30 января 2002 г. был убит Андрей Владимирович Брушлинский. Тот январь вообще выдался страшным. Один за одним ушли наши молодые друзья и не только друзья: философия потеряла Наташу Козлову (7 января), психология - Колю Носова (15 января). Ничего не предвещало, что они уйдут. Андрей Владимирович был старше их, но и он не должен был уходить - в свои 68 он пребывал в полном здравии, на взлете духовных и творческих сил. А, главное, - бесконечно нужный всем: людям, науке, миру. Кстати, в 68 лет оставил нас другой мой Учитель - Василий Васильевич Давыдов...
Легко себя утешать: мол, был, он, конечно, незаменимым, но остались его книги, ученики... Вот только, как писал Учитель Андрея Владимировича - С.Л.Рубинштейн, личность (тем более, такая Личность) никогда не сможет исчерпать себя даже в самых гениальных своих творениях. Включая сверхмудрые книги и сверхталантливых учеников. И не потому что они - вторичны. Напротив, "творения" (да-да, и книги!) также самодостаточны и незаменимы, как и та личность, которая отдала им себя. И чем масштабнее личность, чем сильнее ее отдача, тем самодостаточнее ее "творения". А.В.Брушлинский не заменил С.Л.Рубинштейна, не занял пустое "свято место", а нашел достойное свое. И лишь это дало ему право продолжить дело гения.
Бесконечное гегелевское несовпадение цели и результата, задуманного и сделанного, изначального требования и искомого, как сказал бы А.В.Брушлинский. И никогда не ясно в пользу кого (чего) при этом склонятся чаши весов: natura naturans или natura naturata - природы творящей или природы сотворенной (творимой), говоря языком Спинозы. Собственно, это и есть жизнь, как ее понимал Андрей Владимирович. И как он ею жил.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта