Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Предшкольное образование в Республике Казахстан: догоним и...?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 7 704
  •  
    • 0

Предшкольное образование в Республике Казахстан: догоним и...?


Из статьи Игоря Воротного "Образование. Догоним и перегоним" в газете "Известия. Казахстан" (31.03.05)


Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2010 года, разработанная Министерством образования и науки, уже на следующей неделе поступит на рассмотрение правительства. Тем не менее автор статьи считает целый ряд ее ключевых позиций весьма проблематичными.


Так, "болевой точкой программы является дошкольное образование. При всем старании программа обещает охват предшкольным образованием только 75% детей шести-, а после внедрения 12-летнего образования — пятилетнего возраста в стране. Между тем предшкольное образование с полным основанием можно отнести к начальной стадии общеобразовательной школы. И на эту стадию, по Конституции, у нас имеют право все будущие граждане республики. Но сокращение сети дошкольных учреждений привело к тому, что сейчас предшкольную подготовку проходит лишь 63% детей шестилетнего возраста. А поскольку ее восстановление возложено на местные бюджеты, то стопроцентного охвата в обозримом будущем не ожидается. Вот и получается, что в школе дети «стартуют» с разным багажом знаний, и разрыв в степени подготовки учащихся между городом, где всеми правдами и неправдами ребенка в садик пристроить все-таки можно, и селом, где слово «детсад» давно забыто, начинает расти еще в буквальном смысле с пеленок.


Министерство, правда, видит выход из ситуации в создании детских мини-центров, где дети дошкольного возраста могли бы находиться не целый день, а 2-4 часа. Однако пока этот вопрос — в стадии проработки, и когда он перейдет в плоскость практическую, не ясно".



Комментарий

Владимир Кудрявцев

Не правда ли все до боли знакомо? Разница - только в цифрах. Тем не менее, масштабное свертывание системы дошкольного образования в Казахстане началось раньше, чем у нас. Как и у нас, чиновники под флагом сокращения расходных статей бюджета сбывали помещения детских садов в частные руки. Я лично побывал в тоге Приама на развалинах Трои, оказавшись свидетелем того, что осталось от некогда развитой сети дошкольных учреждений в крупных областных центрах республики, даже в тогдашней столице Алма-Ате.


Это привело к тому, что с 1993 по 1998 г. число детских садов сократилось в Казахстане с 8578 до 1558. В 1997-98 учебном году дошкольные учреждения посещало только 0,1% детей до одного года, 7,7% - до двух лет, 11, 6% - до трех, 14% - до четырех, 15,3% - до пяти, 8,9% - до шести лет (Калдыбаева Т.Ж. Социальные проблемы дошкольного образования в Казахстане // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 67).


Это, конечно, не значит, что на улицы выплеснулись толпы детей без присмотра - во всяком случае, я этого не наблюдал. По крайней мере, - в городах. Но нужно учитывать, что в многодетных казахских семьях социально-психологические связи младших детей со старшими подчас прочнее, чем с родителями, занятыми на работе. В условиях дефицита общественного и семейного родительского воспитания именно старшие берут на себя ряд его функций по отношению к младшим. Кроме того, в традиционных казахских семьях до сих пор функционален и авторитетен "институт" дедушек и бабушек (тем более, в аулах, где дошкольные учреждения остались достоянием советского прошлого).


Так или иначе, в конце 1990-х гг. государство забило тревогу. Правительство принимает документ - "Стратегия развития Республики Казахстан. 2003", где в качестве приоритета определяется введение предшкольного образования вместо разрушенного дошкольного.
В 1999 г. вышло специальное постановление Правительства РК «О вопросах обязательной предшкольной подготовки детей».
По заданию Министерства образования были разработаны концепции и проект программы на один и два года - с 5-6 и 6-7 лет (там же). В итоге, как видим из публикации И.Воротного, это отчасти выправило ситуацию - повысился охват шестилеток целенаправленной образовательной работой. Однако нельзя не согласиться с социологом Т.Ж.Калдыбаевой в том, то "предшкола - не альтернатива традиционному дошкольному образованию, осуществляемому с 2-3-летнего возраста, а лишь его завершающая часть, рассчитанная на детей, которые никогда до сих пор не посещали детский сад. Предшкола не должна отодвинуть вопрос о развитии полноценного дошкольного учреждения (курсив мой. -

Владимир Кудрявцев

)" (Калдыбаева Т.Ж. Социальные проблемы дошкольного образования в Казахстане. С. 69). Задачи "предшколы", справедливо считает автор, - обеспечение психического развития детей, укрепление их здоровья, подготовка ребенка к включению в "школьные" социальные отношение, приобщение родителей к его образованию и воспитанию и др. (там же).


Но, продолжает Т.Ж.Калдыбаева, "правительство склоняется к организации предшкольного образования при школах, так как функционируют лишь считанные детские сады. Снова опасность. Она заключается в том, что школы вряд ли могут обеспечить программные задачи предшколы. Для детей необходимы соотвествующие программным, научно обоснованным требованиям возможности для развития. Школы ими не располагают" (там же). Подобные опасения высказали 85% опрошенных автором респондентов - экспертов в области дошкольного образования.


...Опять опасности, опять проблемы. То, что они за пятилетний срок не были в принципе разрешены, свидетельствует появление нового документа Министерства образования РК. Более того, если согласиться с оценкам И.Воротного, то и с принятием этого документа они вряд ли поддадутся решению в обозримом будущем.


Казахстан начал движение в направлении "предшкольного образования" на несколько лет раньше, чем эта проблема была поставлена у нас (также на несколько лет раньше республика перешла на систему ЕГЭ). При всех различиях в ситуации с дошкольным образованием у нас с Казахстаном намного больше общего (см. Приложение). Так стоит ли наступать еще раз на одни и те же грабли?



Приложение



Дошкольное воспитание и обучение


С официального сайта Министерства образования Республики Казахстан - http://edu.gov.kz/index.php?lang=ru&id=88&text_id=168


Система дошкольного воспитания Казахстана включает организации образования разного типа, вида и уровня, которые различаются по своим задачам, качественному состоянию:



1. Дошкольные организации;



2. Предшкольные классы в общеобразовательных школах;



3. Кабинеты дошкольного воспитания и предшкольной подготовки в ИПК разных уровней;



4. Факультеты и отделения дошкольного воспитания в высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального образования;



5. Дошкольная педагогическая наука. Она представлена лабораторией дошкольного воспитания Казахской Академии образования имени Ы.Алтынсарина, Семипалатинского государственного университета имени Шакарима и учеными, которые занимаются проблемами дошкольного воспитания и работают в высших и средних специальных учебных заведениях, кафедрах Институтов повышения квалификации и др. организациях;



6. Управленческие кадры дошкольного воспитания – специалисты по дошкольному воспитанию в центральном, областных, городов Астана, Алматы, районных и городских органах образования, заведующие дошкольных организаций, члены Педагогических советов, Советов дошкольных организаций и др.





1. Дошкольные организации





Основной структурной единицей системы дошкольного воспитания являются дошкольные организации, которые в виде детских площадок стали создаваться в республике с 1917 г. Такие площадки одними из первых отрылись в городах Семипалатинск и Верный (ныне г.Алматы). В г.Семипалатинске в 1921 г. насчитывалось 5 детских площадок: по одной для мусульманских и еврейских, три – русских детей. В г. Алматы функционировала одна детская площадка на 300 детей, которую вскоре преобразовали в детский сад. В ряде областей создавались дошкольные юрты по обучению матерей правильному уходу за ребенком, дошкольные библиотеки, проводились «недели ребенка». В 1922 году в целом в стране работали более 22-х детских садов и площадок, а к 1940 году во всех областях функционировало 517 дошкольных организаций с охватом более 21 тысяча детей дошкольного возраста. Примечательно, что за годы Великой Отечественной войны было открыто еще 188 яслей-садов. К 1990 году число дошкольных организаций достигло своего пика и составило 8881, их посещало 47,8% детей страны от 2 месяцев до 7 лет.



В настоящее время функционирует 1156 дошкольных организаций: комплексы «Детский сад- школа», дошкольные гимназии, дошкольные центры, авторские детские сады.



Законом Республики Казахстан «Об образовании», Правилами о порядке деятельности дошкольных организаций Республики Казахстан, Концепцией предшкольной подготовки выделены основные функции дошкольной организации для детей от 1 года до 7 лет вне зависимости от его вида:



1) создание условий для освоения воспитанниками образовательных программ дошкольного воспитания и обучения;



2) обеспечение интеллектуального и личностного развития воспитанников;



3) охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;



4) обеспечение предшкольной подготовки пяти-шестилетних воспитанников;



5) взаимодействие с родителями воспитанников;



6) организация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.



Для их осуществления каждая дошкольная организация наряду с присмотром и уходом должна обеспечивать воспитание и обучение детей.



Осуществляя единые функции и задачи дошкольные организации Казахстана в зависимости от основных для них услуг, различаются:



1) по назначению:



общеразвивающие. Их, основной функцией является интеллектуально-личностное воспитание и обучение ребенка. Основный вид услуг – развивающий. Особое внимание уделяется предшкольной подготовке пяти-шестилетних детей. В то же время осуществляются обязательные мероприятия по уходу и оздоровлению воспитанников. Специальные медицинские услуги организуются по желанию родителей как дополнительные и включаются в договор, который оформляется между родителем и дошкольной организацией. Эти организации рассчитаны на 50,75,140,280,320 мест с количеством детей в группах ( в зависимости от их возраста) от 20 до 25 человек.



К общеразвивающим дошкольным организациям относятся: ясли-сад, детский сад общего типа, дошкольный учебно-воспитательный центр с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (физического, интеллектуального, эстетического и др.), авторский детский сад. Вышеназванные дошкольные организации в основном работают на казахском, русском языках воспитания и обучения.



коррекционные: ясли-сад, детский сад для детей с ограниченными возможностями в физическом и психическом развитии ( с тяжелыми и более легкими нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательных функций, часто и длительно болеющих детей, задержкой психического развития, с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями и др.). В дошкольных организациях коррекционного типа наполняемость групп устанавливается в зависимости от нарушений физического и психического развития детей и их возраста и составляет от 8 до 20 детей;



Основной вид услуг в дошкольных организациях коррекционного вида – медицинские, с обязательной коррекцией физического развития, и развивающие, с обязательной коррекцией психического развития. Форма коррекционной работы с детьми - индивидуальная и малыми группами;



комбинированные: ясли-сад, детский сад совмещающий функции общеразвивающего и коррекционного характера. В дошкольных организациях комбинированного типа функционируют группы в разном сочетании: например, группы общеразвивающие и коррекционые; группы по уходу, присмотру, оздоровлению и общеразвивающие;



2) по количеству возрастных групп и по длительности пребывания детей в организации: детские ясли, детские сады, ясли-сады, которые могут быть дневными, круглосуточными, с гибким временем работы.



Основным видом является ясли-сад, работающий 9-10 часов и имеющий возрастные группы, соответствующие делению детей на возрастные периоды: группа детей раннего возраста – от 1 года до 2 лет; первая младшая группа – от 2 до 3 лет; вторая младшая группа – от 3 до 4 лет; средняя – от 4 до 5 лет; предшкольные группы: старшая – для детей от 5 до 6 лет и подготовительная к школе - от 6 до 7 лет.



В настоящее время большинство дошкольных организаций сельской местности республики существуют с меньшим количеством групп и смешанным по возрасту составом детей: одногрупповые, двухгрупповые, трехгрупповые. В городах функционируют детские сады с количеством групп от 4 до 14, в некоторых детских садах имеются параллельные возрастные группы.





2. Предшкольные классы в общеобразовательных школах





Предшкольные классы – это новое явление в образовании Казахстана. Их открытие обусловлено рядом причин, но прежде всего – массовым закрытием дошкольных организаций, в результате чего в 1995-1999 годах абсолютное большинство детей стали поступать в школы, не достигнув необходимого уровня общего развития, не пройдя психологической, когнитивной, общекультурной подготовки к учебной деятельности. Многие из этих детей , оказавшись в качественно новой для них школьной ситуации, с трудом стали ориентироваться в происходящих явлениях. Неуверенное поведение таких первоклассников вызывало отрицательные эмоции со стороны окружающих, что безусловно, травмировало психику ребенка, способствовало проявлению недоброжелательного отношения к нему, к сожалению, даже у самого учителя. Таким образом, складывался облик слабого, пассивного ученика, которого в годы обучения в школе сопровождало клеймо отстающего, трудного. Кроме того, открытие предшкольных классов было обусловлено внедрением в 1997-2000 годах учебников нового поколения в начальной школе , которые разрабатывались с учетом того, что в школу придет ребенок, имеющий соответствующий уровень физического, познавательного, специально-педагогического развития.



В связи с этим, Министерство образования и науки Республики Казахстан в 1998-1999 годах в ходе подготовки проекта нового Закона страны «Об образовании» инициировало разработку новой юридической нормы об обязательной и бесплатной предшкольной подготовке пяти-шестилетних детей в государственных организациях образования в рамках общеобразовательной программы, так называемой ПРЕДШКОЛЫ. Закон вступил в действие 7 июня 1999 года. Для определения механизма открытия предшкольных классов Правительством страны в ноябре 1999 года было принято постановление №1762 «О вопросах обязательной предшкольной подготовки детей». Согласно этому постановлению одногодичные предшкольные классы для детей 5 и 6 лет могут открываться в общеобразовательных школах и иных организациях образования, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Также могут открываться предшкольные группы на базе старших и подготовительных групп дошкольных организаций. Предшкольная подготовка в государственных организациях (детских садах и школах) должна финансироваться из средств государственного бюджета. Кроме того, постановлением в обязанность родителей вменяется обеспечение предшкольной подготовки 5-6-летних детей.



Органами образования за последние три года создано 12 тысяч предшкольных классов и групп при школах и детских садах. В результате предшколой охвачены 63% пяти-шестилетних детей, в том числе в городской местности – 52% в сельской местности – 57%. 36% детей получают программы предшкольной подготовки в дошкольных организациях (в 2001 г. – 30%).



Учебная программа предшкольных классов рассчитана на 32 недели. В неделю дети занимаются 22 часа. Структура занятий определяется исходя из физиологических и психологических особенностей пяти-шестилетних детей, которым впервые придется получать организованные программы. Ими осваиваются, предусмотренные программой элементы знаний по родному языку и художественной литературе, изобразительному искусству (рисунок, лепка, конструирование), музыке (музыкальные знания, пение, танцы); навыки математического мышления, а также предусматривается ознакомление с окружающей общественной и природной средой. Содержание программы ПРЕДШКОЛЫ включает в себя национальные и общечеловеческие ценности, элементы этики и гигиены.



В 2003/2004 учебном году в учебно-воспитательный процесс предшкольных классов и групп введены 19 новых учебно-методических комплексов из 82 наименований. Каждый комплекс предшколы состоит из азбуки-тетради, хрестоматии, дидактических материалов и методического руководства. Внедрение комплексов будет содействовать эффективному решению проблем качества дошкольного образования.



Норма обязательной предшкольной подготовки детей стала одной из главных достижений страны в пользу детей дошкольного возраста. Республика Казахстан - единственная, среди стран СНГ и многих европейских, которая законодательно закрепила право ребенка на предшкольную подготовку.





3. Кабинеты дошкольного воспитания и предшкольной подготовки в ИПК

разных уровней





Кабинеты дошкольного воспитания в институтах повышения квалификации существуют с начала 60-х годов. Однако, по данным Музея образования Казахстана РИПКСО повышение квалификации воспитателей дошкольных организаций стало проводится с начала 20-х годов прошлого столетия в городах Оренбург и Семипалатинск.



Основная задача кабинетов - организация курсов повышения квалификации по обновлению теоретических и практических знаний, воспитателей, заведующих дошкольных организаций, дошкольных специалистов органов образования по специальным образовательным программам.



Повышение квалификации дипломированных работников дошкольного воспитания проводится не реже одного раза в 5 лет в течении их всей трудовой деятельности. Она включает в себя следующие виды обучения : краткосрочные курсы – до 72 часов; среднесрочные – от 72 до 108 часов; длительные – более 108 часов.



Также кабинеты создают условия переподготовки работников дошкольного воспитания для получения ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин и разделов дошкольной педагогики, психологии и методики, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.



Ежегодно работники дошкольного воспитания повышают свою квалификацию и проходят переподготовку в Республиканском институте повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров среднего образования (открыт в 1929 г.), который находится в г.Алматы и аналогичных 16 областных, городов Астана, Алматы Институтах и Центрах повышения квалификации и переподготовки кадров. Кроме того, в той или иной мере проблемами повышения квалификации через организацию различных семинаров, конференций, консультаций занимаются методические службы в районных и городских отделах образования. Значительную роль в повышении квалификации оказывают ежегодные августовские педагогические конференции, которые проводятся перед началом каждого учебного года во всех районах страны.



Другая задача кабинетов дошкольного воспитания при ИПК - это изучение, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта дошкольных организаций, органов образования. В 2000 года с этой целью РИПКСО совместно с органами образования наряду с другими мероприятиями проводит республиканские конкурсы «Лучший детский сад года».



С 1995 года повышением квалификации всех субъектов системы дошкольного воспитания: от родителей и воспитателей дошкольных организаций до научных работников вузов и специалистов органов образования стали заниматься общественные и международные организации, среди которых - Общественный Центр «Степ бай Степ» Фонда Сорос-Казахстан, Союз поддержки немцев за рубежом, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.





4. Факультеты и отделения дошкольного воспитания в колледжах и вузах





В Казахстане одновременно с организацией первых детских садов проводилась работа по подготовке дошкольных педагогических кадров.



Первые казахские дошкольные курсы открывались в 1922 году на территории Российской Федерации в г.Оренбурге (тогда Оренбург был столицей Казахской АССР), а в 1924 году подобные курсы организуются в г.Кызылорде. 80 казашек за короткий срок получив специальность воспитателя детского сада, активно принимаются за работу по расширению сети детских садов и пропаганде дошкольного воспитания в стране. В 1993 году подготавливают кадры для дошкольных организаций уже 28 педагогических училищ, с планом ежегодного приема более 3 тысяч студентов. В настоящее время в 30 колледжах проходят подготовку и получают дошкольные специальности более 1,5 тысяч учащихся.



До 1994 года подготовка воспитателей, методистов детских садов с высшим образованием проводилась в 12 педагогических вузах в городах Алматы, Атырау, Талдыкурган, Кызылорда, Караганда, Семипалатинск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Актюбинск и др., на факультеты дошкольного воспитания которых ежегодно принималось более 500 студентов.



В 1997-1999 годах, в связи с закрытием детских садов и уменьшением государственного финансирования вузов, значительно сократился прием обучающихся по дошкольным специальностям.



В ноябре 1999 года после выхода постановления Правительства страны «О вопросах обязательной предшкольной подготовки детей» и массового открытия предшкольных классов Министерством образования и науки Республики Казахстан было принято решение о восстановлении подготовки кадров с высшим образованием по дошкольным специальностям. В результате в 2000 году в Классификатор специальностей высшего образования введена специальность «Педагогика и методика дошкольного воспитания» с приемом в вузы 140 студентов. Предусматривается введение в программу средних и высших профессиональных учебных заведений новых циклов, расширяющих специализацию будущих дошкольных специалистов. С ростом вариативности образовательных услуг в дошкольные организации кроме воспитателей и методистов, вливается поток новых специалистов: психологов, инструкторов по физкультуре и плаванию, преподавателей хореографии, изобразительного искусства, информатики, учителей иностранного языка и др., которые также получают подготовку в средних и высших профессиональных педагогических учебных заведениях.





5. Дошкольная наука





Над научными проблемами дошкольного детства, в определенной мере обеспечивая детские сады, детей, педагогов, сферу семейного дошкольного воспитания с начала 60х годов до июля 2000 года работала одна лаборатория дошкольного воспитания и начального обучения Казахской Академии образования им.Ы.Алтынсарина. В ней после всех реорганизаций дошкольные специалисты были представлены 1 кандидатом педагогических наук и 1 старшим научным сотрудником. Вузовская дошкольная наука представлена соответствующими кафедрами в 3 университетах, 1 пединституте , против 12 - в 1994 году. Ряд исследований по дошкольному воспитанию проводится в институтах повышения квалификации и педколледжах, а исследования по ранней и дошкольной коррекционной педагогической поддержке - в соответствующих кафедрах вузов и Центре социальной адаптации и трудовой реабилитации детей и подростков (САТР).



Научно-методическое обеспечение дошкольного воспитания осуществлялось до 1999 года по принципу: дошкольное воспитание – это дошкольная организация. Поэтому большинство научных тем было сведено к проблемам дошкольных организаций, понимаемых как системообразуещее начало казахстанского дошкольного воспитания и обучения. В такой же логике формировалось содержание деятельности головной научной организации – лаборатории дошкольного воспитания и начального обучения КАО им.Ы.Алтынсарина. За годы своего существования лаборатория подготовила программу воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» с комплексом учебных пособий по 20 наименованиям. Кроме того, лабораторией подготовлен ряд методических разработок по познавательному развитию ребенка.



Однако, в современном контексте состояния дошкольного воспитания страны (более 80% детей «воспитываются» дома, обязательная предшкольная подготовка в предшкольных классах школ) становится очевидным, что развитие казахстанского дошкольного воспитания требует разработки специфичных, ранее не осваивавшихся областей науки, таких как особенности семейного дошкольного воспитания, педагогическое и психологическое просвещение родителей, определение содержания и методики работы неорганизованных форм дошкольного воспитания, психологические проблемы дошкольного развития детей в домах ребенка и детских домах и др.





6. Управленческие кадры дошкольного воспитания





В состав управленческих кадров дошкольного воспитания входят специалисты по дошкольному воспитанию в центральном, областных, городов Астана, Алматы, районных и городских органах образования, заведующие дошкольных организаций. Их деятельность регламентируется законодательством Казахстана: Конституцией страны, Законом РК «Об образований», Кодекс о труде, Правилами об организации деятельности дошкольных организаций и другими нормативными документами.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Приношу извинения коллегам
23-09-2005
Приношу извинения коллегам

Информация к размышлению. Плата за предшкольное образование?
14-06-2005
Информация к размышлению. Плата за предшкольное

Предшкольное образование в Республике Казахстан: догоним и...?
31-03-2005
Предшкольное образование в Республике Казахстан:

Из статьи Игоря Воротного "Образование. Догоним и перегоним" в газете "Известия. Казахстан" (31.03.05) Государственная программа
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (14)
Март 2024 (59)
Февраль 2024 (48)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх