Эвальд Васильевич Ильенков
5 апреля 2026 г. Российское Философское общество «Диалектика и культура» и Восточное отделение Казахстанского философского Конгресса в режиме онлайн проводит
XXVII Международную научную конференцию «Ильенковские чтения». Тема конференции:
Э.В. Ильенков и основной вопрос философии.Программный комитет Чтений приглашает к участию всех, кто внимателен к существу философской науки и представляет довольно непростой вопрос, из какой проблемности бытия возникает философия и что является в философии основным и почему философское знание обосновывает свою системность через разрешение своего основного вопроса.
Программный комитет предлагает потенциальным участникам Конференции ориентирующий круг вопросов, которые очерчивают
проблематику XXVII Ильенковских чтений:
• Предмет философии.
• Философия как рефлексия бытия. Форма мышления в бытии.
• Наука о мышлении. Философия как деятельная форма.
• Философия как форма мышления.
• Философское мышление вне сознания. Сознание бытия и сознание мышления. Определение мышления бытием.
• Проблема истинности мышления. Смысл принципа тождества бытия и мышления.
• Почему тождество бытия и мышление есть «пароль на вход в философию» (Ильенков).
• Как определить заблуждение идеализма. В чем истина материализма.
• Объективная форма осуществления тождества и противоречия бытия и мышления. Теоретический анализ предметно- преобразовательной общественной деятельности как путь в анализ всех собственно философских вопросов.
• Деятельность как форма человеческого бытия. Деятельность как конкретно-предельное выражение бытия, как его истина. Деятельность как causa sui.
• Конкретность философского мышления. Смысл философии. Философское мышление в объективной истории человеческого бытия. Философия в истории как науке. История философии как реальный образ развития человеческого мышления.
• Философское мышление как форма абсолютного.
Заявки с полной авторской справкой и краткой аннотацией предлагаемой темы (в рамках одного файла, не содержащего таблиц, именованного фамилией заявителя: Фамилия–Чтения-26) высылаются на адрес
helga72ru@yandex.ru до 22 марта 2026 года.В
справке следует указать (без всяких таблиц):
Ф.И.О.
Место работы (страна, город, организация, факультет, кафедра и пр.)
Должность, ученая степень, научное звание
Контактный телефон
e-mail
Рабочая программа Конференции (с приложением ссылки для входа) будет объявлена участникам до 2 апреля 2026 года
Материалы для
публикации будут приниматься до 20 мая 2026 года, ограничиваются по объему и содержанию только сутью дела; выполняются в WORD в следующем расположении материала:
ФИО; название статьи; ссылки внутри текста за цитатами. Всѐ одинаковым размером, заглавные буквы не использовать. Без таблиц и прочих внетекстовых вставок.
Файл именуется: Фамилия–Чтения-26–Статья Контактная почта:
helga72ru@yandex.ruТексты Э.В. Ильенкова можно найти на сайте
http://caute.ru/ОРГКОМИТЕТЭвальд Ильенков в детстве
Мысль и бытие не могут вообще соприкасаться друг с другом, ибо в таком случае их граница как раз и была бы тем, что одновременно и разделяет и связывает их между собой.
Ввиду отсутствия такой границы мысль не может ограничивать протяженную вещь, а вещь — идею, мысленное выражение. Они как бы свободно проникают, пронизывают друг друга, нигде не встречая границу. Мысль как таковая неспособна взаимодействовать с протяженной вещью, а вещь – с мыслью, каждая вращается «внутри себя».
Сразу возникает проблема: как же связаны между собой в человеческом индивидууме мысль и телесные отправления? Что они связаны, это просто очевидный факт. Человек может осмысленно управлять своим пространственно определенным телом среди других таких же тел, его духовные импульсы превращаются в пространственные движения, а движения тел, вызывая изменения в человеческом организме (ощущения), преобразуются в мысленные образы. З
Значит мысль и протяженное тело все-таки как-то взаимодействуют? Но как? В чем природа этого взаимодействия? Как они «определяют», т.е. «ограничивают», друг друга?
Но такого перехода, по Декарту, нет и быть не может. Ибо «логически» это значило бы как раз допустить и в мышлении и в протяженных телах общий им тождественный признак, который мог бы служить «средним термином». Поэтому-то и остается загадкой, как же протяженная вещь может существовать и определяться через формы мышления, и обратно, как может мысль, лишенная какого бы то ни было «пространственного» признака, вдруг выступать как пространственно определенное изменение, движение?
Спиноза преодолел эту трудность, определив мышление и протяженность не как две субстанции, а как два атрибута, выражающие одну и ту же субстанцию. Смысл этого схоластически звучащего определения был весьма глубоким. Если перевести это специфическое для философии эпохи Спинозы выражение на современный философский язык, то оно означает следующее. Ни протяженность, ни мышление не есть самостоятельно существующие объекты. Они суть лишь «стороны», формы проявления, способы существования чего-то третьего. Что же такое это третье?
Реальная бесконечная природа, отвечал Спиноза. Вся трудность картезианской метафизики получается оттого, что специфическое отличие реального мира от воображаемого усматривается в «протяженности», в пространственно-геометрической определенности. Между тем протяженность как таковая как раз и существует лишь в воображении. Ведь как таковую ее можно мыслить только в виде абсолютной пустоты, т.е. чисто негативно, как отсутствие всякой определенной геометрической формы. То же рассуждение относится и к мышлению. Мышление как таковое было бы не в состоянии определять, «ограничивать» тела, но только потому, что оно вообще ничего не могло бы определять, в том числе и самое себя.
Иными словами, о мышлении вообще, о мышлении как таковом можно сказать очень немного, — то же самое, что и о протяженности вообще: это не самостоятельно существующая реальность, а форма существования чего-то другого. Реально существуют не мышление и не протяженность, а только природа, обладающая и тем и другой.
Э.В.Ильенков
На развитие сайта