Игорь Михайлович Реморенко - директор департамента стратегического развития Министерства образования и науки РФ.
Вот уже не первый месяц я занимаюсь проектами кардинального усиления влияния образовательных учреждений на развитие инновационной экономики. И должен сказать, мои изначальные представления об инновационной деятельности претерпевают заметные изменения. Былой романтизм образовательной инноватики уступает место прагматичности взглядов на инновационную действительность. Что-то можно было бы отнести к наивным заблуждениям, а что-то к устойчивой мифологии, развенчивание которой еще предстоит осуществить в процессе развития партнерства образования и бизнеса.
Попробую обозначить несколько таких мифов в самом первом приближении. Полагаю, что они в целом характерны для большинства образовательных проектов, пытающихся выйти на уровень кооперации с производственным сектором. Из анализа каждого из мифов можно сделать определенные выводы, сформулировать принципы инновационной деятельности.
Миф 1
Инновации возникают случайно в предельно творческой среде, где принцип «авось получится» играет главенствующую роль.
На самом деле инновационные технологии с точки зрения порождения устойчивых инноваций, предполагающих выпуск высокотехнологичной продукции, очень даже прогнозируемы и проектируемы.
Есть определенные технологии порождения новых идей, которые в бизнес-среде на макроуровне описываются в логике взаимодействия венчурных фондов, бизнес-ангелов, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и других структур. А на микроуровне, на уровне определенных компаний связаны с цепочкой инженерных записок, аван-проектов, эскизных проектов и проектов организации опытно-промышленного производства. На первоначальной стадии отсекается 80% инновационных идей, далее не доходит до стадии разработки 60%, затем лишь 30%. Одним словом, порождение инноваций вполне поддается технологическому описанию. С точки зрения управления процесс вполне организуемый и контролируемый. И если на уровне отдельных разработчиков какой-то проект кажется весьма творческим, то на уровне менеджмента может оказаться вполне рутинным.
Отсюда первый принцип организации инновационной деятельности – «технологичность инноваций».
Миф 2
Инновации порождаются прежде всего учеными – эдакими «яйцеголовыми» существами, придумывающими в своих лабораториях нетривиальные научно-технологические решения.
И это не совсем так. Если рассмотреть наиболее интересные инновационные решения, то они лежат именно на уровне пересечения областей знания. Успехи сегодняшней микроэлектроники (компании Apple, Nokia, Cisco и др.) – это далеко не только решения собственно в области кремния, компаундов, новых кристаллических решеток и т. д. Это также решения в области дизайна и юридических технологий, в области маркетинга и логистики продаж. И порой именно такие решения определяют результативность и выводят на рынок инновационную продукцию. Есть любопытный пример, как компания Apple в начале 90-х из-за каприза и склонности к лаконичности Стива Джобса отказалась подписывать длинный 120-страничный контракт на разработку дружественного к массовому потребителю программного обеспечения для первого персонального компьютера. Джобс требовал от юристов простой 5-страничный договор. В итоге компания, создавшая первый массовый персональный компьютер, заключила контракт с организацией, прошедшей по конкурсу второй. Этой организацией была компания Microsoft. Следует допустить, что если бы в то время юридические технологии были более гибкими, мир бы выглядел совершенно иначе. Отсюда можно сформулировать еще один принцип – «комплексность и полидисциплинарность инноваций».
Миф 3
Инновации – плод удачных разовых открытий, результатами от продажи которых можно наслаждаться всю жизнь и ничего не делать.
Таких инноваций не бывает. Даже великая Консуэло Веласкес, написавшая в юном возрасте Besame Mucho и обеспечившая себе безбедное существование на всю оставшуюся жизнь, продолжала до пожилого возраста писать песни. Даже если открытие весьма удачное, современный мир требует постоянных обновлений, ребрендинга, изменений и совершенствования юридических и маркетинговых технологий. Существуют специальные очень дорогие сервисы, которые с учетом мнения потребителей помогают бизнес-компаниям искать инновации, непрерывно совершенствовать собственную продукцию (www.brainjuicer.com). Следующий принцип инновационной деятельности – «цикличность инноваций».
Миф 4
Инноватика рождается исключительно в творческой среде, которой чужды регламенты и дисциплинарные ограничения.
На самом деле бывает с точностью до наоборот. Именно регламенты коммуникации и взаимодействия позволяют появляться новым проектам. Сетевые разработчики могут даже не видеть друг друга вплоть до встречи с инвестором и обозначения взаимных коммерческих обязательств. А чего стоят технические регламенты? Конкуренция между рядом производителей строится порой даже не на основе качественного оборудования и человеческих ресурсов, вовлеченных в проекты, а на основе правил, по которым можно быстро и качественно организовать производство. Достаточно привести примеры из современной микроэлектроники, где правила организации «чистой комнаты» являются определяющими при выборе производственных мощностей. А нынешние IT-производители или различные консалтинговые организации как раз таки и конкурируют друг с другом на основе того, у кого лучше построены схемы работы с персоналом (организация труда, аттестация кадров, система стимулирования и премиальных выплат и пр.). Таким образом, можно сформулировать еще один принцип – «разумное сочетание дисциплины и творчества».
Миф 5
Чем тщательнее скрывается организация работы инновационного предприятия, тем больше шансов на успех. Конечно, ноу-хау по-прежнему остаются за разработчиками, продолжает действовать институт патентования и защиты интеллектуальной собственности. Однако если говорить об управлении предприятиями, то здесь открытость для акционеров является одним из решающих условий развития. Последние тенденции с выходом предприятий на IPO (Initial Public Offering) – публичную продажу своих акций по определенным правилам – являются одним из условий дальнейшей капитализации. Понятные обновляющиеся информационные ресурсы, наличие публичных советов управления, прозрачная политика во взаимодействии с акционерами – все это важные составляющие конкурентоспособности. «Публичность организации инноваций» – так можно сформулировать следующий принцип инновационной деятельности.
Миф 6
Инновации могут быть вполне успешны на отдельно взятой территории. Собственно, это уже развенчанное заблуждение. Кризис очень внятно дал понять, насколько может быть зависимой наша экономическая система. И если сегодня ряд промышленных компаний вполне удерживаются на плаву за счет внутреннего рынка, то уже через 5–7 лет это станет абсолютно невозможно. Не спасут и так популярные сегодня проекты по замещению импортной продукции. У нас очень небольшая страна со своим выраженным конкурентным потенциалом и местом на мировом рынке разделения труда.
Очевидный принцип инновационной деятельности – «глобальный характер инноваций».
Сформулированные принципы инновационной деятельности кому-то могут показаться простыми и очевидными. Но здесь важно не только следование им при организации инновационных проектов в секторе профессионального образования. Важно сопоставить сформулированные позиции с принципами образовательного уклада – организации системы образования. Ведь образовательная деятельность тогда успешна, когда она чувствительна к изменениям производственного характера и настроена на будущее экономики. О возможном таком сопоставлении – в следующем материале.
Тема в Форуме - "Инновации в российском образовании: есть ли у них будущее?"
На развитие сайта