Ольга Логачева, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»
21.03.20246 Марта 2024 года состоялось Международное образовательное онлайн-путешествие во Вьетнам для педагогов детских садов, управленцев, экспертов и родителей, организованное Институтом проблем образовательной политики «Эврика». Участники получили возможность познакомиться с опытом работы трёх детских центров Вьетнама и приобщиться к традициям этой страны.
О том, с какой целью организуются дистанционные стажировки и чем они полезны для специалистов, рассказывает заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Ольга Логачева.– Как появился замысел онлайн-стажировок?– До 2020 года мы выезжали в разные страны, чтобы познакомиться с образовательными системами в Европе и в Азии. Но поскольку в связи с пандемией эту деятельность пришлось приостановить, а потребность узнавать новое и погружаться в другую культуру и педагогическую практику у педагогов осталась, то мы решили запустить проект онлайн-путешествий. В таком формате мы за последние 4 года провели несколько стажировок в детских садах Сингапура, Японии, Вьетнама, Великобритании, Индонезии, Словении.
– По каким критериям осуществлялся выбор стран и дошкольных организаций?– У нас сложились очень хорошие партнёрские отношения с Сингапурским центром дошкольного образования, сотрудники которого посещают разные страны с целью изучения и заимствования лучшего опыта. Мы дружим с руководителем этого центра – профессором Кристин Чен, которая не раз бывала на конференциях «Эврики» в Москве по нашему приглашению и выступала там с докладами. К ней всегда можно обратиться за советом, и она с удовольствием делится своими впечатлениями от посещения интересных детских садов.
Нам важно представить на вебинарах именно уникальный, особенный опыт, что-то не похожее на всё то, к чему мы уже привыкли.
Еще мы обращаем внимание на необычное воплощение широко известных систем – таких, например, как Реджио-педагогика. Такие примеры мы нашли в японских детских садах и тоже представили для слушателей наших вебинаров.
– Возникали ли у Вас трудности во время переговоров с представителями зарубежных детских садов, приходилось ли менять свои первоначальные планы?– Раньше, когда мы организовывали стажировки офлайн, было по-разному, случались и отказы. В онлайне проводить такие встречи стало проще, но подготовка к подобному мероприятию в любом случае требует усилий: предварительно мы обсуждаем, какие видео и фотографии лучше использовать, какие примеры из практики окажутся наиболее убедительными для наших слушателей. Но в целом больших сложностей не возникает.
– Какие проблемы больше всего волнуют российскую аудиторию? Известны ли случаи, когда российские участники вебинаров внедряли достижения своих зарубежных коллег?– Наши педагоги с удовольствием перенимают интересный опыт, заимствуя какие-то новые инструменты и приёмы, связанные, например, с оформлением предметно-пространственной среды. В каждом детском саду и даже группе порой применяются абсолютно индивидуальные подходы, и у наших российских коллег – постоянных участников наших стажировок – такой наметанный глаз, что они очень быстро отмечают даже самые мелкие детали и стараются их внедрить в своих детских садах. Большой интерес у наших педагогов вызывает проектная деятельность, составление проектных задач. И, конечно, особая тема – полилингвальность. Поскольку институт «Эврика» внедрил эту систему не только в российских, но и в зарубежных детских садах, для нас очень важно посмотреть, как развивается это направление в других странах, какие программы используются, как происходит погружение в другую культуру.
Если же говорить о вопросах, которые волнуют педагогов, то в последнее время они все чаще обращаются к проблеме взаимодействия детских садов с родителями. Видимо, сейчас возросла потребность в сотрудничестве дошкольных организаций с семьями воспитанников.
Такой опыт мы тоже стараемся представить на своих онлайн-стажировках – буквально на последней, состоявшейся 16 марта, сотрудники вьетнамского детского центра «Mai dich» поделились своими наработками.
Ещё у нас был прекрасный опыт одного детского сада из Сингапура, где с родителями налажено очень тесное взаимодействие. Вообще в этой стране принято уважительно относиться к людям старшего поколения. И там в детских садах (так же, кстати, и во Вьетнаме) часто устраивают Дни бабушек и дедушек, когда проводятся разные активности с их участием. Есть детские сады, которые выезжают в дом престарелых, и там малыши общаются с пожилыми людьми. И нашим педагогам очень понравились эти идеи, они готовы реализовать их у себя.
Ещё одна чрезвычайно актуальная тема – это экологическая среда, взаимодействие с природой, занятия на свежем воздухе – в парках, садах, лесах. За рубежом очень популярны выезды с дошкольниками и их родителями на природу, которые могут длиться от нескольких часов до нескольких дней.
Там организуется своеобразный лагерь, где дети с помощью взрослых готовят еду, играют и занимаются разными видами деятельности. Этим проектом заинтересовался один из детских садов у нас в Сибири.
После завершения образовательных онлайн-путешествий мы общаемся с нашими российскими коллегами, которые рассказывают, что нового у них появилось в работе благодаря этим встречам.
– Интересны ли зарубежным педагогам ноу хау российских специалистов? И не мешают ли обмену опытом какие-то коренные отличия между российской системой образования и системой образования других стран с иным менталитетом?– Нет, не мешают. И коллеги из других стран, азиатских, в частности, в этом году к нам обратились с просьбой организовать для них такую онлайн-стажировку в российских детских садах. Им очень хочется погрузиться в нашу систему и разобраться, чем мы похожи и чем отличаемся. Педагоги дошкольного образования – это особый мир, они открыты для всего нового, они готовы играть и пробовать. Такое онлайн-путешествие мы планируем провести 20 апреля. Основной стажировочной площадкой станет организованный Институтом «Эврика» образовательный полилингвальный центр на Сахалине, который успешно действует 3 года, и семейно-общественный центр «Золотой ключик» Жанны Сугак.
– Согласны ли Вы с научным руководителем Института проблем образовательной политики «Эврика» Александром Адамским в том, что если взрослые не умеют вести диалог, то и дети, которых они воспитывают, тоже этот навык не приобретут?– Да, согласна, ведь дети копируют поведение взрослых: войдя в любую дошкольную группу, вы увидите, что манера общения детей очень похожа на ту, которую демонстрирует педагог. 30-летний опыт института «Эврика» по организации онлайн-путешествий доказал, что умение вести диалог с коллегами из других стран очень важен и полезен, это расширяет кругозор и дает возможность понять, как живут и воспитываются дети в других странах. Во время таких стажировок педагоги учатся задавать вопросы и слушать своих коллег.
Ольга ДашковскаяВести образования
На развитие сайта