Борис Михайлович Бим-Бад
3.03.2023Судьба мира – в руках воспитателя, а не политика или полководца.
Борис Бим-Бад
В первый день весны покинул мир академик
Борис Михайлович Бим-Бад. Истинно весенний человек, хоть и родился он в конце декабря, накануне Нового года. Но ведь когда у нас Новый год встречали 1 марта. И за Борисом всегда тянулся шлейф «внутренняя весна» Тита Лукреция Кара – в образовании, в науке, в судьбах тех, кто себя посвятил им (и не только им). Весенний свет мысли. У него он пробивался и через осенние размышления. И осеняло!
Знаете, бывают «подарочные» дружбы. Дружба с Борисом – подарок Василия Васильевича Давыдова, которого я считал и считаю своим вторым отцом. Поистине щедрый отцовский подарок.
Наверное, я не скажу ничего нового, а знавшие или просто читавшие, слушавшие Бориса Михайловича подтвердят: в первую очередь он был просветителем. Одним из последних просветителей в наш технологичный век смысловой темени и мути. В классических образцах научного, художественного, практико-педагогического мышления он искал способы решения современных проблем, которые мы сами и создаем и в которых, захлебываясь, тонем. А он помогал не просто удерживаться на плаву, но и дышать воздухом свободы с горних высей культуры. Его детище (которое позднее у него отняли) – первый в России открытый университет (РОУ, потом УРАО) – во многом выполнял просветительскую миссию. Должен ли этим заниматься университет? Судите сами: нынешние университеты, включая классические, выпускают массу темных, непросвещенных и не посвященных в Мысль людей, мозги которых напоминают крема перед телевизором, откуда их заряжал Алан Чумак. Профнепригодность «специалистов высшей квалификации» стала национальной бедой. Но куда страшнее общекультурная инвалидность этих «специалистов», для которых не истина, а мнение любого респектабельного проходимца становится путеводной звездой. А Боря упорно просвещал – великими голосами, в слиянии с которыми звучал и его собственный, продолжая это делать и на своем уникальном сайте (увы, сейчас он не открывается, а это кладезь для думающего человека), и в социально-сетевых топиках.
Мышление – это когда ты, сам того не осознавая, начинаешь говорить голосом сразу всех умных людей, которые когда-либо жили на земном шаре, но с вопросительной интонацией. А потом – переходишь на утвердительную в своей маленькой сольной партии. Вот это и было главным просветительским эффектом того, что делал Борис.
Во всех многообразных ипостасях Бориса узнавались следы просветительской мотивации, включая его упомянутую интернет-активность. Вероятно, он мог претендовать на звание самого активного блогера среди академиков. Но пару лет назад, накануне 80-летия, неожиданно смолк, перестал отвечать на сообщения. Это вызвало тревогу. И вдруг неожиданно 2 марта 2022 появляется его последняя запись: «Нового – ничего. Совсем ничего!». Это уже был крик, о смысле которого остается только гадать…
Борис Бим-Бад в молодости
Борис Бим-Бад смотрел на образование как на практику сохранения человека в истории (а педагогическая антропология была для него теорией этой практики). Сохранения не в виде набора человеческих свойств, востребуемых, «социально предпочитаемых» на данный момент обществом и государством, а «в целом», которое называют «специфически человеческим в человеке». Мы остаемся людьми, но в нас ведь много дочеловеческого и внечеловеческого (некоторые обнаруживают в себе и «сверхчеловеческое»), хоть и модифицированного в составе человеческого. По анализу крови можно реконструировать человеческий образ жизни. Но его нельзя изменить через кровоочистительные процедуры. Только через выработку отношения к собственному здоровью. Через «духоочистительные» процедуры, чем и занято, в частности, образование как форма «освобождения человека», по Гегелю.
А у нас, кажется, в 1970-е годы, как рассказывал психолог Александр Толстых, проводилось одно педагогическое совещание, где обсуждались проблемы раннего полового созревания школьников и его последствий. Одна педагогиня с жаром настаивала на том, что все проблемы, включая подростковую беременность, упираются в калорийные булочки: дескать, они активизируют гормональный фон, и… Их нужно просто убрать из школьных буфетов. В наше время булочек не было, и никто от них не беременел! Гротескный, но вполне взрослый взгляд на вещи: люди, частности, подростки – лишь «человеческий фактор» в образовании, который наряду с «пищей для ума» потребляет «пищу для полдника» с провокационным рационом. Что приводит к возникновению «социально не предпочитаемым эффектам». Объявляем войну булочкам, а «человека в целом» оставим философам, мыслителям. А мыслитель и опытнейший педагог-практик Борис Бим-Бад хорошо понимал: порушить «связь времен» очень просто и без булочек – упустить в школе «человека в целом» хотя бы в одном поколении. Может случиться так, что уже не восстановишь. К счастью, история продолжается. Во многом – усилиями подвижников образования, каким был Борис Бим-Бад.
Борис был и остается самым убедительным доказательством избыточности соединительного союза в выражении «образование и культура».
Образование – высшая проба культуры, а педагогика – наука, искусство и мастерство ее творения. Здесь он – непревзойденный ученый, художник и мастер.
И при этом добрейшая, солнечная, «награжденная каким-то вечным детством» (Ахматова о Пастернаке), душа. Нежная душа и мужественный дух. Меня всегда поражало его умение так неподдельно восхищаться талантливым в любой сфере жизни, где бы оно ни возникало. Которое само по себе выдает высшую ступень таланта. И еще – потрясающий артистизм, артистизм чувств: так Пушкина сейчас не читают даже профессиональные чтецы! Да… «печально мне, со мною друга нет».
По большому счету, Педагог может сделать только три вещи – удивить, восхитить и вдохновить. В этом смысле – остаюсь, Борис, твоим благодарным учеником.
Одна твоя собеседница как-то спросила тебя:
– По-вашему, выходит, Бога все-таки нет?
– Как это нет?!
А с кем же я тогда, интересно, все время ругаюсь?Можно не верить в Бога, но нельзя не верить в «ПедаБога» – Педагога от Бога, который послал его нам – удивлять, восхищать, вдохновлять. Что поделаешь, иногда приходится ругаться и по поводу нас, временами тяжеловатых на подъем. (А по поводу кого? Не Бога же…) Но хочется стараться!
А ты отправился продолжать свой спор с кем-то там. В этом споре нет проигравших – он ведь о том, как сделать мир лучше, достойнее для живущих, думающих, мечтающих, любящих. И всякий раз, когда он будет становиться чуть добрее, я буду знать: вы одержали очередную победу.
Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"
На развитие сайта