Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Почему мы наступаем на грабли и можем ли не делать глупостей? Отвечает нобелевский лауреат по экономике Даниэль Канеман

  • Закладки: 
  • Просмотров: 446
  •  
    • 0

Рис. Алексея Меринова


2.04.2024

27 марта 2024 года ушел из жизни Даниэль Канеман — человек, объяснивший, почему мы раз за разом делаем дурацкие ошибки — и подсказавший, как их избежать. Конечно, Канеман не употреблял в своих работах слово «глупость», а склонность человека наступать на грабли в надежде, что когда-нибудь они не ударят его по лбу, деликатно называл «когнитивными искажениями». Но суть дела от этого не меняется. Изучение научного наследия Даниэля Канемана позволит нам если и не уберечься от глупых ошибок, то хотя бы понимать, чем они вызваны.

Человеку свойственно ошибаться

Лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман экономическую теорию не изучал и экономистом не был — он был психологом и математиком. В 1954 году Канеман окончил Еврейский университет в Иерусалиме и пошел в Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ), где служил в комиссии по оценке кандидатов в офицерские училища. Задачей комиссии было выявление лидерских качеств будущих командиров ЦАХАЛ. Методы работы комиссии с курсантами были стандартными — собеседования, тесты, командные игры.

И вот тут Канеман, сравнивший данные прогнозов комиссии с реальными данными о служебных результатах офицеров, впервые обратил внимание, что прогнозы с действительностью не соотносились примерно никак, а способность комиссии предсказывать будущие успехи (или провалы) военнослужащих была незначительной. При этом сами члены комиссии и армейское руководство были своей работой вполне довольны.


Даниэль Канеман. Фото: AP / TASS


Тут что-то не так, подумал Канеман. Почему люди, имеющие точные данные, подтверждающие ошибочность их прежних выводов, продолжают верить своим выводам, а не данным?

Когнитивное искажение, при котором люди склонны переоценивать точность и надежность своих суждений или прогнозов, несмотря на ограниченную или недостаточную информацию, психолог назвал «иллюзией достоверности», и двадцать лет спустя, вместе со своим другом и соавтором Амосом Тверски описал ее в работе «On the psychology of prediction», ставшей классической.

Люди ошибаются именно потому, что они люди, — писал Канеман, — им проще отдавать предпочтение информации, подтверждающей существующие убеждения («предвзятость подтверждения»), люди склонны судить о вероятности события или обоснованности гипотезы на основе сходства с неким прототипом или стереотипом, а не на основе базовых показателей или статистических данных («эвристика репрезентативности»). И, наконец, люди склонны переоценивать свою способность делать точные прогнозы или эффективно выполнять задачи («чрезмерная самоуверенность»). Это свойство человеческой натуры, такими мы родились.

Но, зная об этих особенностях своего сознания, мы можем найти способы исправить или предупредить собственные ошибки. Так, как это сделал сам Канеман во время своей службы в ЦАХАЛ — ученый разработал систему отбора будущих офицеров, в основе которой были личностные профили кандидатов — и это повысило предсказуемость результатов их службы примерно втрое.


Рис. Алексея Меринова


Ошибки и результаты

«В делах государственных надо обращать внимание не столько на то, как должен был бы князь поступать по указаниям разума, но на то, как он, вероятно, поступит по природе и привычкам своим; ведь князья часто делают не то, что должны, а то, что им кажется нужным; кто думает о них иначе, может жестоко ошибиться», — писал флорентийский политик Франческо Гвиччардини в середине XVI века.

Даниэль Канеман с Гвиччардини бы согласился, ведь главное, что он предложил нам — отказаться от прогнозирования и анализа исходя из «как бы в такой ситуации поступил разумный человек» и сосредоточиться на вопросе, «как мы реально принимаем решения» (и почему мы ошибаемся).

Так, в статье «Hawkish Biases» («ястребиное поведение»), написанной в соавторстве с политологом Джонатаном Реншоном, Канеман объяснял, что практически все предубеждения, выявленные им за годы исследований, подталкивают человека к конфликту, а не к компромиссу. Причем эти предубеждения не имеют прямого отношения к политике, но политики тоже люди — и предвзятость в пользу ястребиных предпочтений сильно влияет на содержание политических решений.

Решения намного важнее результатов, а хороший прогноз не тот, который сбылся, а тот, который был сделан с учетом всей доступной на момент прогноза информации.

В то же время само по себе качество решений, принимаемых людьми, не определяет конечный результат их действий, говорил Канеман, — вы можете принять очень хорошее решение и получить в итоге плохой результат из-за невезения. Вы можете принять плохое решение и получить хороший результат — так сложились обстоятельства. Просто повезло.


Рис. Алексея Меринова


Но важность работ Канемана не в демонстрации того, почему люди «наступают на грабли» (действуют нерационально), а в утверждении, что эти «грабли» (отклонения от рациональности) можно предвидеть.

Да, человеку свойственно ошибаться, но ошибается он предсказуемо. А значит, человеческие ошибки можно контролировать и исправлять.

Дмитрий Прокофьев, редактор отдела экономики "Новой газеты"

www.novayagazeta.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Даниэль Канеман: мы прощаемся, не прощаясь
28-03-2024
Даниэль Канеман: мы прощаемся, не прощаясь

27 марта 2024 года в возрасте 90 лет ушел из жизни лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман, автор книг «Думай
Когда глупость несет тебя...
15-11-2012
Когда глупость несет тебя...

Конфетку - из того, что было конфеткой... (Шнобель-2012)
21-09-2012
Конфетку - из того, что было конфеткой...

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2024 (30)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх