«. . .Субъективность, постигаемая как истина, не является строго индивидуальной субъективностью, поскольку. . . в cogito человек открывает не только самого себя но и других людей. В противоположность философии Декарта, в противоположность философии Канта, через «я мыслю» мы постигаем себя перед лицом другого, и другой так же достоверен для нас, как мы сами. Таким образом, человек, постигающий себя через cogito, непосредственно обнаруживает вместе с тем и всех других, и притом – как условие своего собственного существования. Он отдает себе отчет в том, что не может быть каким-нибудь (в том смысле, в каком про человека говорят, что он остроумен, зол или ревнив), если только другие не признают его таковым. Чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого. Другой необходим для моего существования, так же, как и для моего самопознания» (Жан Поль Сартр, философ, писатель, общественный деятель).
Не правда ли, что-то очень знакомое, до боли «хрестоматийное»? Совершенно верно…
Японское издание "Капитала" К.Маркса в виде комиксов "манга" (2008).
«Так как он [человек] родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода «человек»» (Карл Маркс, экономист, философ, общественный деятель).
Только на месте сартровского ‘cogito’, у Маркса, разумеется, стояла бы «деятельность».
И еще. Думается, Сартр не очень справедлив к Канту. Как и Маркс – к Фихте. Но это – уже вне формата «Цитат недели».
На развитие сайта