Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Людмила Кожурина. XIII Соловейчиковские чтения. Репортаж

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 816
  •  
    • 0
Людмила Кожурина. XIII Соловейчиковские чтения. Репортаж
…Снаружи шел дождь, перемежаясь с градом, дул холодный ветер, и по контрасту Большой зал Дома учителя, заполненный до отказа, входящим с улицы представлялся ковчегом. Дружеские улыбки, восклицания, объятия. Живая классическая музыка и цветы повсюду. Случайно или нарочно, но в этом году в вазах стояли гортензии, чьи цветочные головки содержат два типа цветков: мелкие – в середине и крупные – по краям. Как не заметить: эти «учительские» цветы особенно хороши в группах.

Открыл чтения главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик:

– Что такое интерес, все примерно знают. А вот про познавательный интерес думают меньше. Говорят, например: человеку интересно то, что ему пригодится в жизни. Смотрят: в школе три четверти знаний – лишние. Давайте их выбросим из программ и будем учить детей тому, что полезно для жизни. Учим. И видим: развитие ребенка замедляется, потому что прагматизм гасит познавательный интерес. Когда из образования уходит высокое, надбытовое, учиться становится скучно. Как сохранить бескорыстный, естественный интерес ребенка к познанию в условиях современной школы? Каким образом создается и работает школа, построенная на познавательном интересе ребенка?


Мы приглашаем вас к разговору о том, как образование может помочь становлению человека, не отвергая его, ничего ему не навязывая, но укрепляя и воодушевляя.

Познание – счастье или боль?

Первым было выступление профессора Энтони Даллманн-Джонса: о природе познавательного интереса (собственный интерес к миру заложен в каждом изначально), о том, как строить обучение исходя из особенностей этого интереса (учителю присуща гибкость, он чаще склоняется к ребенку, чем к преподаваемой дисциплине). И хотя узлом разговора была проблема самооценки ученика, лейтмотивом чтений стала мысль о том, что нет познания без самопознания и в первую очередь учителю следует поработать на ребенка, на отношения с ребенком, а уж потом на предмет.


Могло показаться, что у отечественных педагогов немного другая ситуация: им надо «склоняться» еще и в сторону управленцев, обслуживая ГИА, ЕГЭ, мониторинги и рейтинги. Спроси учителя, услышишь: «Нужно, и только это нужно  – ЕГЭ». А если подольше поговорить, то проявится: «Нельзя считать образованием натаскивание на тесты. Нельзя говорить, что математика (история, химия…) – это ЕГЭ. Предметы формируют сознание ребенка через разные языки разных областей знания». И только если уж совсем по душам разговориться, речь наконец-то зайдет и о детях: «Им не позавидуешь».

Чей это интерес?

На чтениях развернулись горячие дискуссии по поводу педагогической троицы «учитель – предмет – ученик». Шквал формулировок: «с учеником к предмету», «предмет между учителем и ребенком», «нельзя смотреть на детей сквозь предмет», «от ученика к предмету и обратно», «предмет для ребенка, а не для учителя», «через увлеченного учителя к увлеченному ученику»… даже по-английски: learning, living and loving неотделимы друг от друга.


В реальности все проще: учитель входит в класс со своим предметом и «дает» его. Потому что механизм работы школы – расписание уроков. Оно главнее. Все другие формулы можно реализовать либо вне расписания, либо изменяя образ урока на свой страх и риск.


Чтения иллюстрировали именно эту схему: личные интересы ребенка реализуются где угодно, только не в школе. По крайней мере не в государственной. Послушаем:


«Подросткам нужно давать возможность проживать познавательный опыт. Для решения этой не-школьной задачи потребовались и не-школьные методы: объединение нескольких учебных предметов, разновозрастные группы, погружения, которые проходят четыре-пять раз в году как в школе, так и на выезде» (мастер-класс петербуржцев Михаила Эпштейна и Валерия Пузыревского.


«Школа теряет тех детей, чьи увлечения не вписываются в перечень учебных предметов. Удерживать те детские интересы, которые идут вразрез с программой, учитель не может… Культура тьюторства – признание ценности любого интереса ребенка… введение тьюторства в школе требует индивидуализированного подхода (Татьяна Ковалева).


«Школа, в которой ученики задают вопросы, где можно ходить на уроках и делать то, что интересно… построена по принципу мастерских. Цель не прохождение программы, а реализация проекта. Учитель почти ничего не объясняет, только дает информацию к размышлению. Он не опрашивает, не ставит отметок. Власть (до некоторой степени) передана детям. (Рустам Курбатов).

Личное дело

Рустам Курбатов в числе прочего говорил: «Отрицание того, что у ребенка есть собственный познавательный интерес – вполне себе позиция». Добавим: удобная для учителя с погасшим взглядом, работающего в залоге «делай, что требуют». Есть много соблазнов к такому самоумалению. И на круглом столе «Как в условиях ГИА, ЕГЭ сохранить познавательный интерес школьников» учитель школы №199 Лариса Венкова сказала: «Мы встречаемся на чтениях в канун Дня учителя. Это время, когда об учителе говорят всюду. Но сейчас мне стало понятно: на самом-то деле каждый из нас варится в собственном соку, мы очень консервативны, закрыты. Какой такой познавательный интерес, нам бы планы приготовить. Так происходит в том числе и потому, что мы мало слышим содержательных разговоров о педагогике. Не дышим ее воздухом, не встречаемся для обсуждения самых важных тем».


Потому что мы, может быть, и хотим, и можем говорить с учениками о важном для них, о чем-то высоком, но есть требования, по ним – правила, и все «тонкие материи» вроде бы ни к чему.

Примером того, как учитель может перестать блуждать в дебрях можно – нельзя, надо – не надо и взять в руки свою ситуацию, была лекция Татьяны Ишмуратовой и Александра Попова: «Видение учителем целостного содержания своего предмета (его смыслов, взаимосвязей, структур) позволяет иначе организовать процесс обучения и перейти к построению индивидуальных образовательных стратегий учеников». Главное – не дробить, не зацикливаться на частностях».

К работе по систематизации педагога подтолкнуло желание понять ситуацию, в которой находится ученик, сдающий ЕГЭ: он встречается со всей математикой сразу, и ему трудно «обежать» все лабиринты тем. Трудно, когда нет целостного видения, непонятно само устройство предмета. Учитель берется и помогает. Единственно потому, что он пытается представить, каким образом ученик ориентируется в предмете.  

Уметь жить «против цифр»…

Красивейших, дорогих школ-оазисов в стране сегодня немало. Но и в самой роскошной школе главное чудо – люди. Главный волшебник – учитель, работающий с детьми всерьез и по-настоящему, несмотря ни на что. «Система заставляет нас работать для своей выгоды, – формулировал на свой лад американский профессор Энтони Даллманн-Джонс. – Вместо того чтобы прибавлять себе, учитель прибавляет системе. В конце концов он соглашается формировать куклу».

Трудно не согласиться: учитель, определись сам. И гости чтений определялись. Все выступления практиков на мастер-классах прошли на ура, всюду велись индивидуальные записи на видеокамеры и диктофоны, мгновенно сметался раздаточный материал – все это поедет в школы, колледжи и вузы страны.

Все это, по сути, нормальные, простые ходы учителя, который осмысленно относится к своей работе.

Юрий Троицкий говорил о роли личности ученика в создании образовательных сюжетов урока. Главное для педагога – найти технологии (умные решения), включающие самовыражение и самоактуализацию каждого ребенка. Простая и хорошо работающая вещь – «маленький пакет документов» для каждого, пришедшего на урок истории. Но как непросто было додуматься до этого и как не сразу удалось грамотно исполнить!

Шалва Амонашвили дал на сцене Дома учителя открытый урок с учителями и наглядно показал, как велика роль чувственного восприятия в познавательной деятельности, как важны нюансы общения, красота подачи материала – насколько, вообще говоря, это тонкое дело – быть учителем, работать сердцем.

Елена Курбатова из лицея «Ковчег XXI век», рассказывала о том, как можно приохотить малышей к чтению, работая с их голосом, создавая радиопостановки и транслируя их по школьному интренет-радио. Ее коллега-словесница привела примеры удачно найденных продуцирующих начал для детского письма: «Вчера мне пришла мысль разобраться в ящике письменного стола, и тут-то я наткнулась на эту фотографию…» – прозвучали удивительные детские тексты. Не менее впечатляющ опыт проведения в лицее дней Свободного полета, когда раз в неделю в специальном месте дети и взрослые собираются, чтобы отвечать на любые вопросы, предварительно записанные детьми…

Все, что прозвучало на чтениях, помогало утвердиться в мысли: самое плохое – это когда люди начинают думать: хорошие баллы – хороший учитель. Высокие результаты – хорошая школа. Тогда все, что не работает на баллы, начинает вымываться из урока, из школы. Тогда вместо познавательного интереса образованием начинает рулить спортивный – и большинство детей с неизбежностью оказываются «вне игры». В каком обществе мы окажемся через пять – десять лет?

…и против обстоятельств

И еще раз был доктор Энтони Даллманн-Джонс. Назвав свое выступление «Альтернативные подходы к взаимодействию с классом», он на два часа увлек слушателей разговором о миссии учителя: дети должны себя раскрыть. Образование – освобождение, а не закрепощение. Однако все есть так, как есть: «Возьмите 30 детей, набейте их в комнату с каким-нибудь учителем, и что – это необходимые и достаточные условия, чтобы все работало, как механизм? Это 30 разных тел, 30 разных разумов, 30 разных эмоциональных наполнений. И один взрослый. Как же можно обеспечить работу такого механизма? По мне, это полная бессмыслица, но и в нашей, и в вашей стране это происходит каждый день в каждой школе. И каждый раз мы так удивляемся тому, что что-то происходит не так, как мы запланировали, тому, что люди не могут прийти на урок только со своей головой».

Альтернатива ведущего: дети, их состояние для учителя важнее всего. Не страшно, если предметное знание пострадает, главное, чтоб человеческое достоинство не ущемлялось.
«Хорошо, конечно, но куда там», – переговаривались учителя. От школы требуют знаний. Как раз в эти первые дни октября президент Медведев говорил по телевизору: «Как родитель я считаю, что в первую очередь школа должна давать знания». Но мы-то как педагоги знаем, что в борьбе за знания очень часто ребенок оказывается сломлен, подавлен, унижен. Знания за счет попрания человеческого достоинства – так порой у нас и ведется. И что для нас первое, что второе – это каждый решает сам.

Однако разговор этот всколыхнул многих: «Вы говорите, у нас детская индивидуальность за бортом? А учительская? Не там же? Нам говорят: учитель должен быть справедливым в выставлении оценок. А справедливым во всем он не должен быть? Нас упрекают: учитель должен хорошо знать свой предмет, сейчас мы вас проверим на ЕГЭ. А быть любознательным, открытым новому, сведущим в культуре – не должен?»

Был бы задан вопрос. Решать-то самому придется. Чтения лишь подталкивали: неоднократно, из разных уст прозвучали в эти дни слова о том, что политики, чиновники, министры, разработчики КИМов приходят и уходят, а учителям надо продолжать работать, детям – жить и учиться жить дальше.

Мысли в дорогу

Эти чтения, как и чтения прошлых лет, являли собой попытку очертить пространство, в котором живет педагогика сегодня, зафиксировать перемены. Что-то в эти дни удалось сформулировать, а что-то не сказалось. Но все разговоры последних чтений были непростыми. И ведущие неслабые, и аудитория зрелая, но главная особенность – тема, сразу же вырвавшаяся за рамки педагогики. Ведь вопрос «чему учить» – о том, чем человеку жить, что беречь. В буквальном смысле – «достойно ли терпеть безропотно позор судьбы, иль нужно оказать сопротивленье».

Любая маленькая работа, начавшаяся внутри нас, учителей, – шаг к осветлению окружающей жизни. Любой наш по-настоящему личный выбор не только нас касается. Место у нас такое: перед детьми. Такое время: ты не можешь не осознавать, что именно от учителя сегодня зависит сохранение человеческого в человеке, в обществе. Больше, чем когда-либо.

…XIII Соловейчиковские чтения завершились. Закрывая их, мы прощаемся с вами до следующих, XIV. Они откроются 1 октября 2010 года, в день 80-летия Симона Львовича Соловейчика, человека удивительной стойкости и безоглядной верности идеям гуманной педагогики.

Увидимся!

Первое сентября. 2009. № 19 




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Вебианар Александра Асмолова "Педагогика достоинства. Сложный человек в сложном мире" для педагогов и родителей
21-12-2017
Вебианар Александра Асмолова "Педагогика

22 декабря 2017 г. с 18:00 до 19:30 Издательский дом "Первое сентября" проводит вебинар на тему "Педагогика достоинства. Сложный
Закат романтической педагогики
15-06-2014
Закат романтической педагогики

Как уже сообщалось, 30 июля читатель раскроет последний номер газеты "Первое сентября".
XIII Международные чтения памяти Л.С. Выготского (информация пресс-центра РГГУ)
27-11-2012
XIII Международные чтения памяти Л.С. Выготского

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх