Олег Николаевич Смолин.
Предполагается, что осенью на высших уровнях власти будет решаться судьба ЕГЭ. Тезисно - позиция по этому вопросу депутата Госдумы, первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ Олега Смолина.1. Вернуть ЕГЭ в
добровольный режим. Попросту говоря, если выпускник непременно хочет поступать в московские или питерские вузы, ему удобнее будет сдать ЕГЭ. Если он собирается поступать в вуз в своем регионе, а тем более в колледж, ему удобнее будет сдать классический экзамен. Фактически идея законопроекта уже реализована, но «криво». Около 60% всех девятиклассников, не желая сдавать ЕГЭ, идут в колледж.
2. Главный порок ЕГЭ – это
разрушение системы среднего школьного образования. Дети перестают изучать другие предметы, кроме тех, которые собираются сдавать на ЕГЭ. И в результате уровень естественно-научной, исторической и общей грамотности школьников резко падает.
3. Любой экзамен – это стресс, но ЕГЭ – это
двойной стресс, так как это экзамен с высокими ставками. Не случайно более половины выпускников 9-х классов уходит в систему СПО, чтобы не сдавать ЕГЭ.
4. Не соглашусь с тем, что выполнение заданий ЕГЭ сводится к постановке «галочек в клеточки». Первоначально это соответствовало истине, но сейчас подобные тесты практически исключены из контрольно-измерительных материалов. Однако
это не значит, что их содержание существенно улучшилось. У меня мало вопросов к экзаменам по математике и естественнонаучным дисциплинам, поскольку я не специалист по этой тематике. Насколько я понимаю, ЕГЭ по математике максимально приблизили к классической контрольной работе с некоторым акцентом на практические задания.
5. У меня по-прежнему масса претензий к ЕГЭ по гуманитарным предметам. Проанализировав КИМы за прошлый год по истории, обществознанию и литературе, я пришел к выводу о том, что стандартизованный экзамен, которым является ЕГЭ,
удобен прежде всего для проверяющих, но он формирует личность, способную мыслить только по готовым образцам:
дети готовятся к тому, что с них будут спрашивать. Соответственно, когда специалисты изучали запросы старшеклассников в интернете, то там превалировали готовые ответы на ЕГЭ, решебники и прочие материалы, необходимые для дрессировки, но не для глубокого понимания предмета.
6. В гуманитарных науках не так много вопросов, требующих одного ответа. Одни и те же события разные историки оценивают по-разному, и выпускнику нужно не только подготовиться к экзамену, но еще и
угадать, какой ответ от него хотят получить эксперты. Я видел немало заданий по истории и обществознанию, требующих неправильного ответа. Могу судить об этом как доктор философских наук. Устный экзамен дал бы возможность ученику аргументировать свою позицию.
7. Что касается ЕГЭ по литературе, то он проверяет прежде всего литературоведческие знания, поскольку они проще всего поддаются формализации. Детей,
вместо того чтобы учить чувствовать литературу, начиная с 5-го класса учат отличать ямб от хорея и приемам, которые тот или иной поэт применял в своих стихах.8.Не развивает ЕГЭ по литературе и способность выражать свои мысли. Мне могут возразить, что КИМы по этому предмету включают творческое задание по написанию эссе. Одна из тем – «Проблема чести в романе Льва Толстого «Война и мир»». Но не в этом заключается главная проблема великого произведения, а, кроме того, старшеклассники, выполняя это задание, должны уложиться в определенное количество слов. Получается, что при написании эссе придется не только размышлять на заданную тему, но и считать слова. Боюсь,
Пушкин не справился бы с таким заданием, и его стихотворение «Воспоминание о Царском селе», которое он прочитал на выпускном экзамене, не было бы по достоинству оценено Державиным.9.
Мы не требуем отменить ЕГЭ, но предоставляем ученику право выбора между традиционным выпускным экзаменом и ЕГЭ. Литературу мы предлагаем в качестве обязательного экзамена и тоже с правом выбора – сдавать его либо письменно – в форме сочинения, либо устно. Устную часть целесообразно включить в ЕГЭ по всем гуманитарным дисциплинам.
По материалам
сайта Олега Смолина и
электронной газеты «Вести образования»
На развитие сайта