Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Олег Смолин. О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Олег Смолин. О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 163
  • печатать
  •  
    • 0

 

9 декабря 2009 г. депутат ГД ФС, зам. председателя Комитета по образованию Госдумы Олег Смолин выступил на коллегии Минобранауки, посвященной проблемам образования лиц с ограниченными возможностями. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления, впервые размещенный на сайте www.smolin.ru.

 

Уважаемые коллеги! Уважаемый Андрей Александрович!

Постараюсь выступать недолго, во-первых, как соавтор тех положений, которые вошли в законопроект; во-вторых, как человек, имеющий опыт и специального, и интегрированного образования; в-третьих, по поручению президента Всероссийского общества слепых.

С вашего позволения не буду говорить о достижениях, но буду говорить о проблемах – по возможности, конспективно.

Позиция первая ранняя коррекционная помощь. Рассматриваю это положение как право ребёнка на раннюю коррекционную помощь. Мне кажется, стоит последовать примеру Москвы и сделать то же самое на уровне федерального законодательства.

Позиция вторая – дошкольное образование. Сейчас оно значительно менее доступно детям с инвалидностью, чем здоровым детям. Даже в Москве – может быть, наиболее продвинутом регионе в этом отношении – дошкольные учреждения посещают около 2/3 обычных детей и около 1/3 детей-инвалидов. Разница, как видно, в два раза. Проблема отчасти и в родителях, отчасти и в самих садах. Если этот вопрос удастся решить на уровне Положения о дошкольном учреждении, замечательно, но мне кажется, что, как и другие вопросы прав человека, эта проблема должна попасть и в федеральный закон тоже.

Позиция третья – дети вне школы. Точной статистики нет. Но в Четвёртой Госдуме была озвучена информация, что около 200 тысяч детей-инвалидов не получают школьного образования. В Докладе Уполномоченного по правам человека обозначалась примерно 1/3 всех детей-инвалидов. С тех пор эксперты наблюдают положительную динамику, но таких детей всё ещё много. Скажем, есть проблема домов-интернатов системы социальной защиты. Лично знаю несколько детей, которые там были объявлены недееспособными и, соответственно, необучаемыми. Здоровому человеку находиться вместе с людьми с психическими отклонениями тяжело. Поэтому сам слышал от одной девочки, что её мечта – попасть в дом престарелых. Если вопрос о том, чтобы передать эти учреждения в ведение органов управления образованием вызывает серьёзные межведомственные проблемы, может быть, хотя бы принять решение о том, что органы управления образованием принимают участие в управлении этими учреждениями. И это вопрос не только гуманности, но и вопрос экономики. Эти дети станут работниками, гражданами, будут платить налоги.

Позиция четвёртая – коррекционные учреждения или инклюзивное (интегрированное) образование. Как ни странно, в последнее время наблюдаются проблемы с обеих сторон. С одной стороны, буквально вчера в Москве суд выиграла женщина, которая не хотела отдавать учиться своего ребёнка в специальную школу, а хотела – в общую школу. С другой стороны, в некоторых регионах России, в целях экономии в том числе, стихийно происходит расформировывание специальных учреждений, дети переводятся в обычные, но при этом забывают создать им специальные образовательные условия.

Изучал опыт ряда стран Европы и Америки. Даже в самом продвинутом округе самого продвинутого города Великобритании – округе Ньюхэм города Лондона – ребёнок с нарушениями зрения не может пойти в любую школу, а только в две школы, где созданы специальные образовательные условия. Поэтому, на мой взгляд, должно быть право выбора родителями и интеграция должна осуществляться по мере создания специальных образовательных условий. Как человек, закончивший специальную школу, точно знаю, что переход в большой мир – значительный стресс, но при этом точно знаю, что ни в какой другой школе такого качественного образования я получить бы не смог. Думаю, что образование, которое незрячие ребята получают сейчас в Ньюхэме, слабее, чем то, что я получил в своё время в специальной школе.

Позиция пятая – язык жестов и проблема подготовки переводчиков. Вопрос всё время ставится коллегами из Всероссийского общества глухих – и совершенно справедливо. Видимо, не только в общем законодательстве о социальной защите инвалидов, но и в образовательном законодательстве этот язык должен быть легитимизирован, хотя психологи и дискутируют о том, что эффективнее – пользование языком жестов или умение читать по губам.

Позиция шестая – качество специального образования в специальных школах для незрячих. Совет незрячих работников интеллектуального труда при Центральном правлении Всероссийского общества слепых просил организовать специальную встречу, т.к. есть серьёзные, тревожные проблемы. Качество образования в специальных школах в последнее время упало. Например, учителя естественно-математических дисциплин не знают специального языка брайля и не могут научить ему своих учеников, соответственно. А без этого качество образования падает. Между тем, в стране были прекрасные незрячие математики. Виктор Антонович Садовничий, говорил, что его любимыми преподавателями в МГУ были как раз два незрячих педагога.

Позиция седьмая – школьная итоговая аттестация. Считаю правильным решение, которое было принято и на законодательном уровне о том, что лица с ограниченными возможностями здоровья получили право выбора – сдавать или не сдавать ЕГЭ, но это как раз тот случай, когда возможности сдавать ЕГЭ для желающих должны быть расширены. К сожалению, до сих пор не принят документ, который бы регламентировал возможности сдачи ЕГЭ для людей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. для инвалидов по зрению и для инвалидов, у которых проблемы с руками. Хотелось бы, чтобы в этом году вовремя этот документ был принят и такие возможности были расширены.

Позиция восьмая – проблема льгот. Она активно обсуждалась в средствах массовой информации в этом году. Не имею точной статистики, но, насколько я понимаю, количество инвалидов, которые поступали в высшие учебные заведения от общего числа абитуриентов, составляло не более 1,5%. Поэтому в принципе оно не должно было создать больших проблем. По-видимому, дети-инвалиды, как и другие, ринулись в престижные вузы, и там проблемы возникли. В своё время мои сверстники поступали в институты без всяких льгот, но тогда была эгалитарная (т.е. обеспечивающая равные возможности) система образования. Сейчас, по экспертным оценкам, в стране высокий уровень неравенства возможностей в области образования. И дело здесь не в образовательном законодательстве или в образовательной политике, а в общем уровне неравенства, по которому Россия превысила США, Европу, Японию и даже многие страны Латинской Америки. Поэтому мне кажется, отменять льготы сейчас было бы категорически неправильно. Но можно было бы пойти по линии, которую предлагает Российский Союз ректоров – в отдельные вузы, на отдельные специальности установить квоты для абитуриентов с инвалидностью.

Заслуживает внимания также вопрос о подготовительных отделениях, но его надо увязывать с дополнительным финансированием дополнительного года обучения, как это сделано, например, в университете им. Баумана.

Позиция девятая – поддержка студентов с инвалидностью в период обучения. В своё время таким студентам много помогали сокурсники. Сейчас, если посмотреть Европейское социальное исследование, становится ясно, что в России распространился т.н. конкурентный индивидуализм, т.е. уровень взаимопомощи резко упал. Поэтому, с моей точки зрения, нужно усилить поддержку таких студентов. Полуторная стипендия, предусмотренная законодательством, должна относиться не к академическим, но к социальным. Хорошо было бы принять решение или специальную программу «Ноутбук для инвалида» по аналогии с Францией, где принята программа «Ноутбук для каждого студента».

Особая проблема – иногородние студенты с инвалидностью, например, в Москве, где они не всегда пользуются тем же уровнем поддержки, каким пользуются студенты-москвичи, поскольку 122-й закон о «монетизации» разделил всех льготников на федеральных и региональных, в т.ч. по уровню социальной поддержки.

Позиция десятая. Убеждён: что бы ни показывала Литва, стране нужен федеральный закон о специальном образовании (либо отдельный законодательный акт, либо поправки в действующий Закон «Об образовании», либо глава в будущий интегрированный закон) и как можно быстрее. Поэтому предложил бы возобновить деятельность рабочей группы по разработке такого законодательного акта. В своё время мы работали совместно с Министерством образования и науки. Насколько мне известно, со стороны Министерства не было особо жёстких претензий по поводу этого законодательного акта. Абсолютно убеждён, что люди с инвалидностью заслуживают того, чтобы вопросы их образования были специально урегулированы законодательным актом.

В заключение поблагодарю участников коллегии за внимание. Спасибо.

 


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
7 июня 2013 г. - Общественные слушания в Госдуме:  «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?»
30-04-2013
7 июня 2013 г. -

28 августа состоится московский городской научно-практический семинар «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования»
09-08-2012
28 августа

28 августа состоится московский городской
Новости дошкольного образования. В детских садах Москвы могут появиться куклы-инвалиды (комментарий В.К.)
28-11-2011
Новости дошкольного

Олег Смолин: «Дети должны быть детьми России, а не отдельных регионов» (репортаж с записи программы «Pro жизнь»)
01-11-2011
Олег Смолин: «Дети

Об организации проведения в 2009 году единого государственного экзамена для людей с ограниченными возможностями здоровья (депутатский запрос О.Н.Смолина)
22-11-2008
Об организации

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (24)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх