.
• И третий принцип – принцип стремления к полезности. Эти принципы наиболее чётко были сформулированы психологом Вадимом Петровским.

6. В каждом из нас живут и культура достоинства, и культура полезности. Ключевые характеристики культуры полезности – это установка на выживание, отношение к другому человеку как вещи, принцип «незаменимых нет», стремление, довольно негативное, сократить в культуре время детства, старости. Характеристики культуры достоинства – отношение к другому человеку как к ценности, принцип незаменимости каждого человека, установка на развитие. Когда культура полезности становится доминантной, мы начинаем выживать, а не жить. Любая установка на выживание всегда приводит к расчеловечиванию.



О том, как прошла встреча, смотрите в репортаже ГППЦ

Напомним, цикл семинаров «Психологическая экосистема школы как фактор успешности ребенка» – проект для психологов и педагогов московских школ, который стартовал по инициативе Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки в День психолога, 22 ноября, в 2024 году.

Программа мероприятий предполагает знакомство и общение участников с выдающимися учеными в области психологии, знания и опыт которых позволят слушателям усилить профессиональные навыки и перенести тенденции современной науки в свою повседневную практику.

[url=https://vogazeta.ru/]Вести образования[/ur]




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Март 2025 (62)
Февраль 2025 (39)
Январь 2025 (42)
Декабрь 2024 (39)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх