Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Яблоко Адамского

  • Закладки: 
  • Просмотров: 50
  •  
    • 0

Александр Адамский. Фото: Вести образования


28.11.2025

Александру Изотовичу Адамскому 70 – по нынешним временам, почти юношеский юбилей. 75, 85, 90… И так до 120 – вот это уже нешуточный юбилей! Да и специалисты 21 века утверждают, что не шутят, говоря о его достижимости.

Но любой юбилей – повод заглянуть не в паспорт, а так сказать, в «портфолио». «Портофолио» в итальянском языке – канцеляризм: это папка с документами, «личное дело», список достижений. Куда интереснее и выразительнее французская этимология: слово происходит от porter, что буквально означает не только «формулировать», но и «формировать», а еще и «нести», «приносить». Добавляем folio и получаем «лист бумаги», «страницу». Вот это, скорее, про АИ – буду называть его, так как те, кто давно знает юбиляра, дружит с ним и любит Александра Изотовича, ибо отношусь к этой категории. Портфолио АИ включает в себя не только его личные успехи и успехи его команды. Но и «золотые страницы», – простите за банальный пафос, непростительный даже по юбилейному поводу, но это «чистейшая правда, миссис Хадсон», как бы сказала Холмс голосом Василия Ливанова, – новейшей истории нашего образования, отечественной педагогики. Собственно, созданное руководителем «Эврики» и эвриканцами, и есть то, что делает эту историю. Делает – новейшей, современной и своевременной.

«Эврика» – это не просто большая площадка для инноваций, которые существуют с тех пор, как сложилась и оформилась классно-урочная система Меланхтона – Штурма – Коменского, в противоборство ей.


Ян Амос Коменский – гуманист, наследник Возрождения, ставший одно время символом чешской нации, – создал революционный проект, внутри которого продолжает жить образование 21 века. Редкий случай, когда революционер устанавливает новый миропорядок, а не просто прорубает исторический проем, чтобы впустить грядущее. Можно придумывать сверхновые образовательные программы и технологии, оставаясь в границах этого проема. Дело не только в том, что нужен титан масштаба Коменского, чтобы создать равновеликую альтернативу.

По линии «проема Коменского» удобно задавать институциональные рамки – на это, по сути, и обращает внимание АИ. И тогда рождается школа всеобщей отчетности (она же «экзаменующая школа», по квалификации Мишеля Фуко). Все отчитываются по горизонтали: учащий – учителю о вученном, учитель – администрации об успехах сданных детьми отчетах, администрация – уже суммарно в процентах органам управления образованием, за которыми ни детей, ни педагога уже не видно. Петю Иванова и Марьванну в РОНО не знают и на ковер, если что, не вызовут. Вызовут директора школы: не будет же он там оправдываться, что все беды школы и образования в целом от лодыря Пети и уставшей, в том числе, от Пети Марьванны.

Такая вечная порука заочной отчетности: Марьванна ведь и на Петю смотрит в «оптике» его успехов-неуспехов. Потому что у нее 30 Петь, а еще своя личная жизнь… Такова «клеточка» традиционного образовательного института, которая выращивается в классно-урочной пробирку. А в ней уже все по умолчанию предзаложено – и отметочная система, и ЕГЭ, и, как было недавно, но, к счастью, отменено, его результаты как показатель эффективности региона. Петя передавал привет губернатору, который, если и не был троечником, то чувствовал себя им на вышестоящем ковре… Так что же, виноват Петя или Ян Амос Коменский (как Пушкин во всем, а не только «по литературе»)? Никто никого не знает, и дети ничего не знают. Неважно, главное вытянуть институциональные показатели. А для этого есть масса уловок, способов манипулирования безличными данными. А сейчас еще и ИИ с электронной бюрократией, превосходно создающий видимость объективности. Из редакции одного научного журнала уважаемому автору пришло прелестное послание: «Просим Вас учесть рекомендации ИИ»! Это наука, что говорить о школе!

АИ любит ИИ, но любовь его не слепа и не зла. Уже в 1980-е годы тогда еще на площадке клуба творческой педагогики «Эврика» он свел ищущих учителей, к которым чуть позднее присоединились, по определению, ищущие ученые. Для чего? Делиться «передовым педагогическим опытом» и распространять его? К этому и советское начальство всячески призывало. Просто отдельный ищущий – один в поле воин, да и частенько он окукливается в своих поисках. Возникает педагогическая «эзотерика». Но внутри сообщества разные люди, которых связывает лишь страсть и идея поиска (во благо…), ищут в разных, порой непредсказуемых, направлениях, но на одной «территории свободы». Такую территорию и создал АИ, что куда важнее отдельных поисков, более того, является условием их продуктивности. Притом что сам АИ такой же (и еще какой) ищущий в многообразии областей: от школьной физики до школьного театра (Петр Капица неслучайно говорил, что у актерства и теоретической физики много общего, и блистательно демонстрировал эта на своих легендарных семинарах-«капичниках»)!

На этой территории норма, когда образовательный результат совпадает с творческим продуктом. И стенки институционального проема начинают потихоньку осыпаться – недаром AИ любит альбом группы Pink Floyd ‘The Wall’. До обрушения, как в одноименном фильме, еще далеко. Но уже есть новая норма, которая может сплотить людей – взрослых и детей. Она сконструирована в «Эврике», которая давно уже не клуб очно общающихся (он никогда не был закрытым), а Институт образовательной политики, который разворачивает свою стратегию в открытом образовательном пространстве страны. Вплоть до Сахалина.

Можно ли «отчитаться» творчеством? Вся человеческая культура, ее развитие является таким «отчетом», который постоянно дополняется. К делу не пришьешь, в портфолио не занесешь, да и с «исполнителя» персонально не взыщешь. Но в полагании новой нормы он как раз и исполняется.



Картинка: ТК "Вести образования"


Яблоко Адамского… Наверное, только ленивый не мог бы соединить то и другое. А между тем, эдемское яблоко – это символ, образ, который объединяет Ветхий и Новый заветы. Ослушание, нарушение с последующим грехопадением – цена за выход из врат рай. Но не будь его («проема»), те двое, не знающие и не ведающие, не продлили бы себя в жизни многомиллиардного человечества. И не родился бы среди него Сын – в знак дара жизни и спасения. Не случайно сюжет средневекового европейского жанра Жития святых – выход из греховного состояния и переход в святость.

АИ, конечно, не святой – свое яблоко с взращенной им яблони он не только надкусил, но и щедро угостил других. Без этого вкуса образование уже жить, как раньше, не может. Пусть растет и разрастается эвриканский яблоневый сад. Отдыха не предвидится до 120!

Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Столетие как повод для танца. Юбилей Владимира Михайловича Зельдина
10-02-2015
Столетие как повод для танца. Юбилей Владимира

Детство, юность и… мудрость в одном человеке – залог его века
Второй «египетский» юбилей мамы
03-02-2015
Второй «египетский» юбилей мамы

Так уж вышло: юбилей моей мамы – Татьяны Николаевны Янишевской, как и 5 лет назад, мы всесемейно встретили 29 января в Египте
Маленький юбилей
09-12-2007
Маленький юбилей

Подробности
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх