Александр Адамский. Фото: Вести образования
28.11.2025Александру Изотовичу Адамскому 70 – по нынешним временам, почти юношеский юбилей. 75, 85, 90… И так до 120 – вот это уже нешуточный юбилей! Да и специалисты 21 века утверждают, что не шутят, говоря о его достижимости.Но любой юбилей – повод заглянуть не в паспорт, а так сказать, в «портфолио». «Портофолио» в итальянском языке – канцеляризм: это папка с документами, «личное дело», список достижений. Куда интереснее и выразительнее французская этимология: слово происходит от porter, что буквально означает не только «формулировать», но и «формировать», а еще и «нести», «приносить». Добавляем folio и получаем «лист бумаги», «страницу». Вот это, скорее, про АИ – буду называть его, так как те, кто давно знает юбиляра, дружит с ним и любит Александра Изотовича, ибо отношусь к этой категории. Портфолио АИ включает в себя не только его личные успехи и успехи его команды. Но и «золотые страницы», – простите за банальный пафос, непростительный даже по юбилейному поводу, но это «чистейшая правда, миссис Хадсон», как бы сказала Холмс голосом Василия Ливанова, – новейшей истории нашего образования, отечественной педагогики. Собственно, созданное руководителем «Эврики» и эвриканцами, и есть то, что делает эту историю. Делает – новейшей, современной и своевременной.
«Эврика» – это не просто большая площадка для инноваций, которые существуют с тех пор, как сложилась и оформилась классно-урочная система Меланхтона – Штурма – Коменского, в противоборство ей.
Ян Амос Коменский – гуманист, наследник Возрождения, ставший одно время символом чешской нации, – создал революционный проект, внутри которого продолжает жить образование 21 века. Редкий случай, когда революционер устанавливает новый миропорядок, а не просто прорубает исторический проем, чтобы впустить грядущее. Можно придумывать сверхновые образовательные программы и технологии, оставаясь в границах этого проема. Дело не только в том, что нужен титан масштаба Коменского, чтобы создать равновеликую альтернативу.
По линии «проема Коменского» удобно задавать институциональные рамки – на это, по сути, и обращает внимание АИ. И тогда
рождается школа всеобщей отчетности (она же «экзаменующая школа», по квалификации Мишеля Фуко). Все отчитываются по горизонтали: учащий – учителю о вученном, учитель – администрации об успехах сданных детьми отчетах, администрация – уже суммарно в процентах органам управления образованием, за которыми ни детей, ни педагога уже не видно. Петю Иванова и Марьванну в РОНО не знают и на ковер, если что, не вызовут. Вызовут директора школы: не будет же он там оправдываться, что все беды школы и образования в целом от лодыря Пети и уставшей, в том числе, от Пети Марьванны.
Такая вечная порука заочной отчетности: Марьванна ведь и на Петю смотрит в «оптике» его успехов-неуспехов. Потому что у нее 30 Петь, а еще своя личная жизнь… Такова «клеточка» традиционного образовательного института, которая выращивается в классно-урочной пробирку. А в ней уже все по умолчанию предзаложено – и отметочная система, и ЕГЭ, и, как было недавно, но, к счастью, отменено, его результаты как показатель эффективности региона. Петя передавал привет губернатору, который, если и не был троечником, то чувствовал себя им на вышестоящем ковре… Так что же, виноват Петя или Ян Амос Коменский (как Пушкин во всем, а не только «по литературе»)? Никто никого не знает, и дети ничего не знают. Неважно, главное вытянуть институциональные показатели. А для этого есть масса уловок, способов манипулирования безличными данными. А сейчас еще и ИИ с электронной бюрократией, превосходно создающий видимость объективности. Из редакции одного научного журнала уважаемому автору пришло прелестное послание: «Просим Вас учесть
рекомендации ИИ»! Это наука, что говорить о школе!
АИ любит ИИ, но любовь его не слепа и не зла. Уже в 1980-е годы тогда еще на площадке клуба творческой педагогики «Эврика» он свел ищущих учителей, к которым чуть позднее присоединились, по определению, ищущие ученые. Для чего? Делиться «передовым педагогическим опытом» и распространять его? К этому и советское начальство всячески призывало. Просто отдельный ищущий – один в поле воин, да и частенько он окукливается в своих поисках. Возникает педагогическая «эзотерика». Но внутри сообщества разные люди, которых связывает лишь страсть и идея поиска (во благо…), ищут в разных, порой непредсказуемых, направлениях, но на одной «территории свободы». Такую территорию и создал АИ, что куда важнее отдельных поисков, более того, является условием их продуктивности. Притом что сам АИ такой же (и еще какой) ищущий в многообразии областей: от школьной физики до школьного театра (Петр Капица неслучайно говорил, что у актерства и теоретической физики много общего, и блистательно демонстрировал эта на своих легендарных семинарах-«капичниках»)!
На этой территории норма, когда
образовательный результат совпадает с творческим продуктом. И стенки институционального проема начинают потихоньку осыпаться – недаром AИ любит альбом группы Pink Floyd ‘The Wall’. До обрушения, как в одноименном фильме, еще далеко. Но уже есть новая норма, которая может сплотить людей – взрослых и детей. Она сконструирована в «Эврике», которая давно уже не клуб очно общающихся (он никогда не был закрытым), а Институт образовательной политики, который разворачивает свою стратегию в открытом образовательном пространстве страны. Вплоть до Сахалина.
Можно ли «отчитаться» творчеством? Вся человеческая культура, ее развитие является таким «отчетом», который постоянно дополняется. К делу не пришьешь, в портфолио не занесешь, да и с «исполнителя» персонально не взыщешь. Но в полагании новой нормы он как раз и исполняется.
Картинка: ТК "Вести образования"
Яблоко Адамского… Наверное, только ленивый не мог бы соединить то и другое. А между тем, эдемское яблоко – это символ, образ, который объединяет Ветхий и Новый заветы. Ослушание, нарушение с последующим грехопадением – цена за выход из врат рай. Но не будь его («проема»), те двое, не знающие и не ведающие, не продлили бы себя в жизни многомиллиардного человечества. И не родился бы среди него Сын – в знак дара жизни и спасения. Не случайно сюжет средневекового европейского жанра Жития святых – выход из греховного состояния и переход в святость.
АИ, конечно, не святой – свое яблоко с взращенной им яблони он не только надкусил, но и щедро угостил других. Без этого вкуса образование уже жить, как раньше, не может. Пусть растет и разрастается эвриканский яблоневый сад. Отдыха не предвидится до 120!
Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"
На развитие сайта