Андрей Владимирович Брушлинский и Олег Константинович Тихомиров… Они пришли в мир в один день – 4 апреля 1933 г. и сегодня могли бы отметить свои семидесятипятилетия. Но Олега Константиновича не стало в 2001 году, а Андрея Владимировича – годом позже… Они не только родились в один день, но и учились в одной группе на отделении психологии философского факультета МГУ. Более того, свою научную жизнь они посвятили изучению одной и той же проблематики – психологии мышления и, совершив кардинальные прорывы в этой области, вписали свои имена в историю науки. В чем-то обнаруживалось и совпадение направлений их поисков: если А.В.Брушлинский подвергал мышление микросемантическому анализу, то О.К.Тихомиров выявлял роль операциональных смыслов в мыслительном процессе. Впрочем, эти совпадения никак не перечеркивают самобытности поисков, не говоря уже о личности каждого из них.
Признаюсь честно: мне ближе Андрей Владимирович. Хотя бы потому, что он являлся одним из моих непосредственных учителей и очень близким человеком в моей жизни. О своем ученичестве у А.В.Брушлинского и общении с ним я рассказывал в статье «Aristos. Слово о Брушлинском». В ней же я проанализировать некоторые ключевые идеи Андрея Владимировича (см. также здесь и здесь). С Олегом Константиновичем мне довелось общаться лишь фрагментарно. Но зато с ним, как и с Андреем Владимировичем, дружили другие мои учителя – мой отец Товий Васильевич Кудрявцев и Василий Васильевич Давыдов. Не могу не отметить и еще одного обстоятельства: работы О.К.Тихомирова и его школы (с рядом представителей этой школы – Э.Д.Телегиной, Ю.Д.Бабаевой, В.Е.Клочко, Т.И.Тепинициной, В.В.Знаковым, кстати, одновременно учеником А.В.Брушлинского, и др. - меня связывают добрые контакты) были одними из тех источников, которые еще в студенчестве катализировали мой интерес к психологии мышления и творчества. И, конечно, студентом я посещал блестящие лекции О.К.Тихомирова в МГУ. А в МГПИ им. В.И.Ленина, где я учился на отделении педагогики и психологии педагогического факультета, общую психологию нам читал ученик Олега Константиновича В.А.Терехов.
В случае А.В.Брушлинского и О.К.Тихомирова справедливее говорить не о том, что «мире тесен», а о том, что «слой тонок». С их уходом он и вовсе истощал до микронного размера. В итоге отечественная психология мышления с ее богатейшими традициями снизу вверх смотрит на ту же когнитивную психологию, видя в ней новейшее откровение современного научного знания. Дело не в том, что когнитивная психология – плоха, а в том, что это – осетрина не второй, а даже третьей свежести. За несколько десятков лет своего существования когнитивизм уже успел, изжив свои классические формы, эволюционировать в метакогнитивизм, а метакогнитивизм – во что-то еще… Это – нормальное развитие науки. Мы же идем по регрессирующей – в духе 60-70-ти летней давности, рассуждая о мышлении как «решении задач», а то и вовсе – ‘problemsolvingbehavior’ (по сути – давайте будем честны), разбавляя наши рассуждения когнитивистской терминологией.
Высочайшая исследовательская культура и творческий дар А.В.Брушлинского и О.К.Тихомирова – кстати, они превосходно справились с решением некоторых проблем, над которыми по-прежнему бился когнитивизм и продолжает биться посткогнитивизм, – позволяла им в рамках лабораторного эксперимента воссоздать своего рода плазму, в чистом виде существующую только в Космосе. Плазму мысли, как она существует в «космосе» человеческой жизни. Как она развивается в нем, представляя собой динамичное единство познавательного усилия, смыслового посыла и напряжения страсти. После работ А.В.Брушлинского и О.К.Тихомирова говорить о мышлении как о процессе «решения задач», «переработки информации», пусть трижды активной, и т.п. попросту не очень серьезно. А о чем следует говорить серьезно, можно узнать из тех же работ.
К счастью, Андрею Владимировичу и Олегу Константиновичу удалось воспитать и вдохновить достойных последователей. Значит, «слой» не так уж «тонок», и еще есть возможности предотвратить его разрыв. Гарант тому - преемственность качества мышления в научных школах, эталоны которого задали два замечательных отечественных психолога.
В.Т.Кудрявцев
Напоминаем, что в 2008 г. состоятся научные конфереции, посвященные юбилеям А.В.Брушлинского и О.К.Тихомирова, в которых вы можете принять участие.
Андрею БрушлинскомуПро таких говорят: не ушел -Просто вышел куда-то за чем-то.Что ж так долго? - Чего-то нашел?Повстречался из равных там с кем-то?
Не на том он замешен был тесте,Чтоб пропасть во вселенской пыли,Гляньте пристальней: мир-то на месте!Это мы куда-то ушли.
На развитие сайта