Государственной Думой в первом чтении принят закон, вносящий изменения в порядок лицензирования образовательной деятельности и её государственной аккредитации.
О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"
02.07.2010
Председательствует заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации О.В. Морозов
Председательствующий. Докладывает представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Иван Васильевич Лобанов, который ещё утром был депутатом Государственной Думы.
Лобанов И.В. Уважаемый Олег Викторович! Уважаемые коллеги! В соответствии с решением Правительства Российской Федерации об оптимизации ряда платных государственных услуг в сфере образования, а также планом мероприятий по реализации этих решений, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта, подготовлен и внесён в Государственную Думу Федерального Собрания соответствующий закон.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов, в том числе в закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Кодекс Российской Федерации "Об административных правонарушениях", Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс Российской Федерации.
Если кратко, законопроект, в частности, предусматривает три основные позиции.
Первая. В части лицензирования образовательной деятельности проводить процедуру лицензирования образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности". Отдельные особенности лицензирования образовательной деятельности установить в законе Российской Федерации "Об образовании".
Законопроектом исключается проведение экспертизы по лицензированию образовательной деятельности, а также возмещение заявителем затрат на проведение экспертизы. Сохраняется только государственная пошлина за действия уполномоченных органов, связанных с лицензированием. За предоставление лицензии в новом законопроекте берётся пошлина в сумме 2 тысячи 600 рублей. Кстати, в настоящее время стоимость лицензионной экспертизы для вуза может составлять до 1 миллиона рублей. При этом законопроектом вводится бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Выдача разрешения на реализацию новых образовательных программ, программ профессиональной подготовки на осуществление образовательной деятельности в новом филиале или по месту и адресу осуществления образовательной деятельности, не указанного в приложении к лицензии, будет осуществляться путём переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Законопроектом в два раза, с 90 до 45 дней, сокращены сроки проведения лицензирования. Одновременно сокращается перечень документов, предоставляемых заявителем для получения лицензии, и закрепляется возможность взаимодействия между соискателем лицензии и лицензирующим органом, включая представление соискателем лицензии заявления и необходимых документов с использованием электронных средств. В свою очередь в процессе рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии лицензирующий орган будет осуществлять электронное взаимодействие с другими органами исполнительной власти в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии.
Вместе с тем, представление бессрочной лицензии обусловливает необходимость усиления постлицензионного контроля, что и предусматривается законопроектом. В частности, предлагается проводить обязательную плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий через один год после предоставления лицензии. Законопроектом вводится обязательное приостановление действия лицензии за неисполнение предписания об устранении нарушения, и аннулирование лицензии будет осуществляться только по решению суда.
Также вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие привлечение должностных лиц образовательных учреждений к административной ответственности, чего не было в предыдущем законе, за нарушение лицензионных требований, а также увеличение размеров штрафов.
Второй пункт. В части государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Законопроектом чётко устанавливается предмет государственной аккредитации, а также определяется круг образовательных учреждений и научных организаций, подпадающих под государственную аккредитацию. При этом из сферы государственной аккредитации исключаются дошкольные образовательные учреждения, а также образовательные учреждения или научные организации, реализующие образовательные программы, по которым не установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования.
Как и в лицензировании, сокращаются сроки проведения государственной аккредитации в два раза – до 105 дней, и предусматривается возможность также взаимодействия с заявителем в электронном виде. Важной новеллой законопроекта является введение государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ по укрупнённым группам направлений подготовки и специальностей, к которым отнесены такие образовательные программы.
Законопроектом также увеличивается срок действия свидетельства о государственной аккредитации. Для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы профессионального образования, или научных организаций – до 6 лет, для иного образовательного учреждения, например, общеобразовательной школы – до 12 лет. В настоящее время, как вы знаете, такой срок составляет всего 5 лет.
Кроме этого, законопроектом исключаются положения, устанавливающие возмещение заявителем затрат на проведение государственной аккредитации. Сейчас (для информации) стоимость государственной аккредитации для, допустим, высшего учебного заведения может составлять до 2 миллионов рублей. Взамен этого вводится государственная пошлина за совершение соответствующих юридических значимых действий, дифференцированная по типам образовательных учреждений.
Для информации. С учётом исключения платной лицензионной экспертизы и государственной пошлины за выдачу лицензий в размере 2 тысячи 600 рублей, общий объём затрат образовательного учреждения на процедуру лицензирования и государственной аккредитации уменьшается в целом в соответствии с этим законом не менее чем в полтора раза.
Следует также отметить, что образовательным учреждениям, имеющим в настоящее время лицензии, что важно, и свидетельство о государственной аккредитации, не потребуется незамедлительное их переоформление после вступления в силу представленного проекта федерального закона.
Переходными положениями законопроекта предусматривается, что лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, выданные до вступления в силу данного федерального закона, сохраняют своё действие до истечения указанных в них сроков. При этом действующие лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданные до вступления в силу федерального закона, будут переоформляться после вступления его в силу с установлением бессрочного действия лицензии.
И последний, 3 пункт. Это касается подтверждения документов об образовании, об учёных степенях и учёных званиях и проставление апостиля на таких документах.
В целях повышения территориальной доступности оказания данной государственной услуги гражданам, законопроектом предусмотрена передача её исполнения на уровень органов власти субъектов Российской Федерации.
Сейчас (для информации) подтверждение документов об образовании осуществляется централизовано Рособрнадзором в городе Москве.
Также законопроектом исключается проведение экспертизы при подтверждении документов об образовании, также об учёных степенях и учёных званиях. Гражданин будет уплачивать только государственную пошлину за проставление апостиля на документе в размере 1 тысяча 500 рублей.
Законопроектом также предусматривается возможность поиска проверки подлинности через Единую федеральную базу данных документов об образовании, что позволит значительно сократить срок представления государственной услуги до нескольких дней.
Кроме того, будет вестись в соответствии с этим законопроектом Федеральная база данных о проставленных апостилях.
Прошу поддержать представленный проект федерального закона.
Председательствующий. Пожалуйста, кто от фракции КПРФ? Депутат Смолин, пожалуйста.
Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Васильевич, у Вас сегодня премьера, и я хочу задать один уточняющий вопрос.
В законопроекте утверждается, что если несколько учреждений реорганизуются путём слияния, присоединения, то лицензии, которые они имели, сохраняются. Однако уже следующий абзац звучит следующим образом, цитирую: "к заявлениям о предоставлении лицензии, временной лицензии и переоформления документа, подтверждающего о наличии лицензии, прилагаются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а также иные документы, предусмотренные положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи".
Не считаете ли Вы, что фактически это аннулирует предыдущее утверждение, и фактически процедуру лицензирования этим учреждениям придётся проходить повторно? Спасибо за ответ.
Лобанов И.В. Спасибо большое за вопрос. Ну я хочу сказать, что те положения законопроекта, которые сейчас в концепции представлены, и, естественно, во втором чтении будут корректироваться, и мы уже во втором чтении доведём до того логического конца, чтобы законопроект соответствовал всем нормам, которые существуют.
Поэтому я думаю, что это предмет второго чтения, и по концепции, представленной сегодня, мы имеем вот в данный момент это. Спасибо.
Председательствующий. Будут ли выступления? Два выступления: депутат Смолин и депутат Шудегов. Подводим черту. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин с места.
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович, внимательно обсудив этот законопроект в двух экспертных советах Комитета Госдумы по образованию, мы приняли следующее компромиссное решение. Мы рекомендуем вам условно поддержать этот законопроект. Что касается голосования во втором и третьем чтениях, то оно будет зависеть от того, насколько будут приняты наши предложения по его улучшению.
Объясню, почему поддерживаем, собственно, об этом уже говорили. Многих наших экспертов привлекает бессрочная лицензия, хотя, как мы дальше скажем, она прописана не совсем так, как хотелось бы.
Нас привлекает также увеличение срока аккредитации и некоторые другие позиции законопроекта. Но, повторяю, наша поддержка является условной по нескольким причинам.
Во-первых, я только что приводил неточности, касающиеся лицензирования, где оно не всегда оказывается на самом деле и бессрочным.
Во-вторых, на наш взгляд, недостаточно увеличения срока аккредитации. Надо было бы, наверное, чтобы срок аккредитации соответствовал двум срокам основной образовательной программы. Ну, скажем, если бакалавриат, который четыре года, то соответственно восемь лет.
Третье и главное заключается в том, что, на наш взгляд, значительное ужесточение процедур контроля может вместе с тем вызвать и ещё более значительное увеличение бюрократизации контроля над нашим образованием.
Я хотел бы обратить внимание уважаемых коллег депутатов и представителей министерства, что уже сейчас школа и вузы забюрократизированы дальше некуда. Мой друг, директор сельской школы, который работал 20 лет назад и сейчас, утверждает, что бумагооборот в школе вырос примерно в сто раз. Когда я спрашиваю в аудитории директоров: "Наверное, он преувеличивает?", мне говорят: "Нет, преуменьшает".
Далее. Недавно проводилась проверка (в качестве примера привожу) в одном продвинутом электронном вузе России, проверка, правда, не по линии Рособрнадзора, но от этого вузу было не легче. Рособрнадзор в данном случае не виноват, но тем не менее. Ректор вуза говорит о том, что в начале 90-х годов они работали вообще без юриста, так прост был закон. Сейчас целое юридическое управление, и оно не справляется с задачами, которые перед ним стоят. Например, на последней проверке с этого электронного вуза требовали, чтобы он работал по инструкции 1932 года, согласно которой карточки на студентов должны писаться на картоне и карандашом, тогда как вуз давно перевёл всё это в электронную форму. Инструкция до сих пор не отменена. И таких примеров довольно много.
Кроме того, мы сталкиваемся с бесконечными штрафами руководителей образовательных учреждений, которых учредитель не обеспечивает деньгами на соблюдение условий, предусмотренных лицензиями, а затем наказывает за то же самое, чем их не обеспечил.
Кстати, многие думали, что с введением ЕГЭ контроль за качеством нашего образования резко упростится. Совсем недавно, а именно, уважаемые коллеги, позавчера в этом зале звучали довольно жёсткие выпады в адрес представителей оппозиции, выступающих против современной формы ЕГЭ. Я думаю, они звучали на грани фола.
Так вот, тем, кто подобные вещи себе позволяет, я позволю себе в порядке оппонирования несколько цитат не из кого-нибудь, а из Александра Хлопонина, как вы помните, представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе.
Цитирую: "Высокобалльный результат Единого госэкзамена сегодня возможно купить за 300 тысяч". Это одна цитата.
Вторая цитата из того же Хлопонина: "То, что высокие баллы ЕГЭ являются сегодня критерием оценки деятельности школ, неправильно. Это подталкивает отстающие учебные заведения к искусственному завышению результатов. Есть случаи, когда экзаменационные листы за детей заполняют родители и преподаватели. В итоге крайними остаются всё-таки дети, которые получают незаслуженные баллы, поступают в вузы и сыплются на первой же сессии, начиная взрослую жизнь с обмана и ложных жизненных ориентиров".
И последняя короткая цитата из Александра Хлопонина: "Есть республики, где одни молодые гении учатся".
Так вот, тем, кто позволяет себе выпады в адрес оппозиции по поводу Единого государственного экзамена, я рекомендую читать собственных руководителей. Вряд ли господин Хлопонин является тайным агентом оппозиции.
Далее, уважаемые коллеги. Я хотел бы заметить, что в данном законопроекте авторы почему-то отказались от того, что плановые проверки должны проводиться не чаще, чем раз в два года. Это положение из законопроекта исчезло. Не установлено никаких ограничений для внеплановых проверок, которые могут проводиться сколько угодно раз. Нет ограничений, которые установлены по проверкам для малого бизнеса.
Мы думаем, что учебные заведения должны находиться в положении не худшем, чем предприятия малого бизнеса.
Ну и, наконец, уважаемые коллеги, стоило бы внимательно рассмотреть международные требования, согласно которым аккредитация должна проводиться независимыми аккредитационными агентствами, что значительно снизило бы бюрократизацию.
Подводя итоги, я ещё раз хочу сказать, что мы готовы поддержать законопроект в первом чтении ради некоторых его достоинств, но дальнейшую позицию определим потому, насколько будут приниматься наши предложения. Спасибо.
На развитие сайта