21 мая в ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров» № 368 г. Москвы состоялось заседание научно-практической лаборатории, которая работает в структуре образовательного учреждения. Заседание вели директор школы А.С.Кухтинская и ее научный руководитель В.Т.Кудрявцев.
Представители администрации и педагогического коллектива школы вместе с членами лаборатории обсудили ряд вопросов:
Затронув тему содержания образования в школе развивающего типа, В.Т.Кудрявцев отметил:
«Откуда только не услышишь: “Зачем мне вся эта физика-химия-биология, если я твердо решил стать, к примеру, переводчиком с австронезийских языков, исследователем архивов Виттельсбахов или президентом страны?” Очевидно, что, когда рассуждают так, то имеют в виду специальные знания, добытые этими науками. Но ведь главная «добыча» естественных наук не эти знания, а те способы мышления, которыми они были добыты и которой вносили свой уникальный вклад в построение картины мира. А стало быть – и в изменение образа человека внутри этой картины, хотя и не всегда явное. Но каждая новая картина мира рождала заново и этот образ. Помните, как в старом учебном фильме герой растолковывает теорию относительности, и у него получается, что время в разных концах вагона, въезжающего на станцию, - одинаковое только по «местным» меркам. В более широком «измерении» – оно разное. С точки зрения классической механики, человек, которое утверждает такое, психически не адекватен. Стоп. Разве дело классической и любой иной механики ставить подобные «диагнозы»? Она и не ставит. Просто по-настоящему фундаментальные естественнонаучные прорывы уже самим фактом своего осуществления обозначают границу между разными типами понимания вещей в целом, между разными способами мышления, между разными образами человека – мыслящего, по определению.
Сквозные вопросы, который пронизывает все три эпохи человеческой жизни – «детство, отрочество, юность» (как их называли в старину): что такое человек в мире, что такое мир для человека, а значит – и для меня, что такое Я в человечестве и в мире? По большому счету, общеобразовательная школа и должна помочь подрастающему поколению найти ответы на эти вопросы. В том числе – средствами естественнонаучных и даже точных дисциплин. И никакие разумные специализации не могут быть в дальнейшем построены на иной основе.
Как говорил замечательный философ Ф.Т.Михайлов, античную геометрию придумали не землемеры, а мыслители, размышляя над проблемой универсальных мер бытия, ценой постижения которых его только и может понять и изменить человек. Ведь он олицетворяет в себе, концентрированно воплощает в своей деятельности эти меры, пусть далеко не совершенно. Геометрия - это и поныне мышление о мире настолько, насколько оно - мышление о мере, мере внутри человека, ибо только здесь мера встречается в «чистом виде». В мире она растворена в вещах. Отсюда, а не от гордыни, Протагорово: «человек – мера всем вещам». Геометрия – способ самопознания? Несомненно, и к тому же древнейший!
Массовая школа не знает такой геометрии, такой алгебры, такой «физики-химии-биологии». А мы должны «знать»! А не вестись на поводу старых школьных предрассудков, вызванных неумением или нежеланием подумать. На это нас, собственно, и нацеливал Василий Васильевич Давыдов».
На развитие сайта