Три новости последнего времени – совершенно различные, но в чем-то важном сходные.
(Можно, конечно, добавить сюда еще «4»: публикацию А. Навального о злоупотреблениях в Транснефти… много чего можно добавить).
Различия объяснять не буду – они очевидны. Гораздо важнее сходства. Они, по-моему, следующие. Практически все, кто хоть сколько-нибудь в курсе дела (и кому положено быть в курсе), во всех трех случаях сказали одно и то же: «Ну, вот, тоже мне, новости. Так это и так все давно знают».
КТО знает? ЧТО знает? В самом деле, ЗНАЮТ? ДАВНО? Вот это самое мрачное, что следует из всех упомянутых историй.
Ведь во всех этих случаях речь идет о вещах совершенно диких, в нормальном демократическом государстве нетерпимых. И эти, пардон, «процессы» длились и развивались годами. И все, «кому положено», обо всем «знали». И НИЧЕГО (что было положено по должности) НЕ ДЕЛАЛИ – или делали прямо наоборот – чтобы «процессы» шли своим чередом. Некоторое шевеление и реагирование начинается только тогда, когда события уже явно выходят «за грань», когда их масштаб становится просто запредельным.
Wikileaks. Американский посол докладывает руководству о коррупции в Москве: как она устроена, кто кого «крышует», кто с кого дань собирает и т.д. Ясное дело, для нас это не новость – и так все, кому интересно, давно все знали. Тем более все знало руководство страны – у него есть источники информации понадежнее американского посла. Все знали, давно знали, всегда знали. Ну, так ведь сняли же Лужкова! Ну да, сняли. Когда стало совсем уж невмоготу. Когда автодорожная Москва, натурально, «встала». Когда из-за дурацких действий руководства пришлось чуть ли не закрывать аэропорт Шереметьево. Когда стоимость московских дорог стала перекрывать стоимость туннеля под Ла-Маншем. Когда москвичи чуть не каждую неделю протестуют против очередного сноса какого-нибудь исторического памятника. Когда скандалы с «Интеко» уже вышли на международный уровень (иск Ш. Чигиринского в Высокий суд Лондона). Все эти проблемы (и множество прочих) копились годами. Все все знали. Не знаю уж, что там стало «последней каплей». . .
Леонид Парфенов произнес знаменитую речь. Все как один прокомментировали: ну, так он просто сказал то, что и так все давно знали! Ну да, телевидение за последнее десятилетие выродилось, можно сказать, до нуля. Все это знают, давно знали, и теперь «продолжают знать»… и что? – Конечно, ничего. Чтобы ТВ «возродилось» нужно, чтобы страна просто перестала его смотреть. Тогда перестанут поступать деньги от рекламы, отцы нации не смогут достучаться до сердец избирателей, ну, и так далее. Придется принимать авральные меры. До этого еще, явно, далеко. Так что все продолжают «все знать».
Побоище в Кущевской. Запредельная, можно сказать, дичь. Так ведь, оказывается, все, кому положено, давно все знали про местные, извините, «порядки»! И докладные неоднократно писались, и бандиты давно известны поименно – и что? Да ничего, просто все все знали. Таких Кущевок у нас полстраны – ролики с документальной съемкой бандитского беспредела в разных городах и весях во множестве гуляют по Интернету. Все это знают. Сколько еще народу должно погибнуть, чтобы началась-таки борьба с коррупцией?
Не знаю, как это все прокомментировать. Наверное, так, как это сделал много веков назад Гераклит: «многознание уму не научает».
Илья Раскин
Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.
На развитие сайта