Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Т.Ю.Базаров. Психологика готовности к грядущему: восхождение к архаике

  • Закладки: 
  • Просмотров: 538
  •  
    • 0

Тахир Юсупович Базаров


Профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа, доктор психологических наук Тахир Юсупович Базаров выступил с докладом «Психологика готовности к грядущему: восхождение к архаике» на 17-м Санкт-Петербургском саммите психологов.

Эпиграф к моему докладу: «Думать о будущем надо было раньше. Сейчас остается быть готовым к грядущему».

И посвящаю доклад главному герою сказки о Буратино. Для меня главный герой — это картина с очагом, нарисованным на холсте. Это главный персонаж, ключевой. Который и есть тайный смысл, который нам передается Алексеем Толстым. Почему?

Мне кажется, что современная эпоха, с социальной точки зрения, — период конкуренции постмодерна и архаики. Что происходит на этой сцене?

Пространство архаики прорастает внутри постмодерна. Поскольку это феномен социально-психологический, на мой взгляд, то он может стать предметом исследования.

Среди психологов популярен афоризм о том, что всякая организация — воплощение неврозов её высшего руководства. Зло, едко, но довольно метко.

В нашем случае это означает, что компания будет реагировать на перемены, турбулентности так же, как её руководитель.

Как минимум четыре варианта реагирования я знаю, мы это описывали вместе с Марией Сычевой, Екатериной Битюцкой в одном варианте как стили реагирования на изменения, в другом — как типы реагирования:

реактивный (страх, тревога, ступор);
консервативный (неприятие, сопротивление, отрицание перемен);
реализующий (рационализм, оценка ситуации, спокойное принятие решений и на основе этого — реализация действий);
инновационный (для людей с этим способом реагирования неопределенность — родная стихия).
Кто может сказать, в какую сторону изменения — в лучшую или худшую? У. Томас, Ф. Знарецкий, которых мы прекрасно знаем по их исследованию жизни польских крестьян в Европе и в Северной Америке, сформулировали идею о том, что ситуация познается по её последствиям.

Из их работы следует, что, с одной стороны, следует дождаться завершения ситуации и после этого получится сказать, какой она была. С другой стороны, все-таки есть люди, обладающие способностью видеть последствия ситуации, находясь внутри неё. На основе этой идеи У. Томас сформулировал свою знаменитую теорему о самореализующемся пророчестве, которая гласит: если человек определяет ситуацию как реальную, она реальна по своим последствиям.

Если человек испытывает отрицательные эмоции, тревогу, обиду, но одновременно некоторое любопытство, любознательность, интерес, если его отношение к ситуации амбивалентно — это хороший прогноз. Значит, человек будет преодолевать, а не избегать трудную ситуацию. Любопытство — лучшее лекарство от страха. И от растерянности тоже.

Готовность к грядущему — во многом психологическая характеристика каждого из нас. Это принятие себя, развитие своих способностей, мотивация принять то, что произойдет. Что я буду делать, что бы ни случилось.

Готовность к грядущему — умение расстаться с ожиданиями, с планами, намеченными ранее. Это гибкость перестройки своей внутренней картины мира в связи с изменяющимися условиями. Основой такой гибкости может служить уже отмечавшаяся сегодня надситуативная или неадаптивная активность, которой давно и плодотворно занимается В.А. Петровский, как притягательность действий с непредрешенным исходом.

Желание быть успешным, желание соответствовать может быть связано с попыткой преодолеть опасение или тревогу перед будущим.

Как верно отметил А.Г. Асмолов, первый из дефицитов, который пронизывает все наше поведение, — дефицит смыслов. Я бы к словам Асмолова добавил, что ситуация может усугубиться, если мы столкнемся с дефицитом красоты, лишимся способности любить прекрасное, перестанем понимать, что означают слова странствующего философа 18 века Г.И. Сковороды. Мне кажется, они очень актуальны сегодня и хорошо передают то, чем мы вообще занимаемся как психологи: «Душа — это то, что делает траву травой, дерево деревом, человека человеком. Без души трава — сено, дерево — дрова, человек — труп».

В условиях возрастающей турбулентности неопределенность могут выдать, во-первых, традиционные структуры, такие как религия, родовые системы.

Они удерживают ориентиры еще с древних времен, когда то голод, то холод, то чума были обычными обстоятельствами жизни. Родовые религиозные общины давали поддержку, защиту, ценностные ориентиры.

Потом начался процесс их деградации, он связан с распространением по планете нынешнего цивилизационного уклада. Я бы обратил внимание на исследование Павла Лукши, он хорошо об этом пишет и показывает на конкретном эмпирическом материале.

До начала пандемии стало понятно, что эпоха неопределённости закончилась, началась эпоха неизвестности. Неопределенность — это незнание о том, что поддается познанию, пусть сложно, но все-таки поддается. Например, Колумб догадывался о том, что Земля круглая и он сможет достичь Индии, направляясь в противоположную сторону. Но чего он не знал: что Индией может оказаться Америка, доберется ли он вообще куда-нибудь или будет уничтожен штормом или какой-то болезнью.

Видимо, неслучайно именно великие географические открытия показали недостаточность такого института передачи знаний и профессиональной социализации, как подмастерье и послушник.

Об этом стоит поговорить особо в связи с возникшей сегодня эпохой неизвестности.

Позвольте поделиться небольшим исследованием, которое только начинается.



Мы получили некую картину, очень похожую на трехуровневую структуру социальной установки. С точки зрения когнитивного аспекта — неизвестность, эмоционального — неуверенность, поведенческого — невозможность.

Годом ранее мы провели дистанционный опрос: какие эмоции и состояния снижают тревогу и вводят вас в ресурс. Получили следующие данные.



Мне довелось участвовать в издании на русском языке книги Кристин Комафорд «Сила племени. Как создать команду на все времена». Там автор пытается изучить, описать способы преодоления сопротивления изменениям. Одно из упражнений начинается с любопытства — мне стало интересно…

Любопытство, удивление, изумление, инсайт, благодарность… Это те шаги, которые ты проделываешь в ходе решения какой-то проблемы вместе со своим клиентом, подопечным.

Попробуем понять психологику этих переходов. Причем в данном случае этот термин используется не в том значении, которое ему придает В.М. Аллахвердов в своей книге «Сознание как парадокс», имея в виду универсальный закон работы сознания. Скорее мне ближе представление Г.М. Андреевой, которая вслед за Абельсоном и Розенбергом под психологикой понимает используемый субъектом способ мышления, который ориентирован не на то, чтобы достичь правильных выводов в соответствии с законами формальной логики, а на сохранение существующих эффективных когнитивных последовательностей и установок. Проведя многочисленные индивидуальные и групповые практические занятия за последние 2–3 года с людьми, занимающимися менеджментом, бизнесом, которые пытаются преодолеть состояние «трёх Н»: невозможность, неуверенность, неизвестность, — мы пришли к выводу, что, используя психологику, посредством прохождения этих этапов можно не только помочь испытуемым преодолеть состояние неопределенности, но и обеспечить готовность к грядущему.

Про грядущее на этой сцене года два назад хорошо говорил Б.С. Братусь: «Будущее готовим мы, как борщ к обеду: нарезаем ломтиками морковь, свеклу и смысл. И чем лучше качество последних, тем вернее вкус, который мы предвкушаем. Грядущее — уже во многом уготовано нам. Будущее — удаляющийся горизонт и мираж. Грядущее — наступающее на нас бытие и реальность. К будущему нас тянет, мы шлём вперед себя гонцов, лазутчиков, гадалок и футурологов. Грядущее само посылает упреждающих гонцов и шлёт свои сигналы. Кто слышит их и откликается?»

Пафос сегодняшнего доклада как раз состоит в поиске ответа на вопрос, можно ли, используя возможности психологики, подготовить себя и других к грядущему. Полностью отдаю себе отчет в том, что задача из нерешаемых. Но у нас же Саммит.

Возник вопрос. А не связана ли эта последовательность состояний с отношениями с другими людьми. К.В. Павлов только что, говоря о гибких опорах, говорил об отношениях.

Я бы сказал, что понятие «трансвитальность» для меня так же, как понятие «транссубъектность» — это то, что между.

Процитирую строчки Ларисы Миллер:

Не мы, а воздух между нами,
Не ствол — просветы меж стволами,
И не слова — меж ними вдох
Содержат тайну и подвох.

Живут в пробелах и пустотах
Никем не сыгранные ноты.
И за пределами штриха
Жизнь непрерывна и тиха.

Ни линий взбалмошных, ни гула —
Пробелы, пропуски, прогулы.
О мир, грешны твои тела,
Порой черны твои дела.

Хоть между строк, хоть между делом
Будь тихим-тихим, белым-белым.


Любопытство в форме любознательности или исследовательского поведения вызывает больше доверия к тебе со стороны окружающих. Отсутствие этого драгоценного качества зримо при всяком столкновении с куцым интеллектом, со скучным старичком любого возраста, говорил Лев Ландау.

Проблемная ориентация стимулирует, тренирует способность выявлять взаимосвязи, формулировать правила. Когда заинтересованность не связана с подлинным интересом к другому, а пристрастность замещает любознательность, то рождаются «пугливые невежды», о которых говорил М.В. Ломоносов.

Спасибо Ю.М. Лотману, которого сегодня уже вспоминали, он отметил, что культура — это любознательность, и любознательность — признак культурного человека.

Я бы еще сказал, что любопытство как исследовательское поведение ведет к доверию. Несмотря на то, что любопытной Варваре нос оторвали.

Удивление. От «диво» — необыкновенное, поразительное. Вызывает уважение. Диву даться, сделано на диво — т.е. отлично. Желание учиться, желание исследовать.

Если мы вспомним Эдгара Шейна, который выделял две ключевые тревоги: тревогу выживания и тревогу обучения, — то как раз удивление помогает преодолеть тревогу обучения.

Изумление — выйти из ума, из себя от удивления. Становится основой дружбы. Человек открыт другому, естественен, нет специального контроля.

Недавно Борис Братусь совершил для меня важное открытие — со ссылкой на Л.Н. Толстого: спина самая выразительная часть человека, мы её не контролируем. Дружба — это принятие человека таким, каким он является вне самоконтроля. Изумление — эликсир вечной молодости. И прекрасный препарат от озлобленности.

Озарение, инсайт. Не только помогает найти человеку решение. Особенность инсайта в том, что к нему приходят бессознательно. Озарению не предшествует осознаваемая работа мозга. Интересен феномен «немгновенного инсайта», предложенный А.В. Брушлинским. Ему же принадлежит оксюморон: «немгновенный скачок».

Рене Магритт о своих картинах писал следующее: «Мои картины — изображения, которые ничего скрывают. Они вызывают тайну. И действительно, когда человек видит одну из моих работ, задается вопрос: что это значит? Это ничего не значит. Потому что тайна ничего не значит. Она непознаваема». В этом смысле понятие тайная любовь может быть понята как нечто скрываемое, так и нечто непознанное или даже непознаваемое.

Процитирую Давида Самойлова:

Она как скрипка на моем плече.
И я ее, подобно скрипачу,
К себе рукою прижимаю.
И волосы струятся по плечу,
Как музыка немая.

Она как скрипка на моем плече.
Что знает скрипка о высоком пенье?
Что я о ней? Что пламя о свече?
И сам господь — что знает о творенье?

Ведь высший дар себя не узнает.
А красота превыше дарований —
Она себя являет без стараний
И одарять собой не устает.

Она как скрипка на моем плече.
И очень сложен смысл ее гармоний.
Но внятен всем. И каждого томит.
И для нее никто не посторонний.

И, отрешась от распрей и забот,
Мы слушаем в минуту просветленья
То долгое и медленное пенье
И узнаем в нем высшее значенье,
Которое себя не узнает.


Смею предположить, что озарение, инсайт — это то состояние, когда мы готовы к любви и смене картины мира. Инсайт помогает увидеть смену парадигмы. Даже восприятие цели… Приведу пример из менеджмента. П.В. Малиновский дал такое определение: «Управленческая цель — это процесс взаимного соотнесения образа желаемого результата и действий по его достижению в условиях постоянно меняющейся ситуации». В нынешней ситуации управленческая цель выглядит как процесс, это не результат.

Благодарность. Как благодарность связана с ресурсными состояниями? Почему именно состояние благодарности к себе, другим, миру является энергетичным и продуктивным состоянием?

Митрополит Антоний Сурожский описывал случай с ним в парижском метро в 1943 году: «Время стало. Прошлое, которое было реальностью, умерло. Будущего не было, потому что его нельзя было представить. Оно в каком-то смысле было пустым местом. Я в темной комнате, вокруг тьма. Пространство кончается на твоих глазах — некуда смотреть. Я понял, что ничего не существует, кроме мгновения. Настоящее — мгновение открыло дверь на улицу. Я знал, что моя жизнь кончена, нет ни прошлого, ни будущего, поэтому мог говорить правду. Этот миг и надо использовать полностью в молитве или в разговоре с человеком. Это и есть момент полной свободы. Другого человека же нет, и другого момента тоже нет. Преображающее событие — погрузиться в настоящее и уйти в реальность. Безопасность и защищенность под собственной кожей. Защищен природой быть с самим собой и оставаться самим собой».

Он говорит о том, что в этом состоянии нужно молиться. В этом состоянии консультант должен работать со своим клиентом. В этом состоянии я как преподаватель должен общаться со студентами. Ничего нет: есть я и тот, кому я посвящаю что-то в виде лекции или консультации.

Его слова я бы возвысил до напутствия тем, кто хочет работать с другими людьми, помогать им, быть полезным.

Благодарность дает ощущение счастья. Именно в этом состоянии мы чаще всего обнаруживаем свою способность к творческому созиданию, которое, по-видимому, и связано со столь значимым для людей состоянием благоденствия. Именно благоденствия как полного счастья, а не благополучия. Недаром исследователи (С.Р. Филонович) отмечают, что благополучие — это лишь средство обретения благоденствия. И что избыточное благополучие несовместимо с эффективной созидательной деятельностью. В то время как с благоденствием все наоборот.

Когда мы говорим про счастье, я нахожусь во внутренней дружеской полемике с Д.А. Леонтьевым. Мне нравятся его короткие определения, очень точные. Среди них есть такое: «Счастье — это обнуление мотивации». А я говорю, что счастье не обнуление мотивации, а обновление мотивации.

И нужно научиться обновлять её каждый раз, как мы делаем рефрешмент нашему восприятию с помощью мигания, и двигаться в сторону благоденствия, которое есть собственно цель, в отличие от благополучия, которое является средством.

Почему восхождение к архаике? Почему движение от этики снисхождения к философии восхождения? Не назад к истокам. А вперед — к основам. Восхождение к волшебной горе смыслов, откуда берут начало ручейки, реки человеческих судеб и вечных форм человеческого существования.

Дело не в том, чтобы не забыть, нет такой задачи. Суть в том, чтобы помнить.

Чтобы не забыть — нужны усилия. Чтоб помнить — важны яркие, незабываемые впечатления. Забываем мы прошлое, помним — былое. Былое не надо специально помнить, оно не подвержено забвению, поскольку мы в нем продолжаемся.

В чем смысл преодоления? Не в том ли, чтобы понять и принять свою долю?

Процитирую строки Я. Багрова:

Хочешь — бейся,
Хочешь — бойся,
Хочешь — ставь на карту честь.
Будь спокоен. Беспокойся.
Стань в ряды, в колонну стройся!
Мир таков, каков он есть.
Ты не рад его покрою?
Он попрал твои мечты?
Тайну я тебе открою.
Слушай: Он такой, как ты.


Еще я вспомнил слова И.А. Антоновой, директора Пушкинского музея: «Распространение массовой культуры ведет к утверждению вполне определенного набора ценностей. Глобального принципа наслаждения. Культа комфорта, достатка, потребления, личного эгоизма. Власть технологий ведет к тому, что все будет исчерпываться получением информации…» Хотя мы-то знаем, что информация — это лишь топливо для знаний. Продолжаю точные слова Ирины Александровны: «Будет ли уметь человек грядущего читать глубину, понимать суть, особенно там, где она явно не представлена. Или он не увидит ничего в суриковской боярыне Морозовой кроме фабулы? На санях увозят женщину, поднимающую свой знак веры, а кругом — народ. Но почему сани идут из правого угла в левый верхний? Меж тем, это не просто так. Суриков долго над этим работал и сделал так, а не по-другому».

Возвращаясь к деревянному мальчику с длинным носом, которым он все-таки проткнул холст в каморке Папы Карло, я думаю, что «страдание» разрезанного холста стоило любопытства и безрассудности Буратино. Это нельзя планировать, к этому нужно быть готовым.


Видео


Опубликовано 8 августа 2023

Психологическая газета




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Доклад Е.П.Белинской «Возможности развития социальной психологии в России»
27-09-2011
Доклад Е.П.Белинской «Возможности развития

Научно-практическая конференция «Предмет консультативной психологии» (Москва, 24–26 марта 2011 г.)
25-02-2011
Научно-практическая конференция «Предмет

Дорогие коллеги, примите наше первое сообщение о конференции «Предмет консультативной психологии». Организаторы конференции:
Семинар по математической психологии в МГППУ
25-10-2006
Семинар по математической психологии в МГППУ

На базе факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета проводит постоянно
  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (10)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх