Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Весна - время обострения метаморфоз в образовательных верхах

Весна - время обострения метаморфоз в образовательных верхах

  • Закладки: 
  • Просмотров: 535
  • печатать
  •  
    • 0

Материалы с сайта www.eurekanet.ru.

Останется ли министерство, узнаем через месяц

 

Остался месяц до инаугурации избранного Президента России Д.А.Медведева, и вслед за этим в стране появится новое правительство.

 

Что будет с Министерством образования и науки, будут ли кадровые перестановки и изменится ли структура «министерство-агентство-служба»?

 

Кадровые перестановки уже начались. Ушел со своего поста В.Болотов, руководитель Рособрнадзора, и его место заняла Л.Глебова – опытный управленец, хорошо знакомая и с проблематикой образования (бывший зампред Комитета Госдумы по образованию и науке), и с социальной сферой в целом (в недавнем прошлом – заместитель полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе, а ее последнее место работы – статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ).

 

Кроме вероятного изменения в концепции оценки качества, эта смена руководителя Рособрнадзора свидетельствует и об усилении позиции министра А.Фурсенко в правительстве, и о стремлении руководства кабинета министров обновить руководство сферы образования людьми сведущими, но не связанными корпоративными связями с ректорским корпусом, региональными управленцами или чиновниками федерального уровня в области образования. Нельзя сказать, что Любовь Глебова – «внешний» человек в системе образования, но, в то же время, ее нельзя назвать и частью какой-то группы внутри этой сферы.

 

Что касается перспектив самого ведомства, здесь есть две наиболее обсуждаемые проблемы.

 

Первая: возможный раздел Минобранауки на «образование» и «науку». Большого смысла в этом разделении я не вижу, даже наоборот – концентрация политических решений в научной, кадровой (профобразование) и собственно учебной (школа) сфере выглядит наиболее предпочтительней. Другое дело, что управленческого искусства иногда не хватает, чтобы увидеть проблему комплексно и увязать механизмы в разных областях. Но если, например, не ориентировать государственные образовательные стандарты в профобразовании на результаты научных исследований, то отставание вузов от потребностей современных производств будет вечным.

 

Или другой пример. Если разорвать модернизацию высшего образования и школьные требования, пострадает и школьник, и студент. Не говоря уже об организационно-правовых и экономических механизмах: становлении автономных учреждений в науке и образовании, налоговых условиях научных и образовательных учреждений, системе оплаты труда в сфере образования и о многом другом.

 

Да и пример реализации национальных проектов, особенно КПМО говорит о том, что наибольший эффект достигается при комплексном управлении, при сетевой организации взаимодействия, при разработке самих проектов, а не в оторванных друг от друга мероприятиях.

 

Так что перспективный тренд развития образовательной политики, как мне кажется, - в интеграции управленческих и властных полномочий, в объединении смежных направлений под одно крыло, а не в дроблении ведомств на «школу», «науку», «высшую школу» и т.д. Другое дело, что такая структура требует эффективного механизма обобщения огромного количества «баз данных», разработки нормативной базы и принятия управленческих решений действительно комплексного уровня.

 

Отказ от ведомственной интеграции, на мой взгляд, - это признание того, что бюрократия оказалась не в состоянии работать на этом уровне обобщения и потребовала вернуться в привычный для себя формат узковедомственного принятия решений - регламентации деятельности учреждений в режиме ручного управления, детализированных инструкций и руководств вместо модельных методик и комплексных проектов.

 

Печально, если это произойдет, но надо учитывать, что в такого рода решениях заложен еще и личный интерес разного уровня руководителей и своеобразный учет интересов различных групп влияния, поиск и нахождение компромиссов, сдержек и противовесов. Поэтому методологический расчет здесь далеко не всегда преобладает.

 

А вот дробление структуры на «министерство» и «агентство» пока реального эффекта, с моей точки зрения, не принесло. Эффективного взаимодействия не сучилось, а в процессе передачи политического решения, принятого на уровне министерства, для реализации на уровень агентства, по объективным причинам, возникают затяжки и искажения сигнала. С другой стороны, явное умощнение роли и влияния Министерства образования и науки, в правительстве и в регионах, во многом связано как раз с большей степенью свободы ведомства от решения тех задач, которое взяло на себя агентство по образованию.

 

Что касается кадровых перспектив – здесь гадать бесполезно. Как говорят: домашние расчеты с базарными ценами никогда не совпадают.

 

Подождем – увидим.

 

Александр Адамский

 

Наука победила ЕГЭ: руководитель Рособрнадзора уходит в отставку

 

03-04-2008


 

Глава федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов подал заявление об уходе с поста. А буквально на днях на президиуме в Российской академии образования его выбрали вице-президентом РАО. На новом месте Виктор Болотов, по его словам, будет заниматься своим любимым делом - наукой.

 

Болотова, как известно, считают главным идеологом Единого госэкзамена, ведь именно на его ведомство, созданное в 2004 году, "свалилось" введение этого, наверное, самого громкого проекта реформы образования. Последние несколько лет стали непростым периодом в деятельности Рособрнадзора. Не раз с проверками в ведомство приходили следователи Генеральной прокуратуры РФ: то там, то здесь всплывали сведения о лжевузах, работающих без лицензии, выдающих фальшивые дипломы. А ведь все это - сфера ответственности именно Рособрнадзора.

 

После скандала с ЕГЭ прошлым летом, когда школьник из Санкт-Петербурга за день до экзамена вывесил в Интернете решенные варианты с ответами, и вовсе стали поговаривать, что "главный по ЕГЭ" вот-вот подаст в отставку. Но тогда этого не случилось. Более того, в интервью "РГ" 10 июля 2007 года Виктор Александрович прямо ответил, что мыслей об уходе у него нет, как раз наоборот. Почему же теперь, за год до победного перехода ЕГЭ от стадии эксперимента в норму, Виктор Болотов оставил свой пост?

 

- Главные проблемы введения Единого государственного экзамена решены, я считаю свою миссию в этом плане выполненной, - пояснил он корреспонденту "РГ".

 

Виктор Болотов по-прежнему поддерживает повсеместное введение "единого" в России, но уверен, что эта форма оценки качества образования не должна быть единственной.

 

По мнению ректора Института образовательной политики "Эврика" Александра Адамского, уход Болотова в РАО в какой-то степени может быть связан с политикой в области качества образования. Но сам факт этого перехода - очень позитивный: "Для академии образования такой профессионал, как Болотов, - удачное пополнение".

 

 

Мария Агранович

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4624 от 28 марта 2008 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С одной стороны, разнобой, с другой - известный параллелизм в деятельности таких федеральных структур, как Минобрнаука, Агенство по образованию и Рособрандзор связан прежде всего с отсутствием в нашей стране государственной стратегии развития образования, образовательной политики в целом. Если, конечно, не считать ее сегментами сугубо тактические, инструментальные (и далеко не бесспорные) меры - "ЕГЭизацию", профилизацию, "PISAизацию" и т.п. Хочется верить, что вновь избранный президент и его администрация обратят внимание на эту проблему. Выработка стратегии развития образования (образовательной политики) - прямая задача Министерства, которую оно призвано решить во взаимодействии  соответствующими комитетами обеих палат парламента. Но, судя по всему, ни к ее решению, ни к кооперации усилий с комитетами Министерство пока не готово.

 

 

 

Что касается нового назначения в руководстве РАО, то совершенно безралично, кем его усиливать - хоть В.А.Болотовым, хоть Папой Римским. Эта структура уже давно изжила и похоронила сама себя (подробности см. здесь). Вкладывать в нее федеральные средства, наивно рассчитыавая на какие-то изменения, - то же самое, что зарывать их в землю старого погоста. РАО можно  или закрыть, или радикально реорганизовать - кадрово, прежде всего. Но т.к. оба варианта выглядят утопично и фантасмогорично, то, скорее, проще построить машину времени, чтобы вернуться на ней в солнечные шестидесятые. В те годы, когда Академия имела вес в обществе, влияла на судьбы образования и немного занималась наукой. . .

 

 

 

 

Владимир Кудрявцев

     


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Информация к разным размышлениям. Академик Месяц: Минобрнауки нужно разделить
09-02-2010
Информация к разным

В.Т.Кудрявцев провел семинар с работниками дошкольного образования  Омской области
30-04-2009
В.Т.Кудрявцев

Минюст утвердил основные документы по ЕГЭ
26-01-2009
Минюст утвердил

Чем грозит российской системе образования ЕГЭ?
13-10-2008
Чем грозит

Информация к разным размышлениям. Итоги выборов в Российскую академию образования
03-04-2008
Информация к разным

Нового президента Российской академии образования
Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (27)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх