1 сентября 2009 г. в 30 раз прозвенел первый звонок в московской ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров» № 368. «Лосиный остров» - одна из ведущих российских школ, где реализуется и продолжает разрабатывать система развивающего образования Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. На базе школы Василий Васильевич Давыдов создал междисциплинарную научно-практическую лабораторию, которая, по его замыслу, была призвана придать принципиально новое качество системе РО, способствуя ее преобразованию в систему личностного роста детей и взрослых. В.В.Давыдов руководил этой лабораторией, курировал «науку» в школе до конца своих дней. Во все времена название «Лосиный остров» (появившееся в 1994 г.) символизировало дух живого совместного педагогического искания, в котором меняются и преображаются сами «ищущие» - исследователи, практики, дети, их родители.
Школа не сразу стала тем, чем она является сейчас. Она открылась в сентябре 1979 г. в качестве языковой («английской») школы на северо-востоке Москвы, в микрорайоне Гольяново, рядом с живописным парком «Лосиный остров» (отсюда – ее будущее название). С момента открытия школой руководит Алла Сергеевна Кухтинская, народный учитель России.
В 1992 г. А.С.Кухтинская и Татьяна Николаевна Янишевская, моя мать (долгое время работавшая на поприще управления московским образования и участвовавшая в судьбе с момента ее создания) обратились к В.В.Давыдову с предложением возглавить эксперимент на базе школы с целью ее превращения в инновационный образовательный комплекс. Перспектива инновационного движения связывалась ими с воплощением идей РО. В.В.Давыдов, тогда вице-президент Российской академии образования, не взирая на крайнюю занятость, рослее некоторых раздумий предложение принял. Конечно, на это повлияли давние дружеские связи В.В.Давыдова с нашей семье. Но все-таки решающий причиной послужило наличие в школе уникального педагогического коллектива, в силы которого Василий Васильевич поверил и не ошибся.
В итоге уже в 1992/1993 и 1993/1994 учебных годах школа работала в «экспериментальном режиме». Так, в этот период она стала первой московской школой, которая совершила переход к четырехлетней модели начального образования по системе Эльконина – Давыдова. Это был реальный прорыв, поскольку данная система традиционно ориентировалась на трехлетнюю начальную школу. Тогда же специалисты приступили к достройке дошкольной ступени системы, которая в ней вообще отсутствовала.
Первые экспериментальные поиски, в согласии с замыслом В.В.Давыдова, очень скоро приобрели черты крупномасштабной работы по проектированию многоступенчатой развивающей образовательной системы, охватывающей дошкольную ступень, начальную, основную и среднюю школу. В.В.Давыдов был убежден в том, что такая работа не может полноценно осуществляться на узковедомственных основаниях - профессионалами одного профиля. Поэтому для ее проведения он организовал разнопрофессиональный коллектив исследователей (психологов, педагогов, методистов, гигиенистов, социологов). В теснейшем сотрудничестве с учителями они сплотили свои усилия в деле создания новой модели экспериментального учреждения развивающего образования (именно образования, а не «просто» обучения).
Специфический статус«Лосиного острова» в качестве лаборатории развивающего образования определяют два основных момента. Во-первых, исследователи «творят науку» не в «академических кабинетах», а в дошкольных группах и школьных классах. Они занимаются не внедрением готовых образовательных программ и технологий (пусть даже – «инновационных»), а созданием принципиально новых программно-методических продуктов. Экспериментальный урок или занятие становятся формой научного исследования, где не только реализуются и уточняются, но и заново рождаются теоретические замыслы. Вполне закономерно, что полноправными соавторами ученых в постановке этих «экспериментов» являются педагоги-практики и дети. В свою очередь, это влияет на ситуацию в сфере фундаментальной науки. Достаточно сказать, что за последние годы на материале исследований лаборатории были успешно защищены 3 докторские и 4 кандидатские диссертации по психологии и педагогике. Во-вторых, в условиях «Лосиного острова» отрабатывается образец многоступенчатой системы массового образования ближайшего будущего, который в своей вариативной форме может широко внедряться в границах образовательного пространства России и за его пределами.
Чем же обусловлено особое место «Лосиного острова» в системе РО? Что отличает «Лосиный остров» от других школ РО и вместе с тем характеризует некоторые перспективные направления развития его системы в целом?
Во-первых, это - создание и апробация научно выверенной модели преемственности ступеней РО, охватывающей дошкольный и младший школьный возрасты, подростничество, раннюю юность.
Во-вторых, это - обеспечение личностного роста детей, подростков, юношей и девушек средствами развития их творческого воображения (и других созидательных способностей) в различных видах деятельности: от игровой и учебной в дошкольном и начальном звеньях – до общественно значимой и проектно-исследовательской в среднем и старшем звеньях.
В-третьих, это - использование возможностей художественно-эстетического образования для обогащения развивающего потенциала учебной деятельности по основным предметам общеобразовательной школы. В этих целях в школе организована гибкая система взаимодействия основного и дополнительного художественного образования.
В-четвертых, это - применение развивающих форм оздоровительной работы в дошкольном учреждении и школе, что способствует значительному повышению ее продуктивности. Более того, этим в значительной степени определен совокупный (интегральный) развивающий эффект целостной образовательной системы. «Школа развития» возможна лишь как «школа здоровья».
В «Лосином острове» исходят из того, что педагог в системе развивающего образованияпризван стать носителем нового профессионального мышления, нового профессионального сознания – исследовательско-практического. В данном случае педагог-практик (воспитатель, методист, учитель) наряду с исследователем и самим ребенком превращается в полноправного соавтора эксперимента по созданию новой образовательной системы. Экспериментальные программы, разрабатываемые учеными, всегда предполагают их авторское прочтение, интерпретацию учителем. Без этого они не могут быть освоены и взрослыми, и детьми, поскольку изначально ориентированы на творческую реализацию.Только тогда становится возможным их органическое сочетание с собственно авторскими программами, которое отличает педагогическую деятельность «Лосиного острова». В итоге образовательное пространство школы, - которая является одновременно и экспериментальной, и авторской, - превращается в уникальное поле встречи творческих потенциалов взрослых и детей.
Теоретические семинары, заседания лаборатории и методических объединений школы проводятся в форме совместного обсуждения учеными и практиками насущных проектно-исследовательских проблем. Соавторство исследователя и педагога в разработке того или иного программного блока, нахождении оптимального методического приема, подготовке конспекта занятия или урока является повседневным и естественным способом организации работы специалистов учреждения. «Развести» науку и практику здесь не всегда удается. Да и нужно ли? «Лосиный остров» - сетевая школа. На ее базе организована сеть образовательных учреждений – школ и ДОУ, - которые в разных формах интегрируется в систему РО.
Мне остается лишь поздравить моих дорогих коллег – представителей школьной администрации, учителей, воспитателей, ученых, всех, кто трудится в «Лосином острове» с юбилеем школы и пожелать, чтобы этот год стал точкой отсчета новых педагогических свершений. Хотелось, чтобы, помимо всего прочего, эти свершения наполняли бы жизнь детей и взрослых каждодневной радостью и счастьем общения в их совместном поиске истины, добра и красоты в мире и в самих себе.
В.Т.Кудрявцев,
доктор психологических наук, профессор,
руководитель научно-практической лаборатории
ГОУ СОШ «Лосиный остров» № 368
Сайт ГОУ СОШ «Лосиный остров» № 368
На развитие сайта