Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Игорь Реморенко. Переосмысление инноваций

Игорь Реморенко. Переосмысление инноваций

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 189
  • печатать
  •  
    • 0

Игорь Михайлович Реморенко


Игорь Михайлович Реморенко - директор департамента стратегического развития Министерства  образования и науки РФ.

Вот уже не первый месяц я занимаюсь проектами кардинального усиления влияния образовательных учреждений на развитие инновационной экономики. И должен сказать, мои изначальные представления об инновационной деятельности претерпевают заметные изменения. Былой романтизм образовательной инноватики уступает место прагматичности взглядов на инновационную действительность. Что-то можно было бы отнести к наивным заблуждениям, а что-то к устойчивой мифологии, развенчивание которой еще предстоит осуществить в процессе развития партнерства образования и бизнеса.


Попробую обозначить несколько таких мифов в самом первом приближении. Полагаю, что они в целом характерны для большинства образовательных проектов, пытающихся выйти на уровень кооперации с производственным сектором. Из анализа каждого из мифов можно сделать определенные выводы, сформулировать принципы инновационной деятельности.

Миф 1


Инновации возникают случайно в предельно творческой среде, где принцип «авось получится» играет главенствующую роль.


На самом деле инновационные технологии с точки зрения порождения устойчивых инноваций, предполагающих выпуск высокотехнологичной продукции, очень даже прогнозируемы и проектируемы.


Есть определенные технологии порождения новых идей, которые в бизнес-среде на макроуровне описываются в логике взаимодействия венчурных фондов, бизнес-ангелов, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и других структур. А на микроуровне, на уровне определенных компаний связаны с цепочкой инженерных записок, аван-проектов, эскизных проектов и проектов организации опытно-промышленного производства. На первоначальной стадии отсекается 80% инновационных идей, далее не доходит до стадии разработки 60%, затем лишь 30%. Одним словом, порождение инноваций вполне поддается технологическому описанию. С точки зрения управления процесс вполне организуемый и контролируемый. И если на уровне отдельных разработчиков какой-то проект кажется весьма творческим, то на уровне менеджмента может оказаться вполне рутинным.


Отсюда первый принцип организации инновационной деятельности – «технологичность инноваций».

Миф 2


Инновации порождаются прежде всего учеными – эдакими «яйцеголовыми» существами, придумывающими в своих лабораториях нетривиальные научно-технологические решения.
И это не совсем так. Если рассмотреть наиболее интересные инновационные решения, то они лежат именно на уровне пересечения областей знания. Успехи сегодняшней микроэлектроники (компании Apple, Nokia, Cisco и др.) – это далеко не только решения собственно в области кремния, компаундов, новых кристаллических решеток и т. д. Это также решения в области дизайна и юридических технологий, в области маркетинга и логистики продаж. И порой именно такие решения определяют результативность и выводят на рынок инновационную продукцию. Есть любопытный пример, как компания Apple в начале 90-х из-за каприза и склонности к лаконичности Стива Джобса отказалась подписывать длинный 120-страничный контракт на разработку дружественного к массовому потребителю программного обеспечения для первого персонального компьютера. Джобс требовал от юристов простой 5-страничный договор. В итоге компания, создавшая первый массовый персональный компьютер, заключила контракт с организацией, прошедшей по конкурсу второй. Этой организацией была компания Microsoft. Следует допустить, что если бы в то время юридические технологии были более гибкими, мир бы выглядел совершенно иначе. Отсюда можно сформулировать еще один принцип – «комплексность и полидисциплинарность инноваций».

Миф 3


Инновации – плод удачных разовых открытий, результатами от продажи которых можно наслаждаться всю жизнь и ничего не делать.


Таких инноваций не бывает. Даже великая Консуэло Веласкес, написавшая в юном возрасте Besame Mucho и обеспечившая себе безбедное существование на всю оставшуюся жизнь, продолжала до пожилого возраста писать песни. Даже если открытие весьма удачное, современный мир требует постоянных обновлений, ребрендинга, изменений и совершенствования юридических и маркетинговых технологий. Существуют специальные очень дорогие сервисы, которые с учетом мнения потребителей помогают бизнес-компаниям искать инновации, непрерывно совершенствовать собственную продукцию (www.brainjuicer.com). Следующий принцип инновационной деятельности – «цикличность инноваций».

Миф 4


Инноватика рождается исключительно в творческой среде, которой чужды регламенты и дисциплинарные ограничения.


На самом деле бывает с точностью до наоборот. Именно регламенты коммуникации и взаимодействия позволяют появляться новым проектам. Сетевые разработчики могут даже не видеть друг друга вплоть до встречи с инвестором и обозначения взаимных коммерческих обязательств. А чего стоят технические регламенты? Конкуренция между рядом производителей строится порой даже не на основе качественного оборудования и человеческих ресурсов, вовлеченных в проекты, а на основе правил, по которым можно быстро и качественно организовать производство. Достаточно привести примеры из современной микроэлектроники, где правила организации «чистой комнаты» являются определяющими при выборе производственных мощностей. А нынешние IT-производители или различные консалтинговые организации как раз таки и конкурируют друг с другом на основе того, у кого лучше построены схемы работы с персоналом (организация труда, аттестация кадров, система стимулирования и премиальных выплат и пр.). Таким образом, можно сформулировать еще один принцип – «разумное сочетание дисциплины и творчества».

Миф 5


Чем тщательнее скрывается организация работы инновационного предприятия, тем больше шансов на успех. Конечно, ноу-хау по-прежнему остаются за разработчиками, продолжает действовать институт патентования и защиты интеллектуальной собственности. Однако если говорить об управлении предприятиями, то здесь открытость для акционеров является одним из решающих условий развития. Последние тенденции с выходом предприятий на IPO (Initial Public Offering) – публичную продажу своих акций по определенным правилам – являются одним из условий дальнейшей капитализации. Понятные обновляющиеся информационные ресурсы, наличие публичных советов управления, прозрачная политика во взаимодействии с акционерами – все это важные составляющие конкурентоспособности. «Публичность организации инноваций» – так можно сформулировать следующий принцип инновационной деятельности.

Миф 6


Инновации могут быть вполне успешны на отдельно взятой территории. Собственно, это уже развенчанное заблуждение. Кризис очень внятно дал понять, насколько может быть зависимой наша экономическая система. И если сегодня ряд промышленных компаний вполне удерживаются на плаву за счет внутреннего рынка, то уже через 5–7 лет это станет абсолютно невозможно. Не спасут и так популярные сегодня проекты по замещению импортной продукции. У нас очень небольшая страна со своим выраженным конкурентным потенциалом и местом на мировом рынке разделения труда.


Очевидный принцип инновационной деятельности – «глобальный характер инноваций».


Сформулированные принципы инновационной деятельности кому-то могут показаться простыми и очевидными. Но здесь важно не только следование им при организации инновационных проектов в секторе профессионального образования. Важно сопоставить сформулированные позиции с принципами образовательного уклада – организации системы образования. Ведь образовательная деятельность тогда успешна, когда она чувствительна к изменениям производственного характера и настроена на будущее экономики. О возможном таком сопоставлении – в следующем материале.


www.eurekanet.ru


 


Тема в Форуме - "Инновации в российском образовании: есть ли у них будущее?"




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Минобрнауки России представило лучшие научные разработки на форуме «Открытые инновации»
01-11-2013
Минобрнауки России

Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования
21-08-2013
Порядок

О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014–2020 годы и внесении изменений в данную программу на 2009–2013 годы
25-05-2013
О федеральной

Игорь Реморенко: Как стать федеральной инновационной площадкой?
03-06-2010
Игорь Реморенко:

Владимир Кудрявцев. Конец инноваций в российском образовании?
22-04-2010
Владимир Кудрявцев.

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (27)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх