Владимир Кудрявцев
Владимир Кудрявцев
Краткая злопамятка начинающему автору
1. Автор, пиши еще, даже если было уже. Среди читателей обязательно найдется благодарный, который не знает, что все крокодилы вылупились (точно все? эволюция закрыла крокодилью историю как древнейшую?), что Волга впадает в Каспийское море, когда плоскую Землю аккуратно нагибают, чтобы налить по расписанию, что Россия – родина посудных лавок, где заводятся слоны. Главное – разящая новизна того, что было со всеми, а с ним не было, потому что он читатель, а не слон.
2. Пиши хотя бы так, чтобы не было стыдно (значит, не моргая) взглянуть в нервно тикающие глаза, которые всё это прочитали.
3. Если глаз твоего читателя полез на лоб – значит, быстрее дойдет до ума.
4. Не злоупотребляй письмом в стол. Стол тяжел и злопамятен, как слон.
5. Если не понимаешь, что сам написал, – не переписывай: добавь магическое «как всем известно» или еще лучшее - волшебно-кокетливое «простите за банальность». Читатель не будь выставлять себя темным дураком, который не знает слова «банальность».
6. Если у тебя полтора читателя, причем одна половина находится ниже двух оставшихся, смело организуй фэн-клуб!
7. Произведения свыше 10 страниц через 1 интервал читай вслух, по телефону, друзьям и знакомым, не раньше, чем в третьем часу ночи. Длительные паузы, многозначительное сопение, патетические ахи и эротические вздохи обязательны. Гарантирую: на утро все твои слушатели будут обсуждать твое произведение.
8. Но это лишь первый шаг к популярности. Далее берем телефонную книгу райцентра и обзваниваем любителей литературы, включая отделение милиции и магазин «Все и кое-что еще для вашего хозяйства». Могут, конечно, направить на хозяйство. Но ты оттуда вновь перезвони по кругу: ведь ты уже на хозяйстве – направлять больше некуда! Позади Москва. На самом деле - впереди, если очень зудит литературное призвание. Питер… Это мы не потянем. Там писатели кооперативами творят такое, что тебе не снилось! Начинать надо все-таки не с такой культурной столицы. Скромность к лицу писателю, если осталось живое место.
9. Интернет – главная подстава для любого начинающего, в котором заскребся гений пера. Считается, что Интернет – это немереные тиражи, ни в какую бумагу не закатаешь. Чушь! Ну вот, набрал ты 10, хорошо 100, даже тыщу просмотров. Именно просмотров: в том и подстава, что пользователи этого самого Интернета читать не умеют – только картинки разглядывают. А ты ведь им не Рембрандт, пусть даже не сам Никас Сафронов, а Достоевский, скребущийся изнутри! Они твой скреб просто не услышат, все будут на баб и их котов пялиться. Вот тут-то самая пора вспомнить о бумаге.
10. Сколько ее, бумагу, хоронили! Жива курилка – и не только для самокруток! В народе свято и скрепно слово печатное и непечатное – главное, чтоб его впечатали в официальную бумагу для массового прочтения и дальнейшего использования. Чтоб залитовалось как влитое! Пусть это будет для начала районка «Над вечным покоем» для жителей района, в котором уже лет 40 никто не живет. Точнее жил, пока не перестал жить сторож разрушенного амбара Сократ Потихушкин. Это находка! Значит, будет некролог в правом углу на последней странице - а о ком или о чем еще писать, если под тобой вечный покой. Вот и пробил твой первый настоящий звездный час. Некрологи принято подписывать. Скажем: «Безутешная общественность». Района нет, общественности нет, утешать некого, а газетку, на всякий случай, сохранили. Вот там и оплачь Потихушкина, даже если первый раз о нем слышишь: в области спасибо скажут, им за расходные статьи бюджета надо отвечать. А дальше потерпи – слава, как голодная вдовица Потихушкина, в объятия не бросается. Лет через пять зайди в свой покрывшийся мхами и лишайниками интернет-аккаунт и запости внезапно: «Да я об этом еще лет 5 назад в одной газете писал…». Но непременно добавь: под псевдонимом «Безутешная общественность». Все интрига, готова. Безграмотные пользователи, отпадут от своих баб и котов: «Ух ты, его в газетах печатают, да еще вынужден псевдонимы брать…» До газеты, конечно, не докопаются – вся давно ушла по назначению в соседнем, пока еще живом районе. Но небольшой выброс запросов «Над вечным покоем», «Сократ Потихушкин» и «Безутешная общественность» обеспечен. Мораль: «Сократ смертен, бумага вечна, особенно когда очень нужно!»
11. Что делать дальше? Посетить чужую областную читательскую конференцию с писателем Какаловым и двумя старушками (старушки – стратегический информационный канал). Подойти к писателю, ударить его со всей силы по плечу и спросить: «Ну что, брат Какалов?». Неважно, что ответит Какалов, если вообще ответит… Главное, что ты на дружеском плече. Интеллигентные старушки, - а на областные читательские конференции парами ходят исключительно интеллигентные старушки, - конечно, постесняются спросить: «Кто это так по плечу самого Какалова, солнце нашей областной прозы?..» А ты улыбнись мягко-царственно (дома порепетируй перед зеркалом: граница между царственной и идиотской улыбкой в наших широтах предательски зыбка) и скажи: «О, я сегодня здесь под псевдонимом Инкогнито, немного устал от читательского внимания… Прошу вас, не сообщайте о нашей встреча, она была случайна! Ну да ладно, у меня еще выступление в областном отделении ПЕНЬ-клуба». И уйди, не попрощавшись и элегантно поправив пластмассовые пляжные очки за 50 рублей. Интеллигентные старушки, конечно, сообщат на лавочках об этом событии в губернской культурной жизни: «Слышь, Петровна… и ты оставь в покое вставную челюсть, Христофоровна: не поверите, к нам само Инкогнито понаехало! А наш Гришка-то Какалов – молодец, с ним на дружеской ноге!»
12. Все, какая-никакая слава у тебя есть. Ты уже почти конченный начинающий автор. Брысь, писать! Но под псевдонимом «Инкогнито». А то народ потянется. Ведь каждому захочется ударить первым. Для начала по плечу.
На развитие сайта