Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Школе «Лосиный остров» - 30 лет

Школе «Лосиный остров» - 30 лет

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 386
  •  
    • 0

Школе «Лосиный остров» - 30 лет

1 сентября 2009 г. в 30 раз прозвенел первый звонок в московской ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров» № 368. «Лосиный остров» - одна из ведущих российских школ, где реализуется и продолжает разрабатывать система развивающего образования Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. На базе школы Василий Васильевич Давыдов создал междисциплинарную научно-практическую лабораторию, которая, по его замыслу, была призвана придать принципиально новое качество системе РО, способствуя ее преобразованию в систему личностного роста детей и взрослых. В.В.Давыдов руководил этой лабораторией, курировал «науку» в школе до конца своих дней. Во все времена название «Лосиный остров» (появившееся в 1994 г.) символизировало дух живого совместного педагогического искания, в котором меняются и преображаются сами «ищущие» - исследователи, практики, дети, их родители.

 

 

 

  

 

Школа не сразу стала тем, чем она является сейчас. Она открылась в сентябре 1979 г. в качестве языковой («английской») школы на северо-востоке Москвы, в микрорайоне Гольяново, рядом с живописным парком «Лосиный остров» (отсюда – ее будущее название). С момента открытия школой руководит Алла Сергеевна Кухтинская, народный учитель России. 

   

В 1992 г. А.С.Кухтинская и Татьяна Николаевна Янишевская, моя мать (долгое время работавшая на поприще управления московским образования и участвовавшая в судьбе с момента ее создания) обратились к В.В.Давыдову с предложением возглавить эксперимент на базе школы с целью ее превращения в инновационный образовательный комплекс. Перспектива инновационного движения связывалась ими с воплощением идей РО. В.В.Давыдов, тогда вице-президент Российской академии образования, не взирая на крайнюю занятость, рослее некоторых раздумий предложение принял. Конечно, на это повлияли давние дружеские связи В.В.Давыдова с нашей семье. Но  все-таки решающий причиной послужило наличие в школе уникального педагогического коллектива, в силы которого Василий Васильевич поверил и не ошибся.

 

В итоге уже в 1992/1993 и 1993/1994 учебных годах школа работала в «экспериментальном режиме». Так, в этот период она стала первой московской школой, которая совершила переход к четырехлетней модели начального образования по системе Эльконина – Давыдова. Это был реальный прорыв, поскольку данная система традиционно ориентировалась на трехлетнюю начальную школу. Тогда же специалисты приступили к достройке дошкольной ступени системы, которая в ней вообще отсутствовала.   

 

Первые экспериментальные поиски, в согласии с замыслом В.В.Давыдова, очень скоро приобрели черты крупномасштабной работы по проектированию многоступенчатой развивающей образовательной системы, охватывающей дошкольную ступень, начальную, основную и среднюю школу. В.В.Давыдов был убежден в том, что такая работа не может полноценно осуществляться на узковедомственных основаниях -  профессионалами одного профиля. Поэтому для ее проведения он организовал разнопрофессиональный коллектив исследователей (психологов, педагогов, методистов, гигиенистов, социологов). В теснейшем сотрудничестве с учителями они  сплотили свои усилия в деле создания новой модели экспериментального учреждения  развивающего образования (именно образования, а не «просто» обучения).

 

Специфический статус«Лосиного острова» в качестве лаборатории развивающего образования определяют два основных момента. Во-первых, исследователи «творят науку» не в «академических кабинетах», а в дошкольных группах и школьных классах. Они занимаются не внедрением готовых образовательных программ и технологий (пусть даже – «инновационных»),  а созданием принципиально новых программно-методических продуктов. Экспериментальный урок или занятие становятся формой научного исследования, где не только реализуются и уточняются, но и заново рождаются теоретические замыслы. Вполне закономерно, что полноправными соавторами ученых в постановке этих «экспериментов» являются педагоги-практики и дети. В свою очередь, это  влияет на ситуацию в сфере фундаментальной науки. Достаточно сказать, что за последние годы на материале исследований лаборатории были успешно защищены 3 докторские и 4 кандидатские диссертации по психологии и педагогике. Во-вторых, в условиях «Лосиного острова» отрабатывается образец многоступенчатой системы массового образования ближайшего будущего, который в своей вариативной форме может широко внедряться в границах образовательного пространства России и за его пределами.   

 

Чем же обусловлено особое место «Лосиного острова» в системе РО? Что отличает «Лосиный остров» от других школ РО и вместе с тем характеризует некоторые перспективные направления развития его системы в целом?

        Во-первых, это - создание и апробация научно выверенной модели преемственности ступеней РО, охватывающей дошкольный и младший школьный возрасты, подростничество, раннюю юность.

          Во-вторых, это - обеспечение личностного роста детей, подростков, юношей и девушек средствами развития их творческого воображения (и других созидательных способностей) в различных видах деятельности: от игровой и учебной в дошкольном и начальном звеньях – до общественно значимой и проектно-исследовательской в среднем и старшем звеньях. 

 

 

В-третьих, это - использование возможностей художественно-эстетического образования для обогащения развивающего потенциала учебной деятельности по основным предметам общеобразовательной школы. В этих целях в школе организована гибкая система взаимодействия основного и дополнительного художественного образования.

            В-четвертых, это - применение развивающих форм оздоровительной работы в дошкольном учреждении и школе, что способствует значительному повышению ее продуктивности. Более того, этим в значительной степени определен совокупный (интегральный) развивающий эффект целостной образовательной системы. «Школа развития» возможна лишь как «школа здоровья».   

В «Лосином острове» исходят из того, что педагог в системе развивающего образованияпризван стать носителем нового профессионального мышления, нового профессионального сознания – исследовательско-практического. В данном случае  педагог-практик (воспитатель, методист, учитель) наряду с исследователем и самим ребенком превращается в полноправного соавтора эксперимента по созданию новой образовательной системы. Экспериментальные программы, разрабатываемые учеными, всегда предполагают их авторское прочтение, интерпретацию учителем. Без этого они не могут быть освоены и взрослыми, и детьми, поскольку изначально ориентированы на творческую реализацию.Только тогда становится возможным их органическое сочетание с собственно авторскими программами, которое отличает педагогическую деятельность «Лосиного острова». В итоге образовательное пространство школы, - которая является одновременно и экспериментальной, и авторской, - превращается в уникальное поле встречи творческих потенциалов взрослых и детей.

 

Теоретические семинары, заседания лаборатории и методических объединений школы проводятся в форме совместного  обсуждения учеными и практиками насущных проектно-исследовательских проблем. Соавторство исследователя и педагога в разработке того или иного программного блока, нахождении оптимального методического приема, подготовке конспекта занятия или урока является повседневным и естественным способом организации работы специалистов учреждения.  «Развести» науку и практику здесь не всегда удается. Да и нужно ли?    «Лосиный остров» - сетевая школа. На ее базе организована сеть образовательных учреждений – школ и ДОУ, - которые в разных формах интегрируется в систему РО.   

 

Мне остается лишь поздравить моих дорогих коллег – представителей школьной администрации, учителей, воспитателей, ученых, всех, кто трудится в «Лосином острове» с юбилеем школы и пожелать, чтобы этот год стал точкой отсчета  новых педагогических свершений. Хотелось, чтобы, помимо всего прочего, эти свершения наполняли бы жизнь детей и взрослых каждодневной радостью и счастьем общения в их совместном поиске истины, добра и красоты в мире и в самих себе.  

 

В.Т.Кудрявцев,

доктор психологических наук, профессор,

руководитель научно-практической лаборатории

ГОУ СОШ «Лосиный остров» №  368   

 

 

Сайт ГОУ СОШ «Лосиный остров» № 368

Программа развития ГОУ СОШ «Лосиный остров» № 368 на 2006 – 2010 гг.

 




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Дополнение к Новости от 18.04.2006
20-04-2006
Дополнение к Новости от 18.04.2006

Воспоминания ...
29-01-2004
Воспоминания ...

Остров Независимости
09-10-2003
Остров Независимости

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сентябрь 2018 (28)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх