Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Детство - это когда ждут только тебя. Щемящее лето

  • Закладки: 
  • Просмотров: 614
  •  
    • 0

Станция Ашукинская. Источник фото


Счастье из-за поворота


Прекрасное далеко разбросано по всему Подмосковью 60-х, с нашими молодыми папами и мамами, с нами, с нашим счастьем, которое уместилось в мгновениях летнего дня. А мы свое счастье пока не осознаем, мы им просто живем - и это замечательно. Потому что осознание приходит потом, часто с грустью. Но грусть проходит, а осознание остается.

Дача, 60-е–начало 70-х, июнь. Сигнал заветной электрички. Я его ждал весь вечер, потому что на ней придет мама. Каждый рабочий день они приезжала из Москвы только ради нашей встречи, а наутро снова уезжала на работу. Я бежал встречать ее к колонке в начале, дальше запрещалось: проезжая часть. Из-за поворота идут пассажиры. Мамы все нет. Неужели не приехала? Быть такого не может! Скорее солнце изменит свой ход. А пассажиры все идут, идут. И вдруг возникает фигура мамы! Щемящее чувство. Хочется бежать навстречу, но нельзя - шастают одинокие машины. Наконец, мы в объятиях друг друга. О чем потом говорили дома, во что играли, уже не помню. Запомнилось ожидание, щемящее чувство и объятия. Потом мама мне рассказывала: у нее замирало сердце перед поворотом – сейчас увижу детскую фигурку у колонки.

Мамы давно нет. Улица наводнена машинами. А я все смотрю в направлении поворота. И снова щемит сердце.

На зов любви


Первые шаги ребенка... Вы никогда не задумывались ради чего (кого) он делает их? Любящая мама (папа, бабушка, дедушка) простирает к нему свои руки и зовет. И он через страх и плач, героически преодолевая себя, падая, хватаясь за предметы, чтобы вновь встать, идет на этот зов. На зов любви.

А зачем идти, если никто не зовет? Потом отправляешься в путь по зову сердца, а позову души. Не знаешь куда придешь, кто (что) встретит, в чьи объятия попадешь. Но и в путь по большой дороге жизни зовет любовь, поначалу любовь самых близких людей. И чаще всего не обманывает. Обманывают команды, приказы, призывы безразличных слчайных людей. Правдива лишь неведомая сила изнутри – плоть от плоти того первозданного зова сердец, которые тебя и только тебя ждут.

Ребенок шел по полу, как по воде,
и в стороны руки свои разводил,
и хлопал в ладони, и пел -
да, что-то он пел, этот юный дикарь,
в невнятном языческом пенье своем
то У повторяя, то А.
Дикарь? - но скорее, как юный пророк,
язычник? - нет, юный апостол босой
в рубахе почти что до пят,
так шел он,
неведомой силой влеком,
как будто бы слышал все время вдали
какой-то настойчивый зов.


Юрий Левитанский

Первое знакомство с окружающим миром. В детской психологии достоверно установлен факт: для младенца любая вещь – погремушка, соска – существует, покуда находится в руках мамы или другого близкого взрослого человека. Стоит выронить или отложить вещь, ребенок ее уже не видит, забывает. Она остается существующей и в его собственных ручонках. Но именно потому, что в них ее вкладывают, помогают зажать в кулачок теплые мамины руки. Конечно, в итоге ребенок начинает познавать мир, как он есть, вне маминых и своих собственных рук. Но только после того, как мир уже побывал в этих руках.

Принято противопоставлять страсть и рациональное познание. Но это очень недальновидно, что прекрасно понимали и Платон, и Спиноза, и Выготский. Хрестоматийная истина: познание начинается с безусловного и бескорыстного стремления узнать, то есть – с «любви к познанию». И если изначально это стремление вытесняет прагматический интерес, тогда полноценное познание, предполагающее видение мира не только через утилитарные очки, но и попросту становится невозможным.

Знание – это от любви


Нас со студенчества учат, что противопоставлять страсть и рациональное познание не очень недальновидно, ссылаясь на Платона, Спинозу, Выготского или, как модно нынче, на Делеза. Хрестоматийная истина: познание начинается с безусловного и бескорыстного стремления знать, т.е. с пресловутой «любви к познанию». Познавательная мотивация укоренена в ней. Но откуда берется Эйнштейновская «святая любознательность»? Родом она из детства. Дошкольник хочет знать все, школьнику предстоит узнать то, что передает учитель, разумеется, с опорой на программу.

Целостная научная картина мира не складывается, как ни повязывай переданное по каждому предмету «межпредметными связями». Реальная связь – любовь к знанию и делу. От нее могут рождаться неожиданные дети. У художника Ильи Репина был любимый ученик, на которого тот возлагал большие надежды. Этот же юноша брал уроки фортепьянный игры у композитора и пианиста Сергея Рахманинова, видевшего в нем будущего блистательного пианиста. Между гениальными учителями завязалась своеобразная конкуренция. А юноша отдавался с одинаковой любовью живописи и музыке. Но, в итоге не стал ни художником, ни музыкантом. Его имя теперь всем известно – Михаил Леонтьевич Миль, великий авиаконструктор, творец отечественных вертолетов «Ми». Можно допустить, что вклад в его становление в этом качестве внесли уроки гениев живописи и музыки. И любовь.

Любовь слепа (а то и зла?). Видит как раз любящий, тогда как слеп безразличный. Причем любящий видит то, что есть в любимом, но не видят другие, безразличные.

Об этом писал русский философ Лев Карсавин:

«Смотри: она его любит и считает умным и красивым. А мы видим – глуп он и безобразен. Нет, ничего мы не видим: видит она. Любовью угадала, узнала она его ум, нам, равнодушным и холодным, неведомый; любовью узрела его подлинную красу, нами не замеченную. Мать ласкает золотушного ребенка, глядит на него и не наглядится. Безобразен он на наш взгляд – с гнилыми зубешками, с кривыми ножонками. Но все-таки права мать, не мы. Она прозрела и познала сокровенное от всех, драгоценнейшее, потому что умеет любить. Мы же не любя и не познаем, скользим равнодушным взглядом по внешности. Мы судим по наружности, по одежде; не всматриваясь, ограничиваем человека внешними проявлениями его красы и ума, не познаем его умопостигаемую, истинную, единственную во всем мире личность; не понимаем, что здесь на земле, в «гране неподобия» не может она выразиться иначе».

Эта мысль, пожалуй, лучше всего выраженная Карсавиным, на разные лады звучала у Николая Бердяева, Сергея Рубинштейна, еще, как минимум, у десятка философов, писателей и поэтов.

Обнимайте детей!


Дети не мудрствуют о любви, а живут ее мудростью. И эту мудрость нельзя вызвать «в лоб» - чаще, как я уже сказал, окольно, неявно. Иначе ребенок очень часто выдает набор оценочных взрослых штампов. Заменяющих самосознание.

Но в редких случаях исследователям «везет».

Американскому психологу Лео Баскаглиа (Leo Buscaglia), видимо, «повезло» больше. Несколько лет назад он и его сотрудники обратились к детям дошкольного и младшего школьного возраста (4-8 лет) с прямым вопросом: «Что значит любовь?». Правда, исследователей интересовали не детские представления о любви, а то, насколько развита у них заботливость.

Вот некоторые ответы:

«Когда моя бабушка заболела артритом, она больше …не могла нагибаться и красить ногти на ногах. И мой дедушка постоянно делал это для нее, даже тогда, когда у него самого руки заболели артритом. Это любовь» (Ребекка, 6 лет).

«Если кто-то любит тебя, он по-особенному произносит твое имя. И ты знаешь, что твое имя находится в безопасности, когда оно в его рту» (Билли, 4 года).

«Любовь - это когда ты идешь куда-то поесть и отдаешь кому-нибудь большую часть своей жареной картошки, не заставляя его давать тебе что-то взамен» (Крисси, 6 лет).

«Любовь - это то, что заставляет тебя улыбаться, когда ты устал» (Терри, 4 года).

«Любовь - это когда моя мама делает кофе папе, и отхлебывает глоток, перед тем, как отдать ему чашку, чтобы убедиться, что он вкусный» (Дэнни, 7 лет).

«Любовь - это когда ты говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и он носит ее потом каждый день» (Ноэль, 7 лет).

«Любовь - это когда мама видит папу в туалете и не думает, что это противно» (Марк, 6 лет).


«Любовь - это когда твой щенок лижет тебе лицо, даже после того как ты оставила его в одиночестве на весь день» (Мэри-Энн, 4 года).

…А самым заботливым исследователи признали четырехлетнего мальчика. Не за «определение» любви. Сосед, пожилой человек недавно овдовел. Увидев его плачущим, малыш подошел к нему и забрался на колени. Когда мама мальчика поинтересовалась, чем он пытался утешить соседа, что такого сказал ему, тот ответил: «Ничего. Я просто помог ему плакать».

Это участливое молчание – вовсе не немое, а самое выразительное сочувствие! – и есть первая работа самосознания. Но разве так же участливо и выразительно молчат любящие?

Как замечательно сказал сам Лео Баскаглиа, «любовь – это всегда распростертые руки. Если ты обнимешь любовь, ты обнаружишь, что сжимаешь только себя».

Чаще обнимайте детей – и полюбите себя!

И не бойтесь щемящих чувств. Чувств вашего лета.

UPD. 4.06.2023. Опубликовано в колонке автора в электронной газете "Вести образования".




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (14)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх