Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Сдают ли ЕГЭ в других странах?

Сдают ли ЕГЭ в других странах?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 935
  • печатать
  •  
    • 0

. . .И как осуществляется прием в высшие профессиональные учебные заведения в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Южной Корее, Индии, Китае, Бразилии, Швеции? На этот вопрос депутата О.Н.Смолина отвечает Министерство иностранных дел РФ.


Официальный бланк депутата Государственной Думы


02.02.2010


Министру иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврову


Уважаемый Сергей Викторович!


В связи с рассмотрением в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, связанных с проведением единого государственного экзамена (ЕГЭ), убедительно прошу Вас проинформировать, как осуществляется приём в высшие профессиональные учебные заведения в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Южной Корее, Индии, Китае, Бразилии, Швеции и в частности:


1. Используется ли система единого национального экзамена в тестовой форме?


2. Существует ли возможность пересдачи единого национального экзамена, в случае если результаты не удовлетворят экзаменуемого?


3. Признаются ли оценки успеваемости в школе в качестве результатов вступительных испытаний в профессиональные учебные заведения?


4. Имеются ли ограничения по количеству специальностей или учебных заведений, в которые могут быть направлены документы о школьном образовании или результаты национального тестирования абитуриента для зачисления в колледж, университет?


5. Учитываются ли при поступлении внеучебные достижения абитуриента? Если да, то какие именно и в какой форме?


6. Кто проводит аттестацию: органы управления образованием или независимые организации?


7. Проводят ли колледжи и университеты дополнительные испытания подготовки абитуриентов по профильным предметам?


8. Введены ли особые испытания для поступающих в учебные заведения, ведущие подготовку в области искусства, спорта, военную подготовку и т.п.?


9. Имеются ли льготы (особые правила приёма) при поступлении для:


•  лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию;


•  людей с ограниченными возможностями здоровья;


•  лиц, имеющих особые заслуги перед государством и т.д.?


10. Какие правила приёма действуют для лиц, желающих получить второе (третье и т.д.) профессиональное образование?


Если в стране существует система приёма в высшие учебные заведения, принципиально отличная от названных выше процедур, прошу представить данные о ней в свободной форме.


Информацию прошу выслать по адресу: 103265, Москва, Охотный ряд, д. 1. Государственная Дума ФС РФ. Комитет по образованию. Электронная почта [email=smolin@duma.gov.ru" target="_blank]smolin@duma.gov.ru[/email].


С уважением, заместитель председателя
Комитета Государственной Думы по образованию O.H. Смолин


 


Официальный бланк Министерства иностранных дел РФ


12.03.2010


Заместителю председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию О.Н. Смолину


О приеме в высшие профессиональные учебные заведения за границей


Уважаемый Олег Николаевич!


В связи с Вашим обращением относительно информации о приеме в высшие профессиональные учебные заведения в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Южной Корее, Индии, Китае, Бразилии и Швеции направляем соответствующие справочные материалы.


Приложение: упомянутое, на 24 л.


С уважением, директор Департамента по связям с субъектами Федерации,
парламентом и общественными объединениями В. Кеняйкин



О процедуре приема в высшие учебные заведения Великобритании  


Необходимым условием для поступления в британский вуз является наличие Свидетельства о среднем образовании продвинутого уровня (GCE - Advanced level). Зачисление на дневное отделение проходит по конкурсу на основании содержащихся в свидетельстве баллов по меньшей мере по трем дисциплинам из школьной программы. Вуз самостоятельно устанавливает набор дисциплин, необходимых для поступления на конкретный факультет. Специализированные вузы требуют наличия в свидетельствах профильных предметов и имеют право устанавливать дополнительные испытания по предметам, отсутствующим в программе средней школы. Внеучебные достижения абитуриента приветствуются, но являются факультативным, не играющим ключевой роли в вопросе его зачисления.


Вступительных экзаменов как таковых не существует. В зависимости от выбранной абитуриентом дисциплины, сдача выпускного экзамена за среднюю школу может предполагать прохождение теста или написание эссе. В случае, если по какой-либо дисциплине абитуриент не добирает баллов, он имеет право позднее пересдать ее. С января 2004 г. снят запрет на пересдачу экзамена на Свидетельство о среднем образовании продвинутого уровня более одного раза – теперь данный экзамен можно пересдавать до тех пор, пока ученик не будет удовлетворен своими оценками. Экзамены на получение Свидетельства проходят под контролем пяти крупных независимых контролирующих организаций, имеющих аккредитацию при министерстве образования.


Заявления о приеме на обучение абитуриенты рассылают в несколько университетов в порядке своего предпочтения за год до окончания школы. Вузы заранее начинают отслеживать успехи потенциальных студентов, консультируясь с их непосредственными преподавателями. Заявления направляются не напрямую, а через Службу приема в университеты и колледжи (иСА8). Свой выбор вуза студенты осуществляют на основе обширной информации, которая предоставляется им школьными сотрудниками по профориентации и самими университетами. Необходимые сведения абитуриенты могут также почерпнуть из ежегодного справочника Службы приема, библиотек всех типов, баз данных частных образовательных агентств.


Обучение в вузах проходит в две ступени. Первая ступень в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии занимает от трех до четырех лет и обычно завершается получением диплома бакалавра (так называемая «первая степень»). Длительность второй ступени может варьироваться от одного до четырех лет в зависимости от изучаемого предмета, пропорционального соотношения обучения и научно-исследовательской деятельности и степени очности обучения. Вторая ступень обычно завершается защитой дипломной работы. Наряду с различными сертификатами, наиболее распространенным документом об образовании по завершении второй ступени остается диплом магистра. Особенностью современного высшего образования в Великобритании является его возрастающая «модульность». Во многих вузах студентам предоставлено право выбирать модуль, в который объединены несколько взаимосвязанных дисциплин.


Существует отдельная система стипендий и пособий – как частных, так и государственных – для абитуриентов, имеющих определенные заслуги перед государством или оказавшихся в затруднительном социальном положении. В Шотландии высшее образование предоставляется бесплатно.


Что касается лиц с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, то для них пересмотрены стандартные требования к Свидетельству о среднем образовании продвинутого уровня с целью снять возникающие в таком случае естественные препятствия. В случае, если такой абитуриент смог выполнить лишь часть предложенных заданий, даже с учетом всех послаблений, его работа, тем не менее, будет оценена. При этом будет отмечено, что только часть заданий была выполнена.


В Швеции отсутствует система единого национального экзамена. Прием абитуриентов в вузы осуществляется по предъявлению свидетельства об окончании школы/гимназии, в котором выставлены оценки успеваемости лица по предметам, входившим в его учебную программу. Вместе с тем, для повышения шансов быть принятым в вуз абитуриент может сдать платный национальный университетский тест, который разработан Шведским национальным агентством по высшему образованию. Результаты теста действуют в течение пятилетнего срока.


Возможность пересдачи национального университетского теста существует. Школьные оценки успеваемости являются главным критерием при поступлении абитуриентов в шведские вузы.


Ограничения по количеству специальностей или учебных заведений, в которые могут быть направлены документы о школьном образовании, законом не установлены.


Неучебные достижения абитуриента (участие в олимпиадах и т.п.) при поступлении не учитываются. Тем не менее, опыт работы по специальности является одним из важных критериев при рассмотрении вопроса о принятии в вуз.


Аттестация выпускников школ/гимназий проводится Шведским управлением школьного образования. Колледжи и университеты обладают правом проводить дополнительные испытания абитуриентов, как правило, в виде тестов, собеседований или даже жеребьевки, в зависимости от конкретной программы обучения и количества претендентов.


Абитуриенты учебных заведений, подготавливающих специалистов в области искусства, спорта и военного дела, в обязательном порядке проходят особые испытания. При поступлении в академию художеств, к примеру, требуется предоставление определенного количества художественных работ. Льготы указанным категориям лиц при поступлении в местные вузы законом не прописаны. Инвалидам, однако, может оказываться всесторонняя поддержка непосредственно в ходе обучения.


При получении второго, третьего и т.д. профессионального образования также предъявляется свидетельство об окончании школы/гимназии с оценками успеваемости и указывается специальность по образованию.


С 1997 г. в Бразилии действует система единого национального экзамена. Национальный экзамен среднего образования (НЭСО) осуществляется в форме теста и преследует две цели: аттестацию выпускников средних школ и прохождение ими первого этапа поступления в высшие учебные заведения. По итогам НЭСО выпускники получают сертификаты с оценкой по двухсотбалльной шкале качества их знаний по программе средней школы. Те из них, кто намерен получить высшее образование, прилагают данные сертификаты к своим заявлениям о поступлении в вузы.


НЭСО проводится один раз в год единовременно по всей стране без возможности его пересдачи. Абитуриенты профессиональных учебных заведений также сдают экзамены при поступлении. При этом их оценки успеваемости в школе в качестве результатов вступительных испытаний не признаются.


Каждый абитуриент вправе подать документы не более чем в три высших учебных заведения (на три факультета/специальности). При поступлении в профессиональные учебные заведения таких ограничений не имеется. При поступлении внеучебные достижения абитуриентов не учитываются.


Вопросы НЭСО курирует Национальный институт исследований в области образования – структурное подразделение Министерства образования Бразилии. Ежегодно институт организует тендер среди государственных и частных организаций на разработку материалов и проведение экзамена с последующей аттестацией.


Как правило, вступительные экзамены в вузы в Бразилии состоят из двух этапов. Сначала приёмные комиссии рассматривают поданные абитуриентами сертификаты НЭСО с целью предварительного отбора кандидатов. Затем проводятся экзамены по профильным предметам в письменной форме в виде теста или сочинения.


В учебных заведениях, ведущих подготовку в области культуры и спорта, перед основными экзаменами сдают зачёт на профпригодность.


В соответствии с местной практикой льготных категорий граждан при поступлении в вузы не существует. Лишь некоторые университеты с недавнего времени резервируют минимальное количество мест для чернокожих абитуриентов.


Желающие получить второе (третье и т.д.) высшее образование в государственных вузах сдают вступительные экзамены на тех же условиях, что и выпускники школ, при этом их обучение также является бесплатным.


Система приема в вузы Японии


Японская образовательная система предполагает, что по окончании школы ученики сдают зачеты по пройденным дисциплинам, обычно в форме письменных тестов, результаты которых вносятся в аттестат о среднем образовании. Проведение единого государственного экзамена не предусмотрено.


Набор в высшие учебные заведения проходит в две стадии. Первая представляет собой тестирование абитуриентов на базе созданной в 1990 г. независимой государственной организации «Национальный центр по проведению вступительных экзаменов в вузы» (полученные по итогам школьного курса оценки успеваемости принимаются к сведению, но не признаются в качестве результатов вступительных испытаний). Как правило, оно включает в себя пять предметов: японский язык, математика, обществоведение, естествознание и иностранный язык. В случае неявки на тестирование по уважительной причине предоставляется еще одна попытка пройти его в другой день, установленный Национальным центром. Пересдача теста не предусматривается. В зависимости от количества набранных баллов в ходе такого экзамена определяются университет, а также факультет, куда может подавать документы выпускник школы. Затем результаты тестов направляются в соответствующий вуз.


На второй стадии абитуриенты проходят дополнительное тестирование на базе учебного заведения (содержание данных испытаний определяется самим вузом), при этом в обязательном порядке пишется эссе по профильной теме. Баллы, полученные по результатам указанных двух тестов, суммируются и становятся основным критерием при принятии решения о зачислении в вуз. На завершающем этапе проводится собеседование, в ходе которого подробно обсуждаются результаты тестов и содержание эссе.


Кроме того, потенциально по усмотрению вуза могут быть приняты во внимание внеучебные достижения абитуриентов, не исключая и особые заслуги перед страной (требуется документальное подтверждение). Для поступающих на факультеты по таким направлениям, как искусство, спорт, а также военное дело предусмотрены дополнительные специализированные испытания на базе соответствующих вузов.


Отдельные частные университеты не требуют тестирования в Национальном центре, опираясь лишь на результаты собственных вступительных экзаменов.


В случае если абитуриент не получил достаточного количества баллов для поступления в выбранный им университет, он имеет право предоставить в приемную комиссию подписанное директором своей школы ходатайство – рекомендацию, которая может быть учтена при окончательном рассмотрении вопроса о приеме на обучение. Кроме того, остается возможность зачисления в вуз по итогам повторного анализа приемной комиссией поданных документов и ряда дополнительных собеседований, в ходе которых решается вопрос о возможности обучения в конкретном учебном заведении. Однако подобная схема применяется довольно редко.


Система образования в Японии не предполагает особых льгот при поступлении в вузы. Вместе с тем, для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, в первую очередь, связанную с финансовыми проблемами, существует система государственных и вузовских стипендий, которые позволяют либо полностью, либо частично компенсировать оплату за обучение в учебном заведении.


Одновременно японское правительство уделяет особое внимание вопросам образования людей с ограниченными по здоровью возможностями, для которых на базе вузов готовятся адаптированные экзаменационные материалы, позволяющие таким лицам проходить испытания на общих основаниях. Наряду с этим существует ряд специальных учебных заведений, осуществляющих обучение студентов-инвалидов.


Желающие получить второе высшее образование должны сдавать экзамены в выбранном вузе на общих основаниях. При успешном прохождении вступительных испытаний при зачислении учитываются результаты окончания первого высшего учебного заведения, что позволяет в ряде случаев начать обучение со старших курсов.


О процедуре приема в высшие учебные заведения США  


Вступительные экзамены как таковые в США отсутствуют, а решение о зачислении в вуз принимается комиссией на основании целого пакета документов, который абитуриент за шесть-девять месяцев до начала учебы направляет в адрес университета.


Подача заявления о приеме зачастую представляет собой длительный и сложный процесс. Для этого используется стандартная анкета (т.н. Common Application), в которой указываются не только сведения об успеваемости в школе, но также подробные данные о различных достижениях и наградах (победах на олимпиадах и конкурсах, самостоятельных творческих работах, курсах дополнительного обучения), участии в общественной жизни, интересах, хобби и многое другое.


К заявке прикладывается эссе на свободную или заданную тему, позволяющее выделить самых талантливых школьников, две рекомендации учителей, помогающие судить о способностях и прилежании, копии имеющихся сертификатов и дипломов. В отдельных случаях необходимо также прохождение собеседования.


Поскольку школьные стандарты заметно разнятся, отметки в аттестате не всегда являются объективным показателем подготовленности учеников. В этой ситуации основополагающим критерием при приеме в вуз становятся результаты общенациональных стандартизированных экзаменов, самый распространенный из которых – Тест академических способностей (SAT, Scholastic Aptitude Test).


Экзамен разрабатывается некоммерческой организацией Совет колледжей США (U.S. College Board), объединяющей около 3 тысяч учебных заведений, и проводится на платной основе семь раз в год. Существуют два его варианта: SATI (или SAT Reasoning Test) и SAT II (или SAT Subject Tests).


SAT I состоит из трех крупных разделов, оценивающих способности к математическому мышлению, навыки критического чтения и умение излагать свои мысли. За каждый раздел начисляется от 200 до 800 баллов, поэтому максимальная оценка составляет 2400 баллов.


SAT II носит более прикладной характер и проверяет знания в области конкретных дисциплин, как то: история, биология, химия, физика, математика, обществоведение, и, как правило, используется университетами, применяющими более строгие критерии отбора. В то время как одни институты конкретно указывают, тесты по каким предметам необходимо пройти, другие могут предоставить право выбора абитуриенту.


Большинство заданий в экзамене представлены в виде вопросов с многовариантными ответами (за исключением раздела в SAT I на умение излагать свои мысли, который также включает написание эссе). Результаты испытания направляются напрямую в университеты, заранее указанные абитуриентом. При этом ученик вправе сдавать тест до тех пор, пока не получит устраивающее его количество баллов (зачастую экзамен впервые сдается в 10 классе, а затем, после дополнительной подготовки, в последний год обучения).


Поскольку каждый вуз самостоятельно решает, какой элемент заявления является для него основным (высокий результат SAT далеко не всегда гарантирует зачисление), процесс поступления отличается значительной степенью непредсказуемости. В результате школьники обычно подают документы одновременно в несколько учебных заведений, иногда до десяти (каких-либо ограничений в этом плане не установлено).


Особые испытания предусмотрены для поступающих в учебные заведения, которые ведут подготовку в специализированных областях (искусство, спорт, военное дело и пр.). Их цель – проверить возможности абитуриента освоить соответствующую профессиональную программу. В частности, вступительные экзамены для желающих поступить в художественные вузы включают выполнение работ по таким направлениям, как живопись, рисунок, скульптура.


Американское законодательство и уставы многих университетов предусматривают возможность оказания двух видов финансовой помощи студентам – социальной и академической. Первая предоставляется выходцам из малообеспеченных семей, вторая – учащимся, демонстрирующим выдающиеся способности к учебе. Такая помощь оказывается в виде безвозмездных стипендий или гарантированных льготных займов.


Кроме того, благодаря комплексу программ, реализуемых на государственном уровне и отдельными благотворительными организациями, в США действует система специальных льгот, призванная обеспечить равные возможности при получении высшего образования людям с ограниченными возможностями, представителям нацменьшинств, бывшим военным и некоторым другим категориям граждан.


Отдельно стоит отметить такую особенность американской высшей школы как возможность обучения по спортивным стипендиям, полностью или частично покрывающим расходы на образование. В течение всего года по школам США разъезжают тренеры университетских команд, отсматривая сотни спортсменов и отбирая для себя наиболее перспективных футболистов, баскетболистов, пловцов и бегунов. Самые выдающиеся из них могут быть зачислены в университет, даже если по остальным показателям не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к абитуриентам.


Что касается правил приема в вузы лиц, желающих получить второе высшее образование, то здесь главным фактором, который принимают во внимание университеты, является средний академический балл (т.н. GPA, Grade Point Average), высчитываемый на основе оценок, выставленных абитуриенту при получении первого образования. В остальном же данный процесс носит аналогичный характер.


Высшие профессиональные учебные заведения в ФРГ (Fachhochschule, в 2009 г. их насчитывалось по стране 140), в отличие от других германских вузов, прежде всего университетов, не дают классического академического образования, не наделены правами присваивать научные степени и т.п.


Процесс обучения в них обычно на 2-3 года короче, чем в университетах. Профвузы самостоятельно определяют правила приема, число обучающихся в них студентов и т.д. Экзамены для поступления в эти вузы, как правило, не проводятся, устраивается лишь собеседование. Единый национальный экзамен наподобие российского нововведения ЕГЭ в ФРГ не практикуется. Основное требование для зачисления абитуриентов – успешная сдача экзаменов в средней школе, т.е. конкурс аттестатов, получение которых обязательно, как правило, и для иностранцев. В то же время существуют ограничения набора на факультеты по определенным специальностям для сбалансирования «спроса и предложения».


При поступлении в профвузы абитуриенты подают заявления установленной формы с указанием своих предпочтений по той или иной профессиональной специализации. Для начала учебы в летнем семестре документы необходимо подать к 15 января, в зимнем – к 15 июля.


Определенные привилегии при поступлении в профвузы имеют выпускники технических лицеев, а также лица с ограниченными физическими возможностями.


В последнее время в ФРГ реализуется программа, нацеленная на увеличение доли высших профессиональных учебных заведений в системе германского высшего образования. Предполагается, что к 2015 г. в них будут учиться до 50% студентов всех вузов страны (сейчас 440 тыс. из 1,9 млн. студентов). Дня повышения престижа профвузов планируется расширить спектр предлагаемых ими специальностей, предусмотреть определенные «бонусы» для выпускников при приеме на работу и т.п. Такой подход объясняется тем, что, во-первых, профвузы обходятся государству значительно дешевле, чем университеты, и, во-вторых, они, по мнению местных экспертов, более оперативно способны реагировать на современные потребности экономики страны.


По информации Посольства России в Оттаве, в Канаде не существует единой национальной системы образования. Развитие образования находится в ведении провинций.


Не существует единого национального экзамена в какой бы то ни было форме.


Послешкольное образование платное для всех категорий граждан, а также для иностранцев.


Оценки успеваемости в школе признаются в качестве результатов вступительных испытаний в профессиональные учебные заведения.


Ограничений по количеству специальностей или учебных заведений, в которые могут быть направлены документы о школьном образовании абитуриента для зачисления в колледж или университет, не имеется.


При поступлении в канадские вузы приоритет может быть отдан абитуриентам, активно вовлеченным в волонтерское движение, участвующим в деятельности неправительственных общественных организаций, а также имеющим спортивные достижения.


Аттестацию вузов проводят органы управления образованием. Несмотря на то, что, как правило, дополнительное тестирование уровня подготовки абитуриентов по профильным предметам не предусмотрено, существует практика особых испытаний для поступающих в некоторые учебные заведения, например, осуществляющие подготовку в области искусства и спорта, а также военные вузы.


Для лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые заслуги перед государством и т.д. при поступлении существуют льготы.


Правила приема для лиц, желающих получить второе (третье и т.д.) профессиональное образование, ничем не отличаются от правил приема для лиц, получающих первое высшее образование.


Относительно процедуры осуществления приема в вузы Индии Посольство России в Индии сообщило следующее.


Тестовая форма при сдаче экзаменов в среднеобразовательных школах и колледжах не используется. В экзаменационной работе школьнику предлагается перечень вопросов различной сложности без вариантов ответов, которые, как правило, присутствуют в тексте.


Если результаты экзамена не удовлетворили экзаменуемого, он имеет право попытаться их улучшить только на следующий год и при условии, что проходной балл был набран с первой попытки. Право на повторную попытку предоставляется только в отношении теоретической части какого-либо предмета. Если школьник не сдал экзамен с первой попытки (экзамены проводятся в марте), пересдача назначается на июль.


Оценки успеваемости в школе не признаются в качестве результатов вступительных экзаменов. Вместе с тем для того, чтобы иметь право подать заявление на поступление в вуз, абитуриенту необходимо набрать определенный минимум баллов на выпускном экзамене в школе (50-60%, в зависимости от университета).


Ограничений на количество подаваемых заявлений в вузы не существует. Однако студенты имеют право направлять документы только в те вузы, которые соответствуют выбранным ими специальностям в 11-12 классах.


Единой практики в отношении учета внеучебных достижений не существует, и каждый вуз принимает на этот счет самостоятельное решение. Есть примеры, когда в период вступительных экзаменов устраиваются спортивные состязания, победителям которых добавляются баллы.


Выпускные экзамены в школах (11-12 классы), кроме экзаменов по труду, физической культуре, искусству и ОБЖ, проводит государственная организация – Центральная комиссия по среднему образованию.


Практически все колледжи и университеты, за редким исключением, проводят вступительные экзамены по всем профильным предметам. Какие-либо дополнительные испытания не практикуются.


Обязательным условием поступления в учебные заведения, осуществляющие подготовку в области искусства, спорта и военных специальностей, является проходной балл на выпускном школьном экзамене. Другие требования варьируются от вуза к вузу. Например, в большинстве вузов военной специализации абитуриенты в обязательном порядке сдают точные науки.


В конституции Индии отдельно прописаны права т.н. списочных каст и племен (наиболее отсталых в экономическом и социальном отношении слоев населения), в соответствии с которыми в вузах для них специально резервируется определенное количество мест и устанавливаются льготы при сдаче экзаменов в виде более низкого проходного балла. В настоящее время разрабатывается специальный законопроект, оговаривающий особые условия поступления в вузы для лиц с ограниченными возможностями.


Второе высшее образование в Индии полностью платное. При поступлении в обычном порядке сдаются вступительные экзамены и
предоставляются все документы о среднем и первом высшем образовании.


О системе единого государственного экзамена в КНР


Система единого государственного экзамена (ЕГЭ) для поступления в высшие профессиональные учебные заведения была введена в КНР в 1977 г. К сдаче ЕГЭ, который проводится одновременно на всей территории страны один раз в год, допускаются лица, успешно сдавшие единый государственный экзамен по программе полного среднего образования или получившие образование, соответствующее полному среднему.


Обязательными предметами для тестирования являются китайский язык, математика и английский язык, четвертый –– по выбору учащегося из гуманитарных наук (география, история, общий политический курс) или естественных (химия, физика, биология). Кроме того, система ЕГЭ в КНР имеет следующие особенности.


1. В проведении национального экзамена используется тестовая форма, а также развернутые письменные задания (например, сочинения, эссе и т.д.). Если результаты не удовлетворяют экзаменуемого, разрешено пересдавать экзамен без ограничений в последующие годы (на платной основе).


2. Оценки успеваемости в школе и результаты единых выпускных школьных экзаменов (при условии положительной их сдачи) не признаются в качестве результатов вступительных испытаний в профессиональные учебные заведения.


3. Абитуриенты ограничены в числе выбираемых вузов. Им разрешается выбрать 4-6 вузов из различных категорий в соответствии с
градацией, определяемой Министерством образования КНР. При этом, как правило, определиться с вузом необходимо до экзаменов, при заполнении заявления на участие в ЕГЭ. Вместе с тем, в некоторых провинциях разрешается выбирать вузы после сдачи экзаменов и до опубликования результатов, а в некоторых и после получения итоговых баллов.


4. При поступлении в вузы учитываются личные внеучебные достижения абитуриентов, например, победы в различных олимпиадах и
конкурсах, спортивные результаты государственного уровня, награды лучшим ученикам провинциального уровня.


5. Главным административным органом по проведению ЕГЭ является Комиссия по набору студентов провинциального или городского уровня (для городов центрального подчинения), которые подчиняются Министерству образования КНР.


6. Каждый вуз самостоятельно определяет проходной балл и количество мест для абитуриентов. При этом ряд ведущих вузов страны (на данный момент 80) обладает правом проводить дополнительные собеседования и экзамены (как правило, письменный экзамен и устное собеседование), успешное прохождение которых дает абитуриенту определенное количество очков, добавляющихся к итоговому баллу ЕГЭ.


7. Для поступающих в профильные военные вузы существуют дополнительные возрастные ограничения (не старше 20 лет). Подобные ограничения действуют в вузах, готовящих специалистов в области общественной безопасности (не старше 22 лет), при этом если в качестве специальности выбраны иностранные языки, то возрастной ценз составляет 20 лет. Все абитуриенты, поступающие в указанные учебные заведения, должны быть неженаты/не замужем.


8. Для поступающих по специальностям в области искусства и спорта проводятся дополнительные испытания в виде творческих конкурсов, прослушиваний для музыкантов, сдачи физических нормативов и т.п.


Дополнительные испытания, а также собеседования для поступающих в ведущие вузы, как правило, проводятся до ЕГЭ.


9. При поступлении в вузы имеются льготы и действуют особые правила приема для следующих категорий:


  • представителей национальных меньшинств,

  • учащихся из экономически отсталых районов,

  • имеющих особые заслуги перед государством.

Все льготы, а также результаты дополнительных экзаменов, собеседований или олимпиад переводятся в очки, которые добавляются при подсчете итогового балла на ЕГЭ.


10. Лица, желающие получить второе и т.д. профессиональное образование, не участвуют в ЕГЭ, а сдают вступительные экзамены, предусмотренные в таких случаях вузами.


О системе единого государственного экзамена и приема абитуриентов в высшие учебные заведения Республики Корея  


Для организации приема абитуриентов в высшие учебные заведения Республики Корея (РК) используется система единого государственного экзамена в тестовой форме CSAT – Comprehensive Scholastic Ability Test, который ежегодно проводится во всех школах страны в конце учебного года.


В случае, если экзаменуемый неудовлетворен результатами сдачи теста CSAT, ему предоставляется возможность повторно пересдать его через 1 год.


В настоящее время в РК официально аккредитованы и функционируют 405 высших учебных заведений. В соответствии с существующей практикой, большинство университетов Южной Кореи являются частными (353 вуза) и имеют различия как в системе, так и в критериях приема абитуриентов. Вместе с тем, многие из них признают в качестве результатов вступительных испытаний как результаты тестов CSAT, так и оценки успеваемости кандидатов в школе по профильным предметам.


Строгих ограничений по количеству специальностей или учебных заведений, в которые могут быть направлены документы абитуриента о школьном образовании и результаты теста СSAT, в РК не существует.


Внеучебные достижения абитуриента при поступлении в национальные вузы Республики Корея не учитываются.


Аттестация проводится исключительно органами управления образованием. Данные функции возложены на Корейский институт
образовательных программ (Korea Institute for Curriculum and Evaluation), подчиняющийся национальному Министерству образования, науки и
технологий (Ministry of Education, Science and Technology).


Дополнительных испытаний подготовки абитуриентов по профильным общеобразовательным предметам, соответствующим учебным программам школы, при поступлении в государственные и частные вузы РК не проводится, за исключением творческих специальностей (см. п. 8).


Для поступающих в вузы по направлениям искусства, спорта, военных специальностей проводятся дополнительные экзамены по профильным предметам.


С учетом того, что высшее образование в Республике Корея является платным, в стране существует система предоставления финансовых льгот и стипендий на обучение для лиц из малообеспеченных семей и инвалидов, поступающих в государственные вузы.


Абитуриентам частных университетов из тех же категорий предоставляются беспроцентные или льготные банковские ссуды.


Лица, желающие получить второе профессиональное образование, имеют право сразу поступать в магистратуру, вне зависимости от
специальности, по которой они получили степень бакалавра.


Во Франции с 1808 г. действует система единого национального экзамена в тестовой форме (проводится органами государственного образования) для получения диплома о полном среднем образовании (диплом бакалавра), дающего право поступления в государственные вузы.


Если результаты единого национального экзамена не удовлетворяют экзаменуемого, он может неоднократно его пересдать.


Единственным критерием успеваемости при поступлении в вуз являются три вида диплома бакалавра с обязательным приложением результатов тестирования по профилю обучения: общеобразовательный, технологический, профессиональный.


Абитуриенты могут направлять с 20 января через Интернет (сайт "Admission Post") в различные вузы до 36 заявок на обучение (не более 12 по каждой его форме), расположенных в порядке предпочтения избранной специализации, месту обучения, вида диплома и т.п. Каждая конкретная заявка должна быть подтверждена до 20 марта, изменения приоритетностей на их листе допускаются до 4 июня. Распечатанные досье направляются в выбранные вузы до 2 апреля. Ответы поступают по Интернету с 10 июня по 18 июля, затем идет период административного зачисления абитуриентов в учебные заведения.


При поступлении внеучебные достижения абитуриентов, как правило, не учитываются. Они могут приниматься во внимание в процессе обучения в конкретных вузах. Университеты не проводят дополнительные испытания подготовки абитуриентов по профильным предметам. Особые испытания для поступающих в вузы по специальностям в области искусства, спорта, военной подготовки и т.п. соответствуют специфике каждого конкретного учебного заведения и их ведомственной принадлежности.


Особые правила приема для лиц в сложной жизненной ситуации, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих заслуги перед государством, не предусмотрены.


В зависимости от уровня доходов семьи абитуриенты могут рассчитывать на получение госстипендии, места в общежитии, различных дотаций и т.п.


Лица, желающие получить второе, третье и т.п. высшее образование, поступают в вузы на общих основаниях. Период их обучения может варьироваться в зависимости от базового образования и избранной специализации.


Университетское образование во Франции (справка)


По заключению экспертов, французская система университетского образования длительное время испытывает серьезные трудности как в подготовке квалифицированных кадров, так и в обеспечении современного уровня научных исследований.


В настоящее время в стране насчитывается 85 университетов, в которых обучаются 1,4 млн. студентов и работают 65 тыс. преподавателей и ученых. На подготовку одного специалиста ежегодно расходуются 6,7 тыс. евро (средний показатель по странам-членам ОЭСР – 9 тыс.), что почти в два раза меньше, чем в высших отраслевых школах (13 тыс.). Для студентов университетское образование является фактически бесплатным: они лишь оплачивают формальности зачисления в размере от 115 до 340 евро.


Сегодня около 40% французов уверены, что качество университетской подготовки ухудшается, 35% из них полагают, что эта система находится в состоянии застоя, а 58% населения выступают за усиление ее самостоятельности и доверяют правительству проведение необходимых реформ для повышения международной конкурентоспособности национальных кадров.


По данным т.н. Шанхайской классификации, среди 100 наиболее успешных в сфере естественных наук и математики университетов лучший французский находится на 45 месте в мире, а в области общественно-политических наук – на 42 месте. Даже в европейской иерархии только 12 французских университетов входят в число 125 ведущих вузов Евросоюза.


Считается, что хроническая нехватка бюджетных средств и практически полное отсутствие частного финансирования ведут к оттоку из университетской системы высококвалифицированных администраторов, преподавателей и ученых, негативно влияют на качество, обучения и уровень НИОКР, снижают привлекательность данного вида подготовки у молодежи, особенно в сфере точных наук и на инженерных специальностях.


Процесс зачисления студентов в университеты во многом носит формальный характер, без серьезной привязки к уровню их школьных знаний, а также, что особенно важно, потребностям рынка труда. Такой подход ведет к тому, что 4 из 10 французов бросают учебу без получения какого-либо диплома (в Японии – 1 из 10), а многие из них вынуждены менять выбранную специализацию и переходить в другие учебные заведения, как правило, более низкого уровня. Статистика показывает, что свыше 10% выпускников университетов в течение трех лет не могут найти работу, а каждый третий вынужден трудоустраиваться не по своей специальности.


Цели и задачи назревшей реформы университетского образования были в основном сформулированы в период президентской кампании 2007 г. и учитывались в предвыборных программах большинства кандидатов. По оценке Ассоциации ректоров французских университетов, необходимо, чтобы она в полной мере учитывала как количественные последствия демократизации системы высшего образования (1960 г. – 310 тыс. студентов, 2006 г. – 2,2 млн.), так и ее общественно-социальные аспекты (доступ в вузы пока имеют не более 35% детей рабочих, против 77% выходцев из семей чиновников).


Реформа должна усилить международную конкурентоспособность французских национальных кадров, минимизировать их отъезд на работу за рубеж, поднять уровень государственных НИОКР, активизировать их взаимодействие с сектором частных исследований, ускорить внедрение совместных научно-технологических достижений в экономику и т.п. Президент Н. Саркози, объявивший данную реорганизацию одним из своих приоритетов, предпринимает энергичные меры для ее практической реализации на основе закона «О новой модели французского университета».


Этот документ базируется на ряде основополагающих принципов, которые, по замыслу его разработчиков, должны обеспечить задуманным преобразованиям конкретное воплощение. Главным из них является увеличение на 50% финансирования университетов до 2012 г. (на 15 млрд. евро) и на 1 млрд ежегодно их системы НИОКР. Такая массированная финансовая поддержка должна превратить эту форму обучения в фундамент французской высшей школы и государственных научных исследований.


В течение ближайших пяти лет все университеты смогут получить полную научно-педагогическую автономию и финансово-хозяйственную самостоятельность. Принципы и структура их административного управления и контроля упрощается, ректоры получат возможность более эффективно формировать и использовать своих бюджетные средства, а также привлекать финансирование из других источников (частные фонды, дотации, реализация движимого и недвижимого имущества, договорные НИОКР и т.п.). Кроме того, расширение прав и обязанностей университетского руководства позволит ему варьировать специализацию, учебные программы, подбирать персонал на контрактной основе, оптимизировать обязанности и нагрузку преподавателей, распоряжаться премиальными фондами и т.п.


При сохранении доступа всех бакалавров к университетскому образованию, особое внимание уделяется предварительной профориентации потенциальных студентов. Это позволит им более мотивированно выбирать специальности, востребованные на рынке труда, сблизить систему подготовки кадров с потребностями экономики, снизить уровень безработицы, затраты на переквалификации дипломированных специалистов. Такая система «активного сопровождения» абитуриентов при записи на факультеты уже начинает действовать в 60 университетах страны.


Из других мер следует отметить планы создания при университетах специальных структур для содействия трудоустройству выпускников с ежегодными отчетами об эффективности этой работы. Предусматривается увеличение персональных стипендий за хорошие показатели в учебе и введение финансовой помощи студентам из малообеспеченных слоев населения. Предполагается, что в процессе реализации закона об университетском образовании его положительный опыт может в дальнейшем использоваться для реформирования других структур высшей школы, системы профобразования, учреждений культуры, искусства и т.п.


При всей позитивной составляющей предлагаемых преобразований они встречают неоднозначные оценки со стороны части студентов, преподавательского состава, научной общественности, ряда профсоюзов. Критике в основном подвергаются заложенные в них возможности определенного соперничества между университетами и, как следствие, их «качественного расслоения» за счет фактора более эффективного управления и различия финансовых ресурсов. Считается, что, в конечном счете, такая ситуация чревата падением престижа отдельных вузов, особенно в экономически малозначимых регионах страны.


Беспокойство профсоюзов вызывают перспективы полного перехода на контрактную основу при подборе научно-преподавательских кадров, возможность оценки качества их работы независимыми, в том числе международными экспертами. Студенты выражают недовольство более широкой привязкой номенклатуры университетских специальностей к потребностям рынка труда с акцентом на точные науки и современные технологии, которые сегодня не пользуются особой популярностью у молодежи. Периодическая (раз в 3-4 года) комплексная «внешняя» оценка всех аспектов деятельности каждого университета с анализом достижений и недостатков, в том числе с учетом международных требований к подготовке кадров и уровню НИОКР, рассматривается как некая потенциальная угроза реорганизации отдельных вузов, их слияния с более успешными «соперниками» и даже закрытия под предлогом слабой работы. Реформа университетского образования во Франции требует значительных финансовых, материальных и организационных усилий правительства, наличия активной общественно-политической поддержки его действий. От ее позитивных результатов зависит ход дальнейшего процесса перевода на современные рельсы всей системы подготовки национальных кадров и НИОКР для достижения международного уровня конкурентоспособности страны, прироста ее экономического потенциала.


www.smolin.ru


 


По теме на сайте и окрест:


Кампания под лозунгом «…Плюс ЕГЭизация всей страны» в «минусах» (новостная рассылка Владимира Кудрявцева)


Двойка за ЕГЭ - взрослым или детям?


Владимир Кудрявцев. ЕГЭ: образ темного царства в мутном зеркале (заметки на полях "круглого стола" в Госдуме)


Больное место из трех букв, или ПерлЕГЭгогика 


Не пугай ученого! (из выступления министра образования и науки РФ А.Фурсенко на IX Съезде ректоров России, комментарии В.Кудрявцева)


ЕГЭ: быть. не быть. быть, но каким?  


 


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Минобрнауки России утверждены правила приема в вузы на 2014/2015 годы
14-03-2014
Минобрнауки России

Набор вступительных экзаменов, о неизменности которого говорила Минобранаука, изменился
17-02-2014
Набор вступительных

Правила ЕГЭ-2010
23-02-2010
Правила ЕГЭ-2010

Минюст утвердил основные документы по ЕГЭ
26-01-2009
Минюст утвердил

Билеты отменили: скандальный закон о ЕГЭ вступил в силу
15-01-2009
Билеты отменили:

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (33)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх