Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » К 125-летию Председателя Земного Шара. Велимир Хлебников. Радио будущего

К 125-летию Председателя Земного Шара. Велимир Хлебников. Радио будущего

  • Закладки: 
  • Просмотров: 605
  •  
    • 0

 


Велимир Хлебников 


9 ноября 2010 г. исполняется 125 лет со дня рождения Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова – поэта, прозаика, драматурга, эссеиста, теоретика искусства, исследователя и «испытателя» языка, мыслителя, культуролога (как мы сказали бы сегодня), художественное - футуристическое кредо которого переплавилось в дар реального провидца и вещуна. Хотя, возможно, этот дар был изначален и определил его художественное кредо, но, несомненно, был и усилен им. Пророчества Хлебникова не носили эзотерического характера. Это были «художественные прогнозы», правдивость которых могла бы выдержать проверку на все самые жесткие критерии научной истины, если кто-нибудь задался бы целью провести такую процедуру.


Ведь Хлебников являл собой не столь уж частый пример ученого художника-экспериментатора. В этом отношении ему весьма близок С.Дали. Оба они не превращали искусство в науку и, наоборот, искусство в науку, предоставляя «алгебре» и «гармонии» оставаться на своих местах. Просто через смелые эксперименты они сумели воссоздать поэтический первоэлемент в гнозисе, равно как и гностический – в поэзисе. То есть – установить родство того и другого по происхождению, которое в античные времена принималось как нечто самоочевидное, а во времена Хлебникова и Дали нуждалось в очень серьезных доказательствах. И они предоставили такие доказательства – всем своим творчеством. Не втягивая «поэзис» и «гнозис» в насильственный инцест, соблазнительный для любителей легких путей.


Как и многие большие художники первой трети XX столетия, Хлебников напоминал культурного героя, который спустился на землю с какого-то невидимого Олимпа и принялся с титаническим размахом и энергией вершить земные дела. Собственно, дело было одно – не просто творение нового искусства, но новой культуры, нового миропонимания, нового самосознания в новых художественных формах, способных выразить тектонические разломы и сдвиги в конструкции человеческого мира, которыми возвестила о себе новейшая история. Это дело, помимо Хлебникова, в разных сферах и направлениях искусства делали Сальвадор Дали и Федерико Гарсия Лорка, Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер, Сергей Эйзенштейн и Марсель Дюшан, Максимилиан Волошин и Всеволод Мейерхольд, Василий Кандинский и Игорь Стравинский, Луис Бунюэль и Сергей Дягилев…


Это дело являлось для них общим – и в смысле Николая Федорова, философия которого была nfr созвучна Хлебникову. Павел Флоренский писал о футуристах, но, по сути, предельно точно сказал о них всех: «Как выступили футуристы - это было главным. Мысли, давно продуманные языковедами, психологами и словесниками в тиши кабинетов, подобились инфекции в запаянных колбочках. Умы иммунизированные остались холодными, хотя и общались с острейшим из ферментов духа. Когда речь была понята футуристами как речетворчество и в слове они ощутили энергию жизни, тогда, опьяненные вновь обретенным даром, они заголосили, забормотали, запели. Подлив кипятка и дерзостей к таящему снегу общественной мысли, они подогрели последнюю на несколько градусов. Дурачась и озорничая, они одержали победу, и прежде всего труднейшую: заставили к себе прислушаться (курсив мой. -

Владимир Кудрявцев

)» (Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. Т. 2. С. 171-173).


А прислушаться их устами требовала жизненная необходимость. Безнадежно устаревший язык учебничного, книжного академизма, которым были «иммунизированы» умы в конце XIX – начале XX столетия, окончательно перестал выполнять функцию объединения людей. Разваливалось общее дело, расползалась по трещинам исторических встрясок культура. Возникла задача поиска новых формул всеединства, ибо старые не работали. Этим вплотную и занимался Хлебников и его соратники не только по футуристическому – всему новому культурному движению XX века (умышленно не использую штампов-идентификаторов типа «модернизм», «авангардизм» и др. – немые штампы ничего не говорят). И им удалось заново найти объединяющие формулы, которые и поныне не исчерпали срока годности. А искал их даже такой «космический индивидуалист», как Сальвадор Дали. Он ведь однажды четко и недвусмысленно сформулировал: я стремлюсь поднять современное искусство до вершин классики. А классика, каких бы отметок высоты она ни достигала, и есть то, что прочнее всегшо объединяет времена и народы, сословия и поколения. Парадокс: живопись Дали и стихи Хлебникова едва ли понятны большинству зрителей и читателей. Но воплощенное в них мироощущение и самоощущение характеризует многие специфические духовные и душевные черты человека XX века. Эти черты разделял круг людей, значительно превосходящий круг зрителей Дали и читателей Хлебникова. Хотя оба художника являлись не просто выразителями - выразительными творцами этого мироощущения и самоощущения.  


В контексте этих поисков уместно рассматривать и эссе-утопию В. Хлебникова «Радио будущего». Сегодня общепризнано, что в нем он с порой обескураживающей точностью предвосхитил Интернет: «Радио отпечатало сегодня повесть любимого писателя, статью о дробных степенях пространства, описание полетов и новости соседних стран. Каждый читает, что ему любо»; «В каждом селе будут приборы слуха и железного голоса для одного чувства и железные глаза для другого» и т.д. Своего рода посыл «модерна» «постмодерну» (если уж говорить немыми штампами). Да, собственно, все обретения «постмодерна» - без должного понимания принятые и воспринятые посылы «модерна». Ничего другого в «постмодерне» нет. Сравнительно незадолго до возникновения мировой Сети Милорад Павич еще «на бумаге» реализовал технический принцип того, что в 60-х гг. Тед Нильсон назвал гипертекстом (правда, некоторые считают первым гипертекстом Св. Писание). В отличие от этого замечательного писателя Хлебников опередил время на 70 лет, уловив дух одного из главных откровений XX века. А в «аспекте духа» все выглядит несколько более возвышенно, принимает черты идеального, должного («главное дерево сознания», «духовное солнце страны», «великий чародей» и т.п.).


Хлебников в своей утопии представил описание «идеального» Интернета. Но ведь - и Интернета вообще. И в этой общей части утопия сбылась. Быть может, имеет смысл набраться оптимизма и довериться гениальному чутью Велимира Хлебникова, поверить, что когда-нибудь она сбудется и в остальном?


Владимир Кудрявцев


Эссе Велимира Хлебникова "Радио будущего" размещено в разделе "Живые Корни" ("Каталог статей").


См. также:


 




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Велимир Хлебников. Радио будущего
09-11-2010
Велимир Хлебников. Радио будущего

Александр Войскунский о становлении киберпсихологии и роли психологов в истории Интернета
12-02-2014
Александр Войскунский о становлении

Цитата недели
28-05-2006
Цитата недели

"В желании ввести заумный язык в разумное поле вижу приход старой спицы моего колеса. Как жалко, что об этих спицах повтора жизни
  • Календарь
  • Архив
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Июнь 2018 (30)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Январь 2018 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх