Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Слово - сторонникам ЕГЭ

Слово - сторонникам ЕГЭ

  • Закладки: 
  • Просмотров: 905
  • печатать
  •  
    • 0

Игорь Реморенко

"Если бы ни ЕГЭ, то сейчас вузовские экзамены в корне бы отличались от школьных требований и школа в глазах граждан потеряла бы всякий авторитет и заметную привлекательность. . ."

Из выступления директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в образовании Игоря Реморенко в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

 

О правоприменительной практике единого государственного экзамена

 

 

Всем известно, что эксперимент по введению единого государственного экзамена начался в 2001 году. С 2002 года наблюдалось стабильное увеличение числа регионов - участников единого экзамена (с пяти в 2001 г. до 84 в 2008 г.). В 2008 году по результатам ЕГЭ зачисление проводилось в 2000 ссузов и 1800 вузов. Это подавляющее большинство учреждений профессионального образования в Российской Федерации.

 

В период эксперимента субъектами Российской Федерации самостоятельно принималось решение о проведении государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, определялась схема участия выпускников в ЕГЭ, в том числе: перечень общеобразовательных предметов, по которым проводился экзамен, муниципальных образований, на территории которых он проходил. Для всех выпускников сохранялась возможность выбора формы государственной (итоговой) аттестации (ЕГЭ или традиционная).

 

Действовал принцип + 1 балл.

 

Конкурс в региональные учреждения среднего и высшего профессионального образования проводился как на основании результатов ЕГЭ, так и собственных вступительных испытаний по тем предметам, по которым ЕГЭ в регионе не проводился.

 

За годы эксперимента созданы:

 

1. Нормативная правовая и инструктивно-методическая документация.

 

2. Система подготовки контрольных измерительных материалов.

 

3. Технология, позволяющая проводить процедуры с большим количеством участников (более 2,5 млн. чел. экз.) в достаточно сжатые сроки.

 

4. Материально-техническая база: федеральные и региональные ресурсные информационные центры. Их силами наполняются Федеральные и региональные базы данных выпускников школ, абитуриентов и образовательных учреждений, свидетельств о результатах ЕГЭ. Работает портал информационной поддержки ЕГЭ - www.ege.edu.ru.

 

5. Подготовлены специалисты, обеспечивающие проведение ЕГЭ в регионах.

 

6. Введены в действие механизмы общественного контроля за процедурами проведения экзамена.

 

Это о том, что сделано. Каковы же ключевые результаты, эффекты отработанного механизма оценки качества образования?

 

1. Показана реальная возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в учреждения среднего и высшего профессионального образования. Тем самым обеспечена преемственность программ общей и высшей школы. Если бы ни ЕГЭ, то сейчас вузовские экзамены в корне бы отличались от школьных требований. Тем самым общеобразовательная школа в глазах граждан потеряла бы всякий авторитет и сколь либо заметную привлекательность. Дети бы массово покинули общеобразовательные учреждения, большинство бы ушло в экстернат, а платность образования непомерно возросла.

 

2. Использование заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов) позволяет более объективно по сравнению с традиционными формами аттестации установить уровень освоения выпускниками государственного образовательного стандарта общего образования. Это еще один важный эффект - мы получили инструмент объективного контроля за качеством принимаемых управленческих решений.

 

Оказывается, что развитие сети образовательных учреждений вместе с введением ЕГЭ приводит к очень заметному сокращению разрыва в образовательных результатах школьников. Чем больше в районе детей, обучающихся в качественных современных школах, тем выше средние результаты и тем меньше разрыв между сильными и слабыми обучающимися. Именно так результаты ЕГЭ подтверждают или даже поддерживают эффективность решений по созданию крупных, базовых хорошо оснащенных сельских школ.

 

3. Но, пожалуй, самый главный эффект состоит в реальном росте доступности качественного образования. Дети стали поступать в хорошие вузы не только у себя в регионе, но и по всей стране. Это говорит о том, что не только улучшилось качество образовательных услуг, но и расширились возможности выбора направленности образовательных программ. Данные Чувашии убедительно показывают рост доли школьников, поступающих в вузы за пределами данного региона. Прежде всего - в московские и петербургские образовательные учреждения. А данные последних лет наглядно свидетельствуют о том, что доля сельских школьников, поступающих в вузы, стала сопоставима с долей сельского населения. В среднем по стране на 10% увеличилось число студентов первого курса вузов и ссузов из населенных пунктов сельского типа и районных городов (с населением до 100 тыс. человек).

 

То есть сельские школьники получили возможность продолжить образование наравне с городскими. Теперь это несложно - можно лишь разослать сертификаты ЕГЭ в несколько высших учебных заведений.

 

Таким образом, можно сказать, что эксперимент по введению единого государственного экзамена состоялся и теперь, взвесив все плюсы и минусы, можно приступить к осуществлению реальной правоприменительной практики, обеспечивающий равенство образовательных возможностей наших граждан.

 

Тем более что законодательная база для этого имеется. Как известно, с принятием Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ мы переходим к введению единого государственного экзамена в штатный режим. Законом дано точное определение Единого экзамена.

 

Теперь ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного общего образования. Определены структуры, ответственные за проведение ЕГЭ, описаны механизмы совмещения государственной итоговой аттестации и вступительных испытаний в вузы. Законодательно закреплено, что теперь результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

 

Отсюда следует, что при введении единого государственного экзамена в штатный режим дальнейшие изменения в правовом поле коснутся главным образом механизма государственной итоговой аттестации. Теперь уже не надо будет сдавать две группы экзаменов - после школы и в рамках вступительной компании в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

 

На сегодня для введения ЕГЭ в штатный режим проработаны следующие нормативные правовые изменения:

 

1. К ГИА допускаются обучающиеся, имеющие годовые отметки по всем общеобразовательным предметам учебного плана за X, XI(XII) классы не ниже удовлетворительных.

Итоговая отметка в аттестате представляет собой среднее арифметическое годовых отметок за 10 и 11 классы.

 

2. ГИА проводится в форме:

ЕГЭ;

государственного выпускного экзамена для: а) обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением; б) обучающихся в образовательных учреждениях, созданных при учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; в) выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

 

3. ГИА по русскому языку и математике является обязательной.

 

4. Остальные общеобразовательные предметы (литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика и информационно-коммуникационные технологии (9 шт.) выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору. При этом выпускник может выбрать как один предмет, так и несколько! У нас есть одаренные ребята как в точных, так и в гуманитарных науках, теперь у них появится возможность пробовать свои силы в разных возможных направлениях будущей карьеры. Достаточно лишь будет потом разослать сертификаты ЕГЭ в разные вузы.

 

5. Ежегодно Рособрнадзором по каждому общеобразовательному предмету устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником образовательной программы среднего (полного) общего образования, - так называемый порог баллов.

 

После установления порога возможны следующие варианты.

 

Вариант 1. Все обязательные экзамены (математика и русский язык) сданы выше установленного порога. Результат - выпускник получает аттестат и свидетельство о сдаче ЕГЭ.

 

Вариант 2. Один обязательный экзамен сдан ниже установленного порога. В этом случае выпускник повторно допускается к ГИА в дополнительные сроки. Если сдает успешно, то, как в варианте 1, результатом является аттестат и свидетельство о сдаче ЕГЭ.

 

Вариант 3. Выпускник сдает два обязательных экзамена ниже установленного порога.

 

В случае такого результата выпускнику выдается справка об обучении в образовательном учреждении и предоставляется право пройти ГИА по данным общеобразовательному предмету или общеобразовательным предметам не ранее чем через год.

 

6. Особого пояснения требует ситуация с выставлением отметок в аттестаты. В аттестат (точнее в приложение к аттестату) выставляются итоговые отметки (за 10 и 11 классы) по общеобразовательным предметам. Результат ЕГЭ в пятибалльную систему не пересчитывается, а отражается только в свидетельстве о результатах сданных экзаменов.

 

Особая ситуация у победителей и призеров олимпиад. Победителям и призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников - выпускникам текущего года, по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю олимпиады, в аттестат выставляется итоговая отметка "5", а при поступлении в вуз: а) на специальности, соответствующие профилю олимпиады, они зачисляются без вступительных испытаний; б) на специальности, не соответствующие профилю олимпиады, засчитывается как наивысший результат (100 баллов) по одному из сдаваемых предметов. Победители и призеры дополнительных олимпиад, перечень которых устанавливается Советом по олимпиадам, действующим на базе Российского союза ректоров, получают льготы по усмотрению самих учебных заведений, куда поступают в соответствии с профилем олимпиады.

 

Таким образом, поступление в вузы и ссузы строится и по результатам ЕГЭ, и по результатам нескольких десятков олимпиад, открыто и объективно, не перегружая абитуриентов стрессами, переездами, порой скоропалительными решениями в выборе профессиональной карьеры.

 

Полагаем, что ЕГЭ как и всякая сколь либо весомая и сложная управленческая технология нуждается в совершенствовании. Предстоит обновлять контрольно-измерительные материалы, учитывать при итоговой аттестации результаты портфолио, внеурочных достижений школьников, обновлять образовательные стандарты, создавать центры приема ЕГЭ в других странах. Одним словом делать все то, что и дальше будет обеспечивать доступность качественного образования и нашим гражданам, и всем тем, кто желает учиться в Российской Федерации.

mon.gov.ru

Фото с сайта gallery.cnews.ru

 


www.eurekanet.ru

 

Не комментирую, потому что по большинству вопросов, затронутых в докладе И.Риморенко, я неоднократно высказывался на сайте.

В.К.

По теме на сайте и окрест:

Кампания под лозунгом «…Плюс ЕГЭизация всей страны» в «минусах» (новостная рассылка Владимира Кудрявцева)

Двойка за ЕГЭ - взрослым или детям?

Владимир Кудрявцев. ЕГЭ: образ темного царства в мутном зеркале (заметки на полях "круглого стола" в Госдуме)

Больное место из трех букв, или ПерлЕГЭгогика

ЕГЭ: быть. не быть. быть, но каким?       


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Организация ЕГЭ-2010
03-04-2010
Организация ЕГЭ-2010

Правила ЕГЭ-2010
23-02-2010
Правила ЕГЭ-2010

Совет Федерации требует освободить от ЕГЭ всех выпускников прошлых лет
25-04-2009
Совет Федерации

Чиновники утвердили расписание ЕГЭ в 2009 году
21-01-2009
Чиновники утвердили

Об организации проведения в 2009 году единого государственного экзамена для людей с ограниченными возможностями здоровья (депутатский запрос О.Н.Смолина)
22-11-2008
Об организации

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (35)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх