Как уже сообщалось, 30 июля читатель раскроет последний номер газеты "Первое сентября".13.06.2014Закрывающееся издание было создано 20 лет назад просветителем и педагогом Симоном Соловейчиком. Теперь, решили в Издательском доме "Первое сентября", в России наступило время, когда требования к общеобразовательной школе вступили в абсолютное противоречие с представлениями о том, что в каждом ребенке нужно поддерживать творческое начало. По этой причине издание востребованной у учителей и учеников газеты "Первое сентября" стало бессмысленным. Как заявляет глава издательского дома "Первое сентября"
Артем Соловейчик, газету решили закрыть не по финансовым соображениям и не под чьим-то давлением. Причины совсем иного рода:
Как заявляет глава издательского дома "Первое сентября" Артем Соловейчик, газету решили закрыть не по финансовым соображениям и не под чьим-то давлением. Причины совсем иного рода:
– То, что сейчас произошло, было нами запланировано. Почти полгода назад мы почувствовали, что продолжать проект, который создал мой отец и который мы все эти годы делали, как мне представляется, достаточно успешно, в новых стоит. У возникшей в 90-е годы газеты был абсолютно свободный голос. Ее идеей было – сообщить нечто, что может изменить мир. Однако сейчас в смыслы мало кто вчитывается, и нам показалось, что продолжать издание газеты – это не достойно того, что задумывал мой отец, Симон Соловейчик.
– И все-таки, может, нужно было продолжать доносить внятные сведения до вашей аудитории? Быть может, тогда атмосфера в обществе и переменилась бы. С закрытием газеты такая даже призрачная надежда исчезает. – Вы произнесли очень важное слово – "сведения". Издательский дом "Первое сентября" – это не только газета, но и 24 ежемесячных журнала. Все наши журналы сделаны как раз на этих основаниях. Они конкретно адресованы классному руководителю, директору школы, школьному психологу, учителю физики и математики, родителям. Мы понимаем, что сегодня нужно донести такие сведения и так их повернуть, чтобы помочь решать прагматические задачи. А газета не сведения доносила. Она и была придумана как газета-размышление, газета рождающихся в диалоге смыслов. Однако мысль не может развиваться в безвоздушном пространстве. Сегодня всем нужно просто добиться, чтобы школа и ребенок были эффективными. Это входит в противоречие с иными задачами – когда думаешь о будущем каждого ребенка. Все неверные посылы сегодня подняты на щит даже не руководством страны, а всеми нами, включая родителей. Это позиция, которая выталкивает на обочину всех, кто работает не на ЕГЭ, не на контрольные бумаги. В педагогике общество вернулось к тому состоянию, в котором находилось, когда газета начиналась. Круг замкнут, и продолжать издание газеты было бы нечестно по отношению к идеям моего отца: воспитывать и образовывать детей, не отбирая и не исключая, не определяя, кто лучше и кто хуже. Это особая установка, по поводу которой многие покрутят пальцем у виска. Причины, по которым нельзя что-то сделать хорошее, например, инклюзивное образование, мы и сами знаем. А вот благодаря чему можно сделать хорошее – это вопрос внутренней установки: я детей не делю. Они для меня все разные. Вот эта установка в наши дни полностью расплылась.
– Что будет с трудовым коллективом газеты? Не станут ли ее сотрудники безработными? – Отнюдь. У нас большой издательский дом и много планов на будущие проекты, – говорит Артем Соловейчик.
Уполномоченный по правам ребенка в Москве, педагог
Евгений Бунимович считает, что газета "Первое сентября" – символ общественных настроений определенного, ушедшего времени:
– Симон Соловейчик смог, по крайней мере, в печатном издании, если не в реальной школе, воплотить свои, может быть, слишком романтические, слишком прекраснодушные иногда, но удивительные и прекрасные идеи. Сама идея адресованной учителям, но без методик и конкретных рецептов газеты – это идея какой-то другой эпохи.Даже тем, кто не особенно читал "Первое сентября", кто погружен в практические ежедневные задачи, связанные с ЕГЭ и тому подобное, важен этот момент, что такое движение мысли в педагогике есть. Это как родимые пятна на теле – вроде они ничего не значат, а сколупнешь и можно дуба дать. Существование этой атмосферы педагогики сотрудничества, гуманистической педагогики важна была даже для тех, кто не особенно вчитывался в строчки каждого номера газеты. Ну а для меня ее существование было важным, поскольку я там и публиковался, и мне было интересно читать материалы о моей деятельности, об этом тоже в газете иногда писали.
Закрытие газеты – грустный знак смены эпох. Когда уходят какие-то романтические иллюзии, особенно в образовании, это всегда грустно. Действительно, у учителей повысилась зарплата, но на одной зарплате, без внутреннего ощущения, что это миссия, очень трудно, поверьте, быть учителем.
Смена ориентиров на более прагматичный и утилитарный подход, на бесконечные рейтинги, наверное, соответствует атмосфере времени
Сам эпиграф газеты "Вы прекрасный учитель, у вас замечательные ученики" у меня всегда вызывал двойственное чувство. Конечно, в реальной жизни далеко не все учителя и ученики прекрасны, но сам по себе этот посыл важен. Смена ориентиров на более прагматичный и утилитарный подход, на бесконечные рейтинги, наверное, соответствует атмосфере времени.
Здесь я бы ссылался не на одну политику, а на более широкий контекст. Он во всем мире теперь более рациональный и приземленный. Только может ли выжить школа, ориентированная на унификацию: один учебник, одна программа, – большой вопрос.
Лиля Пальвелеваwww.svoboda.orgКомментарий Владимир Кудрявцев
: "Приземлиться" иногда означает "опуститься". К тому же на почву, которая, возможно, очень скоро провалится, ибо под ней - ничего, кроме карстовых пустот. А "романтические иллюзии" - это всего лишь поиски смысла, который остается, когда все уже сползло в эти пустоты.
"Эпоха такая"? Самооправдательный вульгаризм, который с претензией на "историческое понимание" повторяют даже неглупые люди. Тысячу раз прав Александр Пятигорский: "Глупая фраза, вульгарная, никогда ее не повторяйте - «Времена были не те». Это мы были не те, люди были не те! Времена - это функция от мышления, а не мышление - функция от времени. Когда мы говорим: вот так я поступал, такое уж было время, мы себя самих репрезентируем как бездумных жалких идиотов. Времени нет, мы есть! Мы другие - время другое".
Свобода хоронится в мыслях мыслящих, только они могут быть ее могильщиками, а не идиоты со сколь-угодно безграничными полномочиями и не толпы, присягнувшие идиотам.
Так что же такое нас надломило, что поиски смысла мы теперь сочли бессмысленными? ЕГЭ, закон о топоте котов и прочий "няш-няш"?
Это - не к газете и тем, кто ее делал (там, судя по всему, комплекс обстоятельств). Это - "в целом".
На развитие сайта